Среда, 24 апреля, 2024

«Надежды» больше нет

Ликвидация последствий ЧП

На Сахалине возбуждено второе уголовное дело в связи с происшествием в Невельском районе, когда во время шторма 28 ноября на каменистую отмель было выброшено нефтеналивное судно «Надежда».
Напомним, на борту танкера находилось около 200 тонн мазута  и 550 тонн судового дизтоплива. Судно получило повреждения корпуса, произошла утечка нефтепродуктов. В результате была существенно загрязнена часть акватории морского порта Невельск и Татарского пролива. Муниципальному образованию причинен крупный ущерб. По горячим следам было возбуждено уголовное дело по признакам нарушения правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта.
Между тем в ходе прокурорской проверки установлено, что судно «Надежда» является однобортным, с дедвейтом 1139 тонн, и не предназначено для перевозки нефтепродуктов тяжелых сортов, к каким относится мазут.
Следствием также уточнено, что собственником «Надежды» является ООО «Росторг», эксплуатация танкера осуществлялась ООО «ДВ-Акватория» на основании договора фрахтования. Загрузка судна нефтепродуктами происходила в порту Ванино. Получателем груза являлся Невельский торговый порт.
Тем временем власти и различные ведомства ломают голову – что делать с аварийным танкером. 9 декабря стало известно, что с «Надежды» откачали все дизтопливо, но мазут застыл на холоде, разогреть его не получается, он остается на борту.
Как заявил начальник областного управления МЧС, теперь вся надежда на дамбу, после возведения которой, как рассчитывают, можно будет провести необходимые работы и вычерпать мазут.
Дамба возводится, причем стахановским методом: до судна 190 метров от берега, а с учетом «кольца» вокруг судна – и все 220 метров. Завезли уже 5400 кубометров скального грунта, на отсыпку использовали 3300 «кубов». Угольщики из соседнего Горнозаводска направили на строительство дамбы карьерную технику. Люди работают по 13 – 14 часов в сутки. Недавно провели взрывные работы, добыли дополнительно 30 тыс. кубометров скального грунта, он также пойдет на дамбу…
При этом некоторые специалисты считают, что «Надежда» ремонту и восстановлению не подлежит, уже сейчас нужно думать об утилизации. Говорят, что нужно всячески побуждать собственника к активным действиям. С конца декабря он должен приступить к утилизации, к этому времени к судну должна быть проложена дорога по дамбе. В марте «Надежды» у берегов Невельска быть не должно.
По предварительным расчетам, дамбу до «Надежды» предстоит строить еще не менее десяти дней. Впрочем, скептики по-прежнему сомневаются в целесообразности такой работы. И им есть чем крыть. Вспоминают подробности ликвидации последствий аналогичного ЧП в 2004 – 2005 годах в Холмске. 8 сентября 2004 года после прохождения над Сахалином  мощного тайфуна «Сонгда» на каменистой отмели между Холмским морским торговым портом и Сахалинским Западным морским портом в 50 метрах от берега оказалось бельгийское судно – земснаряд «Христофор Колумб». Судно получило пробоины в топливных танках, в море вытекло около 200 тонн мазута и дизтоплива… Была развернута масштабная операция с привлечением нескольких судов. В начале ноября рапортовали о том, что близка к завершению отсыпка дамбы, окружающей «Христофор Колумб» с трех сторон, чтобы образовался своеобразный док, из которого по специально вырытому каналу судно, с которого сняли более 800 тонн тяжелого оборудования, можно будет отбуксировать на чистую воду. Увы, этим планам, не было суждено сбыться. Дамбу размыло первыми же штормами, зимой шторма увеличили пробоину в борту до 30 метров в длину и двух в ширину. В январе 2005 года все спасательные работы были прекращены. Лишь в августе 2005 года две сотни специально привлеченных специалистов закончили работы по разрезанию танкера на куски. Хорошо еще, успели до осенних штормов. Между тем экологические последствия уже не от разлива нефтепродуктов, а от дамбы не заставили себя ждать. Завезенный грунт, размытый волнами, забил городские канализационные и дренажные стоки. Руководство ЗАО «Сахалинремфлот», на чьей территории находился земснаряд, стало бить в колокола,  прогнозируя затопление весной паводковыми и канализационными водами и территории завода, и части городской набережной, и частично улицы Советской в Холмске. В опасной зоне подтопления могли оказаться до 5 тыс. человек. Кроме того, грунт, оставшийся от строительства дамбы на берегу, быстро превращался в пыль, которую разносило по городу…
С такими проблемами столкнулись холмчане. Что ждет Невельск? Из практики ликвидации подобных последствий известны случаи, когда нефтепродукты на борту аварийного судна выжигались, после чего легче было резать останки корпуса на металлолом.
Я. САФОНОВ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