Неверной дорогой едем, господа!

Вместе веселее
Год назад за кочки, ухабы и колдобины областного центра взялись разом областная и городская власти. Последняя ремонт улиц в одиночку не тянула. Ямы не засыпались, асфальт не укладывался. О нормативах вообще забыли – дороги лепили из того, что было. И продолжалась эта дорожная вакханалия достаточно долго.
И вот тут махом прозревшая городская администрация забила тревогу, решив в срочном порядке исправляться. На одной из годичной давности пресс-конференций мэр отметил, что строительство одного километра дорог стоит 50 –160 миллионов рублей в зависимости от количества полос. И хотя в 2006 году на ремонт городских артерий областной бюджет выделил около 100 млн. рублей, а это почти в три раза больше, чем в предыдущем году, денег все равно не хватало.  В 2006 году решено было начать ремонт трех улиц: Комсомольской, проспекта Мира, а также улицы Ленина. Маловато, конечно, но зато отремонтируем так отремонтируем, уверил мэр.
– Более того, – заявил А. Лобкин, – теперь наши ямы попадут в руки настоящих профессионалов.
Из чего следовало, что ямы укатают в асфальт всерьез и надолго. А чтобы специалисты не надумали ронять планку, в договор с ними внесли пункт, обязывающий строителей нести ответственность за проделанную работу.
Вообще, на обещания в прошлом году власть не скупилась. Городская утверждала: раньше делали дороги плохо, зато теперь начнем их делать хорошо. Областная оперировала техническими подробностями, обещая огрунтовку щебеночного покрытия и проливку между слоями мелкодробленого щебня с применением битумной эмульсии. Что непременно улучшит качество дорог. После этого-то они точно не развалятся. И опять к месту и не к месту выскакивало, как чертик из табакерки, магическое слово – гарантия.
Напортачили – чините
Честно говоря, восторгов по поводу гарантии я не понимаю и не разделяю. Ну есть она, и что с того? Вообще-то гарантия – вещь вполне обычная. По умолчанию, заключая сделку, продавец берет на себя ответственность за предоставляемый покупателю товар или услугу. Вот вам и гарантия. На сей счет государством даже специальный документ принят, Гражданский кодекс называется. Другое дело, что нормы ГК РФ недостаточно подробно прописывают порядок предъявления и урегулирования претензий в гарантийный период. Приходится сторонам самостоятельно договариваться. Но, повторюсь, гарантия, в том числе и в дорожном  строительстве (ремонте), обязательна. Странно, когда ее нет.
У дорог областного центра гарантия была. К счастью. Потому что после очередного сезонного кипежа представителей «Союза автомобилистов Сахалина», привычно и, главное, обоснованно раскритиковавших состояние улиц города, власти признали: даже отремонтированные в прошлом году участки находятся не в самом лучшем состоянии.
В середине мая по поручению губернатора с целью проверки качества асфальтобетонного покрытия на улицах Южно-Сахалинска была создана и приступила к работе специальная комиссия. В состав комиссии вошли представители управления «Сахалинавтодор», предприятия «Автодорпроект», специалисты по вопросам ценообразования в строительстве.
Как сообщили в управлении информации администрации области, комиссия должна проверить качество работ и правильность применения цен на выполненные работы по ремонту асфальтобетонного покрытия в 2006 – 2007 годах, разработать рекомендации по обеспечению качества при проведении работ по ремонту асфальтобетонного покрытия.
Специалисты Сахалинавтодора даже взяли пробы асфальтобетонного покрытия с некоторых недавно отремонтированных участков городских улиц и теперь внимательно их изучают.
Причин для паники нет – областная власть намерена жестко добиваться того, чтобы недостатки в ремонте дорог, благоустройстве города устранялись за счет тех, кто их допустил, успокаивает нас управление информации администрации области. И приводит пример, как в Южно-Сахалинске, в районе перекрестка улиц Комсомольской и Сахалинской, строители за свой счет перекладывают тротуарную плитку, которая вздулась после зимы.
Хорошо, что перекладывают. Но те, кто видел, как меняют плитку (в том числе и я), в своем мнении единодушны – на следующий год, а возможно, и в этом кладку вспучит вновь. Ничем процесс замены поврежденных участков не отличается от аналогичных работ в прошлом.
