С точки зрения пассажира
Незаметно маленькие и юркие маршрутные такси на дорогах нашей облас-
ти вытеснили гигантских монстров отечественного и зарубежного братско-социалистического автопрома. Беспрерывным мельканием в часы «пик» и редкими всплесками в промежутках между ними маршрутки стали привычны и неизбежны.
Неизбежность наших маршрутных такси видится в том, что  с ними смирились. В том числе и мы, пассажиры, иногда сетующие на «полусогнутый» вход в салон и малую его вместимость, на проходящие мимо и не останавливающиеся, но очень нам нужные в это время номера 67, 20, 13… Особо стоит сказать о месте на сиденье, ближайшем к спине водителя. Стоит на него сесть, как к вам потекут потоки бумажных денег и мелочи с просьбой «передать». И если вы намерены ехать далеко, то советую запастись терпением.
Смирились и приняли маршрутки как спасение и ПАТП города. Ремонт огромных автобусов очень накладен, запчастей, как правило, не сыскать, да и топлива они потребляют в три-четыре раза больше, чем их маленькие импортные собратья. Куда проще нанять частника со своим микроавтобусом, заключить договор: две тысячи в день – ПАТП, остальное – тебе. Хочешь – езди, хочешь – отдыхай,  пассажиры как-то перевозятся, а предприятие живет.
Мы привыкли к тому, что, «срубив» в сутолоке часа «пик» деньгу, маршрутки зачастую пропадают, отстаиваясь на конечных остановках, а то и у дома водителя и лишь изредка вливаясь в общий поток автотранспорта, чем создают видимость положенной по графику работы.
Отсутствие в маршрутных такси кондуктора – проб-лема очень важная. Его функции выполняют пассажиры, ну а большую нагрузку здесь несет сам водитель. От виртуозности его действий зависит обстановка на маршруте. Сами посудите. Непрофессионал не сможет одновременно полуобернувшись и глядя одним глазом на дорогу, а другим в салон принимать от вас деньги. Непрофессионал не сможет одновременно смотреть на дорогу и отсчитывать вам сдачу с сотенных, пятисотенных и говорить еще при этом по сотовому телефону. Каждый из водителей, наверное, думает, что он более везучий, чем все другие, и верит в свою сноровку и железную хватку рыцаря дорог. И никто не делает скидку на слепой случай. А он может прийти в виде ямки на дороге, не  в меру резвого водителя на встречном автомобиле. И тогда нескольких секунд, на которые водитель отвлекся, просто не хватит на то, чтобы остаться живым самому и увезти от беды своих пассажиров.
Отдельная тема – отношения водитель – пассажир. Еще свежи в памяти времена, когда водители маршруток насмерть бились с пенсионерами, военными, инвалидами, отстаивая неприкосновенность своих авто для льготников. Потому что полноценного финансового обеспечения льгот не было. Теперь же государство попыталось урегулировать этот вопрос, переведя виртуальные льготы в живые, пусть и не очень большие деньги. Правда, среди общей массы недовольных льготниками водителей маршруток попадались просто хамы по жизни, которых и проучить было не грех. Они такими и остались.
Однако отдадим должное всем водителям – и больших автобусов, и маленьких маршрутных такси. В холод, жару, непогоду – они с нами. Зарабатывают деньги,  кормят свои семьи. В общем – живут.
В. АНДРЕЕВ.
Живем
на разных
островах?
Прочитал интервью в «Советском Сахалине» от 17 октября 2006 г. «На кашу с маслом должно хватить», в котором вице-губернатор Н. Новикова сообщила, что уровень жизни в Сахалинской области один из самых высоких в России и что сегодня мы находимся на четвертом месте по этому показателю. Может быть, на бумаге это и так, но неужели же власть не знает истинного положения вещей?
Такое впечатление, что госпожа Н. Новикова проживает на одном острове, а население Сахалина – на другом.
