Невыездной дембель

Ах, как это по-нашенски, как до боли знакомо! Когда министерству обороны кровь из носу нужно комплектовать личный состав, призывникам, будущим служивым, и их родителям говорят много красивых и совершенно правильных слов о священном долге перед Отечеством, о ратном труде и о школе мужества. Отправляют новобранцев в части – путь перед ними открыт, везде, образно говоря, зеленый свет. Но едва прозвенел «звонок на дембель», солдат нередко становится малоинтересен и командирам, и самому минобороны. Порой элементарная организация отправки вчерашних военнослужащих к месту жительства становится трудноразрешимой проблемой.
Вот зарисовка с натуры из сегодняшней жизни. Родители солдат, отслуживших положенное в частях, дислоцированных на Курилах, бьют в колокола. Их хлопцы «зависли» в Южно-Курильске – как говорится, между небом и землей. Они не могут по две недели попасть на заветный борт теплохода «Игорь Фархутдинов», чтобы добраться до порта Корсаков на Сахалине. По действующему порядку, такие дембеля в ожидании отправки должны находиться в расположении части, не болтаться по улицам. Но у командиров, естественно, хлопот хватает с основным контингентом, в первую очередь с новобранцами. За теми, кто уже отслужил свое, само собой, контроль ослаблен.
Так почему по полмесяца не могут покинуть Курилы эти ребята? Может, дело в деньгах – скажем, минобороны не оплатило вовремя проезд? Оказывается, дело не в деньгах. По словам председателя Сахалинского регионального совета солдатских матерей Л. Морозовой, пассажиры из числа гражданского населения не склонны уступать места в плашкоутах, на которых их доставляют к теплоходу. Сейчас горячий сезон для курильчан – многие едут в отпуска. Вот и «тормозятся» уволенные в запас на курильском берегу. На прошлой неделе, например, таким образом задержали 29 ребят, уже настроившихся отправиться домой. Кстати, они ведь тоже все разные, эти ребята, – кто-то поспокойнее, тихо-мирно дождется отправки и отчалит как положено, но есть и «горячие головы», те, кто не прочь скрашивать томительное ожидание спиртным. А тут и до хулиганства, до стычек с местным населением недалеко. Естественно, это не может не вызывать тревоги родителей.
Надо сказать, что подобные ситуации повторяются периодически, каждую весну и каждую осень.
Команды вчерашних военнослужащих по призыву «натыкаются» то на поток гражданских отпускников, то на волну сезонных работников, возвращающихся после путины. И местные власти, и областные, и военное командование прекрасно информировано об этом, но воз и ныне там. Причем положение не только не меняется к лучшему, а, наоборот, становится хуже.
В прошлом году, как рассказал мэр Южно-Курильского района Е.  Добрухин, когда в очередной раз встал этот вопрос, последовало обращение к губернатору области, к военному командованию, выход был найден. Что касается нынешней ситуации, то к мэру от военных никаких обращений не поступало. Председатель районного собрания И. Коваль подтвердил, что и он впервые слышит от корреспондента о поднятой Л. Морозовой проблеме – от военных никаких сигналов не поступало.
Тема действительно не новая. Особенно остро вопрос с отправкой дембелей встал в начале прошлого года, когда не работал аэропорт. Обращения в областную администрацию, к командованию округа принесли результат – было организовано два дополнительных рейса теплохода, и всех оперативно увезли. Сегодняшнее молчание военных в принципе объясняется возникшей стеной непонимания между районной властью и командованием полка. В нынешнем году на Курилах побывали разные высокопоставленные военные чины, в том числе и командующий ДВО генерал-полковник В. Булгаков. Он сказал, что знает о существующей проблеме. И только – ничего ведь не делается.
Между прочим, у пограничников подобных проблем не возникало и не возникает – они используют свой морской транспорт. Гендиректор ЗАО «Сахалин – Курилы» С. Кондрашин, той самой компании, которая занимается пассажирскими перевозками между Сахалином и Курилами, также хорошо знаком с проблемой. Сергей Николаевич полагает, что в большей степени ответственность лежит на районных властях, в компетенции которой контроль за посадкой пассажиров в плашкоуты, вообще организация работы с пассажирами. Вместе с тем есть и претензии к военным – нужно заранее побеспокоиться о бронировании мест на теплоходе. Ведь количество мест ограничено, судно обслуживает и другие курильские острова – Шикотан, Итуруп. Теплоход выполняет три рейса в неделю, видимо, в пиковые периоды этого недостаточно.
Л. Морозова говорит и еще об одном обстоятельстве, усугубляющем положение.  Как известно, в прошлом году в военном ведомстве проведена существенная реорганизация. Расформирован армейский корпус на Сахалине, осталась дивизия, «привязанная» к командованию Дальневосточного военного округа в Хабаровске. Это повлекло за собой некоторые существенные перемены. В частности, произошло сокращение в войсковых частях, и всех ребят-сахалинцев, несших срочную военную службу на Сахалине, приказом командующего округа перевели в части на Курилы. Для совета солдатских матерей это негативное нововведение, потому что прежде существовала квота в 20 – 40 человек, которых можно было оставлять на острове, прежде всего по семейным обстоятельствам. Теперь такой возможности нет. А кому жаловаться сахалинским солдатским матерям на то, что их сыновей никак не могут отправить домой? До начальства высоко и далеко, вот и идут в совет солдатских матерей – с эмоциями, слезами и переживаниями.
Л. Морозова сообщила, что направила письмо губернатору И. Малахову, обрывает телефоны в штабе округа – ждет результатов. По большому счету, ситуация-то яйца выеденного не стоит. Военные, будь на то их воля, могли бы договориться с пограничниками. Областная власть согласованно с военным командованием могла бы зафрахтовать теплоход для дополнительных рейсов. Районные власти могли бы, учитывая опыт прошлых лет, внести свою лепту – организовать должным образом работу с пассажирами… Есть разные варианты решения проблемы, но пока, увы, не сделано ничего.
Я. САФОНОВ.