Взятки гладки
Казалось бы, чего проще? Если никак не удается контролировать нерадивых подрядчиков – привлекайте к процессу общественность. Благо желающие есть. «Союз автомобилистов Сахалина», например, только того и добивается.
Вспоминая, как после прошлогоднего пикета автомобилистов городские чиновники обещали сотрудничать, а мэр так и вовсе сыпал фразами вроде: «Мы открыты для людей», я поинтересовался у председателя общественной организации В. Ерохова, насколько прочные связи установились между автомобилистами и мэрией.
– Никакого контакта с городской властью нам наладить не удалось, – ответил председатель «Союза автомобилистов Сахалина». – Причем нельзя сказать, что мы не пытались.
Картина, со слов общественника, вырисовывается удручающая.
– Тех, с кем мы общались в прошлом году, сейчас на прежних постах уже нет. Ни Войцюха, ни Гомилевского, ни Разумишкина, ни Латыпова, – говорит В. Ерохов. – Их «сменщики» делают большие глаза и заводят старую песню – «это было не при мне». Какой-то детский лепет. Когда человек получает новую должность, он ведь наследует не только кресло, но и определенные обязанности и ответственность.  Нас не интересует какой-то конкретный чиновник, нас волнует, как в целом городская администрация выполняет свои функции. А она со своей работой не справляется. И отвечать за свои проколы не желает. Что касается наших попыток сотрудничать с мэрией, то, по сути, в прошлом году дело ограничилось элементарным трепом. Ни на одно заседание, посвященное дорогам Юж-но-Сахалинска, официального приглашения мы так и не получили. Я приведу лишь одно высказывание В. Гомилевского, который бросил в наш адрес: «Ходят тут всякие – работать мешают». Записано на диктофон, между прочим. Фраза, по моему мнению, точно отражает отношение наших чиновников к общественным организациям.
– А как же телефонные звонки, разные устные договоренности?
– Да ерунда все это. Кроме звонка от начальника департамента городского хозяйства А. Рудакова не было ничего. Понимаете, попытавшись найти общий язык с чиновниками, мы быстро поняли, что единственный способ продуктивного общения с ними – официальная бумага. Только путем письменных запросов и таких же ответов реально чего-то добиться. Впрочем, тоже далеко не всегда. В отписках и бумажной волоките мэрия города достигла высот мастерства.
Между тем членам «Союза автомобилистов Сахалина» хотелось бы услышать ответы на многие вопросы.
А в ответ тишина
В своих запросах, отправленных мэру Южно-Сахалинска и в областную Думу, общественная организация просит:
а) опубликовать результаты – в денежном и физическом выражении – проведенных на территории г. Южно-Сахалинска дорожно-ремонтных работ за 2006 г., с разбивкой по видам, объектам работ, с указанием подрядчиков и гарантийными обязательствами, обусловленными договорами подряда;
б) выяснить результаты испытаний асфальтобетонной смеси, использованной при проведении работ в 2006 г., проведенных центральной строительной  лабораторией, результаты (экспертного заключения) контрольных мероприятий по соблюдению технологии ремонта, проведенных НИПИ «Сахавтодорпроект», с которым был заключен соответствующий договор;
в) предоставить информацию о ситуации с МУП «Дорожник-04», в частности: основания банкротства, планы по дальнейшему использованию его собственности либо переданной ему муниципальной собственности, а также информацию об организации «Инвест-Сервис» как операторе в сфере муниципального заказа на проведение дорожных работ в течение текущего года, уточнить правопреемника гарантийных обязательств МУП;
г) предоставить информацию по итогам конкурсных торгов на поставку продукции, работ, услуг для муниципальных нужд, в сфере дорожного хозяйства за 2006 г.
Но больше всего общественники хотят от города открытости. Любой крупный подряд, сделка, ремонт обязаны заблаговременно и в полной мере освещаться на сайте администрации города и в СМИ.
Никакой реакции
Увы, сложившаяся система сегодня устраивает слишком многих. Закрытые аукционы с одним участником-победителем, закупка на бюджетные деньги техники частными фирмами с последующей ее передачей в аренду муниципальным учреждениям, завышенные в разы строительные подряды – все это для Южно-Сахалинска вещи привычные. В результате миллионы рублей бесследно растворяются в бездонном провале городских улиц. А начальники дышащих на ладан муниципальных служб знай строят себе коттеджи.