И в подтверждение моих слов в заметке «Тяжело быть дальневосточником», опубликованной  в вашей газете тремя днями позже, полпред Дальневосточного федерального округа К. Исхаков констатирует, что условия жизни на Дальнем Востоке неудовлетворительные, значительно отстают от среднероссийских, поэтому миграция составляет 20 проц., жилищно-коммунальные услуги в 2,7 раза дороже, чем в среднем по России. Оттого все коэффициенты и надбавки за работу в районах Крайнего Севера сводятся к нулю.
Хочется от имени жителей Сахалина спросить власти всех уровней: сколько же можно жонглировать, манипулировать цифрами, констатировать факты и ничего конкретного не предпринимать для улучшения жизни дальневосточников? Доверия к такой власти нет и быть не может. В России проживает два народа: богатые и нищие, которые друг друга не понимают. И это не просто слова. Члены моей семьи, многочисленные родственники работают в лечебно-профилактических учреждениях, школах и знают настроение людей.
Пора предпринимать конкретные шаги, иначе гнойник может внезапно вскрыться.
А. ЗАЙЦЕВ,
врач-хирург.
Обещанием
мы наказаны
Интересно, надо ли всерьез воспринимать сегодняшние обещания южно-сахалинского жилтреста сделать что-то для жалующихся жильцов в следующем, 2007 году? Ведь известно, что треста как головной организации обслуживающих жилой фонд служб скоро уже не будет. А в ответах управляющего щедро раздаются обещания что-то отремонтировать в жилых домах, сделать благоустройство во дворах в I – III кварталах будущего года. Думаю, и ЖЭУ не везде сохранят управление своим жилфондом. Говорят, будет конкурс, и дома наши разберут различные организации, о которых мы до сего дня даже не слышали. Не уверен, что они примут к исполнению планы жилтреста, станут преемниками ЖЭУ. Так зачем тогда нас дурить?
Интересно и другое – как перестроилась в соответствии с новыми веяниями городская прокуратура. Жильцы нашего дома жаловались уже много лет на ЖЭУ по поводу технического состояния подъезда. Годами не делалось никакого ремонта! И вот  в прошлом году мы получили ответ от советника юстиции Р. Гончара. Он объяснил то, что уже известно: наш дом не включен ни в какие списки и ждать нечего. Половину официального письма занимало разъяснение положений нового Жилищного кодекса. В ответе было рассказано, что мы теперь имеем право на выбор способа управления многоквартирным домом. И если нам не нравится, как работает ЖЭУ, если жильцов не устраивает такая ситуация, когда приходится жаловаться на него, то, пожалуйста, выбирайте: или непосредственное управление, или ТСЖ и жилищный кооператив, или другую управляющую организацию. Нам разъяснили, как выбирается способ управления, какие процедуры мы должны пройти.
Спасибо, утешили. Только после таких вот «заботливых» ответов жить становится еще страшнее. Коммунальные дебри становятся все темнее и непредсказуемее.
Ю. ЩЕРБАКОВ.
Завидуем южносахалинцам
С удивлением прочитала статью «С легким паром!» в номере от 14 октября. Подумала: какие счастливые люди живут в округе и городе Южно-Сахалинске! Есть бани частные и муниципальные. Можно только позавидовать.
А вот в нашем селе Мгачи, где проживает около 1400 человек, баня уже год как не работает. Куда и к кому мы только ни обращались: к депутатам районного Собрания, депутату областной Думы А. Кислицину. А воз и ныне там. Такое отношение к нам, сельчанам, создает напряженную социальную обстановку, влияет на наше здоровье.
Наше районное руководство, объясняя закрытие бани, приводит в качестве аргументов такие цифры: содержание бани в месяц обходится в 22835 рублей, а среднее количество человек, посещающих ее, – 12 в неделю, поэтому цена билета при минимальных затратах составляет 475,7 рубля. «По такой цене жители села не в состоянии мыться», – пишет в официальном ответе и. о. главы муниципального образования «Александровск-Сахалинский район» А. Красковский.
Количество людей, пользующихся услугами бани, районное руководство, по-моему, занижает. Наш сельский округ делал социальный опрос среди жителей, получилось, что сегодня баню могло бы посещать человек 100 в неделю.
Ну как без нее, родимой? Титаны есть не в каждом доме.
Г. КУЛИБАБА.