Неукрощенные строптивые. Учебный год начался с двух инцидентов в школах Южно-Сахалинска

219
Пометки на отметки.

Третьеклассник Вася из южно-сахалинской начальной школы № 21 благодаря интернету в один день прославился не только на всю страну. Теперь вся планета знает, на какие поступки он способен в своем желании терроризировать одноклассников.
Наверное, в истории отечественного образования это первый случай, когда девятилетние дети вместе с родителями вышли на пикет у школы с плакатами такого содержания: «Страшно идти в школу», «Я тоже имею право спокойно учиться», «Не хочу смотреть, как душат и бьют моих одноклассников»…
На пикет пришли полицейские, вице-мэр Южно-Сахалинска Елена Федорова и начальник департамента образования Светлана Захарова.
Третьеклассник, чья речь изобилует ненормативной лексикой и для которого не проблема публично оправиться на чьи-то тетради (такая о нем идет слава), в прошлом учебном году уже «отбывал наказание» – находился на домашнем обучении по решению соответствующей комиссии. С мальчиком работали специалисты по коррекции поведения. Минул год, срок «заточения» истек, и Вася пришел учиться в свой класс. Но не отказался от своей манеры поведения, что и дало повод для пикета.
Возмущение детей и взрослых достигло апогея. Вице-мэр сообщила, что принято решение провести служебное расследование по факту, которого не должно было быть. Ведь в прошлом году, как казалось, ситуация с Васей была разрулена. Но раз точка в этой истории не поставлена, есть повод разобраться в правильности работы педагогического коллектива и его руководства по предотвращению подобной ситуации.
Детей с пикета отпустили на уроки, а взрослых собрали на внеплановое родительское собрание. Родители настояли на исключении Васи из класса, так как он ведет себя агрессивно по отношению к другим детям и представляет опасность. Елена Федорова заверила: безопасные условия однозначно будут созданы как для этого ребенка, так и для всего класса. Директор школы № 21 Александр Павлов издал приказ о домашнем обучении ребенка. А мама Васи согласилась на проведение психолого-медико-педагогической комиссии.
Итак, возмутитель спокойствия пока не будет ходить в школу. Ему предложили обучаться заочно по индивидуальному плану с участием педагога. Специалисты департамента образования продолжат корректировать поведение третьеклассника, чтобы в дальнейшем он смог учиться очно. По школьной программе он успевает.
О чрезвычайном происшествии в южно-сахалинской школе № 21 стало известно московскому психологу Марии Киселевой. В минувший понедельник она отвечала на вопросы столичного радиожурналиста, в том числе и про пикет, и про то, правильно ли изолировать Васю от детей. Быть может, надо было попытаться перевоспитать его в коллективе?
Киселева высказала мнение, что пикет, организованный взрослыми с участием детей, – цивилизованный способ высказать свою точку зрения законными способами. Что касается перевода ученика на дистанционное обучение, то это не изоляция. У него есть родители, им школа дает возможность более активно заняться воспитанием ребенка и его развитием, обратиться за психологической и психиатрической помощью, решить свои семейные проблемы.
Да, в какой-то момент школа признала, что не может справиться с трудным ребенком и сдается. А потому, простите, вот вам ваш мальчик. Учителя будут обучать его в режиме онлайн, а воспитанием займитесь сами. Рекомендации мы дадим.
– И школе не стыдно признать свое бессилие? – поинтересовалась радиожурналист.
– Стыдно делать вид, что ничего не происходит, что нет проблемы и так должно быть. Здесь весь класс стонет и объединился против одного. Кстати, в социальных сетях в комментариях некоторых взрослых звучит такое: в наше время Васе устроили бы «темную», ребятам надо было самим его проучить. Но насилие – нецивилизованный способ выяснения отношений. К хорошему он не приведет.
Правда, комментарий Марии Киселевой расходится с позицией президента страны, который в этом году заявил: воспитание должно вернуться в школу.
У заслуженного учителя РФ Светланы Даниловны Перловой, педагога с полувековым сахалинским стажем и большим опытом работы с трудными подростками, отличная от мнения московского психолога точка зрения:
– В моей школе (южно-сахалинской сош № 3 им. Героя России С. Ромашина. – Ред.) не было случая, чтобы я как директор когда-нибудь встала на сторону учителя. Хотя бы потому, что он взрослый человек, а провинившийся – ребенок. Я всегда буду на его стороне. В первом Государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина на лекциях по психологии и педагогике нас с первых дней учили, что мы должны всегда принимать сторону ребенка и помогать ему выйти из проблемной ситуации, чтобы он не совершил страшное.
В правильности таких рекомендаций я убедилась на практике. Когда открылась наша школа, в нее пришли 108 учеников, стоявших на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Мы старались заинтересовать их радиоделом и стрельбой в тире, работой в теплице и помощью совхозу «Тепличный», занятиями по компьютерной грамотности и участием в археологических экспедициях.
А еще у нас были замечательные шефы – летчики-пограничники из воинской части 2199. Семерых ребят из неблагополучных неполных семей они взяли к себе на правах сыновей полка. Учились мальчишки у нас, но в части занимались строевой подготовкой, военным делом, ездили на учения. На них ладно сидела военная форма. А сколько радости было, когда сыны полка поступили в военные училища Санкт-Петербурга! Главное в нашем педагогическом деле – сохранить человека. А чем неподатливее ребенок, тем интереснее с ним подружиться.
По мнению опытного педагога, многие беды с подростками происходят оттого, что с ними мало разговаривают по душам и в семье, и в школе. Дети часто остаются один на один со своими проблемами и комплексами, отсюда и озлобленность, и хамство, и грубость. Все это уродливые формы самоутверждения.
Но не только третьеклассник Вася на минувшей неделе стал антигероем интернета. Шестиклассник южно-сахалинской восточной гимназии 5 сентября после урока физкультуры распылил аэрозоль из перцового баллончика в двух одноклассников. В раздевалке находились и другие дети. Преподаватели экстренно вывели их на улицу, вызвали медиков. Те, обследовав школьников, оказали необходимую помощь, но не выявили угрозы здоровью.
Мама шестиклассника объяснила, что перцовый баллончик сын носил с собой, чтобы защититься от бродячих собак. Но еще предстоит выяснить, почему ученик применил это средство к своим сверстникам. В связи с инцидентом проводится проверка, по итогам которой будут приняты меры реагирования.
Оба эти случая (а наверняка их гораздо больше, просто не обо всех из них сообщается) – тревожные звонки и родителям, и педагогическому сообществу, и профильному министерству. Быть может, это знак, что надо неформально объединять усилия в воспитании детей. Сегодня в их среде нормой становятся жестокость и насилие, равнодушие и хамство. А что будет завтра?

Людмила Степанец.