И ничуть не удивляюсь я рассказу В. Ерохова о буднях активистов «Союза автомобилистов Сахалина», когда при попытке заснять на видеокамеру позорную укладку асфальта на ул. Пуркаева прямо в грязь (шел дождь) последним пришлось спасаться бегством от каких-то мутных личностей, вначале попытавшихся камеру отнять, а затем полтора часа гонявшихся за ребятами по всему городу.
Свою персональную кормушку защищают, чего ж тут непонятного?
Похожая история, кстати, произошла в июле 2001 года. Тогда на участке дороги, примыкающей к ул. Емельянова, асфальт тоже укладывали прямиком в грязь. Однако свидетелем грубого нарушения оказался не простой горожанин, а депутат областной Думы В. Долгих. Он потребовал приостановить работы и пригласить для разбирательства руководство специализированного дорожного ремонтно-строительного управления. Начальство прибыло, схватилось за голову и приказало все исправлять. Работы свернули, и на следующий день, удалив подпорченный асфальт, возобновили уже с соблюдением технологии.
Так почему бы нам не взять депутатов областной Думы, городского Собрания и не закрепить за каждым из них свой кусок дороги? Пусть улучшают. А на следующий год проинспектировать, что да как. Сразу узнаем, кто из народных избранников чего стоит. Эх, мечты, мечты…
Дайте денег
Мечтать, как известно, не вредно. Только в этом году из средств муниципального бюджета на текущий ремонт дорог планируется потратить 22 млн. рублей. Маловато. Хорошо, в Москве правительство РФ принимает транспортную стратегию до 2010 года. Значит, можно попросить денег. Рассудив так, администрация Южно-Сахалинска подала заявку на федеральное финансирование строительства дорог. И полетел мэр на крыльях мечты в Москву за большим рублем.
Если повезет, может привезти 300 млн. рублей. Деньги, кстати, уже поделили. Похвальная уверенность в своих силах.
А пресс-служба городской администрации уже опубликовала список дорог, которые отремонтируют на федеральные средства. За счет средств федерального бюджета планируется достроить дороги в меридиональном направлении на улицах Горького, Физкультурной, Комсомольской, провести ремонт ул. Горной и Больничной, «пробить» ул. Железнодорожную на север и юг, что позволит вывести грузовое движение из центральных жилых районов и пропустить транзитный транспорт через западную часть города, продолжить или начать капитальный ремонт улиц Ленина, Пуркаева, Есенина, Емельянова, а также проспекта Победы. Всего в смете, составленной специалистами администрации Юж-но-Сахалинска, 67 муниципальных дорог. Общая стоимость их реконструкции оценивается в 4,8 млрд. рублей(!).
Суммы, согласитесь, огромные, требуют надзора. Нам обещают – надзор будет. Для контроля федеральных денежек создается специальная комиссия.
Однако разговоры про контроль за многомиллионными суммами с перечислением подлежащих ремонту улиц областного центра велись и в прошлом году. Учитывая, что часть муниципальных заказов в городе проходит через департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью
г. Южно-Сахалинска, то есть через организацию с несколько подпорченной репутацией, появляются определенные сомнения в качестве предстоящего дорожного ремонта.
А еще, напомню, МУП «Дорожник-04» – банкрот. Чинить дороги пока некому. А еще в городе нет многолетнего плана развития дорожной сети. Получается, что деньги чиновники могут вбухать, куда душа пожелает. Хоть в ямы. Неужели надурят снова?
П. РЯБЧИКОВ.
p. s.
Вчера тема дорожного ремонта вновь поднималась на пресс-конференции А. Лобкина. Выяснилось, что городская администрация несколько поубавила свои аппетиты и теперь ждет из федерального бюджета не 300, а 122 млн. рублей. Поможет в дорожном благоустройстве область. Из средств бюджета область выделит деньги на дальнейший ремонт пр. Мира, а также ул. Хабаровской и Больничной. В этом году город собирается сделать акцент на ул. Ленина и Коммунистическом проспекте. Их благоустройство будет проводиться с соблюдением всех необходимых технологий. И вновь власть заверила горожан в своем намерении строжайше контролировать процесс дорожного ремонта…