Нижегородский живописец и педагог Константин Пьянов открыл в художественной школе Анивы выставку наивных пейзажей

1539
Художник Константин Пьянов вырос на Таймыре, рисовать начал на юге Красноярского края, спасал петроглифы в Хакасии, теперь привёз в Аниву мастер-класс и выставку.

Двадцать два килограмма картин прилетели на Сахалин в пассажирском багаже Константина Пьянова. В островную столицу нижегородский художник, преподаватель рисунка, живописи и скульптуры высшей квалификационной категории привез их 29 октября. Полотна живописца и графика островитяне смогут посмотреть в фойе художественной школы Анивы с 4 до 17 ноября.

Там же в последний день октября Константин провел занятие с преподавателями областных учреждений культуры. Посетить Сахалинскую область Константину Пьянову помогли организация «Остров творческих идей» и администрация Анивского района.

Сибирские мегалиты довели до мольберта

Константин Пьянов родился в 1973 году в Нижнем Новгороде. В 1980-м его семья переехала в северный порт на Енисее, в Дудинку — столицу Таймырского округа на самом севере Красноярского края. Но Заполярье Константина рисованием не заразило.

Окончив школу, Пьянов пересек Красноярский край с севера на юг и поселился в Хакасии — республике в южной части Енисейской Сибири. Со временем Константин переехал из хакасского Абакана в Минусинск, расположенный на другом берегу Енисея. Там устроился в художественную школу сторожем… и сразу начал рисовать.

Юг Сибири подружил Пьянова с художником и археологом Владимиром Капелько (1937 — 2000 гг.). Исследователь хакасских менгиров — так называют мегалиты, установленные древними обитателями сибирских степей — увлек Константина в экспедиции по Хакасии, целями которых были отыскание наскальных рисунков и петроглифов, изучение и копирование изображений на бумагу для сохранения древнего наследия.

Укрывал петроглифы, как дачник грядки

Владимир Капелько работал в археологических экспедициях в Хакасии с 1970 года.

Художник влюбился в древность этих краев и старался передать память о ней будущим поколениям. С 1973 года он придумал, как переводить наскальные изображения на прочную бумагу с хлопковой основой. Сегодня этот способ называют «методом Капелько».

Главным врагом наскальных изображений в Сибири в это время были даже не ветер или перепады температуры — основной ущерб наносила хозяйственная деятельность. Бульдозеристы, распахивающие степь, запросто сносили мегалиты с петроглифами. Часть древних камней ушла на дно Красноярского и Саяно-Шушенского водохранилищ. Трудами Капелько и его учеников рисунки со скал сибирских рек Маны, Абакана, Тубы, Енисея были зафиксированы на семи сотнях оттисков-эстампажей, которые вечно будут храниться в музейных коллекциях.

– Для копирования петроглифов я использовал укрывной материал, знакомый дачникам, – Константин Пьянов сохранил «метод Капелько», но использовал неожиданный информационный носитель. — Он легкий, не занимает много места, спасал меня в степи от ночного холода.

Анива и Лютога будут позировать Пьянову

Прожив несколько лет в южной Сибири, Константин Пьянов поступил в Нижегородское художественное училище. Получив образование, остался работать в городе на слиянии Волги и Оки преподавателем художественной школы N 1 (она считает себя продолжателем дела «Бесплатных воскресных рисовальных классов», основанных еще в 1902 году).

Тем не менее, каждое лето Пьянов едет на Енисей с приятелями-художниками. Берег великой реки становится большой мастерской, где Константин делает наброски и зарисовки, которые переносит на холсты по возвращении в Нижний Новгород.

В международных, областных и городских выставках Константин Пьянов участвует с 1992 года. Работы художника находятся в музее современного искусства «Эрарта» в Санкт- Петербурге, Дарвиновском музее Москвы, Чувашском государственном художественном музее, частных галереях.

С помощью администрации Анивского района и AHO «Остров творческих идей» Константин Пьянов несколько дней проведет на пленэрах у залива Анива и в гopax у Лютоги. Часть картин, которые художник напишет в окрестностях Анивы, будут сразу же выставлены местной художественной школе.

Сибиряка потряс рыбзавод

Когда островные журналисты спросили Пьянова, кем он себя считает, художник ответил без раздумий: сибиряком. Отправившись в творческую командировку на Сахалин, он оставил в Нижнем Новгороде жену и шестерых детей.

— Дочкам обещал привезти с острова ракушки, — Константин показывает панцирь морского гребешка, подобранный на пляже у села Таранай. — А сыну камешек.

Может быть, именно поиски камешка привели его на рыбоводный завод, стоящий на реке Брянке в анивском селе Огоньки. Природа Сахалина сама по себе впечатлила Константина, но, похоже, государственное предприятие останется одним из самых ярких воспоминаний об острове. Сахалинские рыбоводы очень тепло приняли художника и куратора выставки Александру Чернову. Специалисты завода — люди, влюбленные в свое дело — провели для них экскурсию по предприятию, которое может готовить к самостоятельной жизни до 40 миллионов эмбрионов.

Хорошее впечатление на художника произвела и школа искусств, построенная в Аниве за счет средств нацпроекта «Культура». В ее здании освоились юные театралы, художники, скульпторы, музыканты и танцоры. Для концертов в здании обустроен актовый зал на 350 мест, оснащенный передовой техникой. Школу открывали в присутствии островного губернатора. Выставка художника Константина Пьянова размещена в просторном и светлом фойе. Вход свободный, экспозиция будет работать до 17 ноября.

К Колупаеву в Бамбучки, к Манткаве в гостиницу «Лада»

После экскурсии на завод в Огоньках Константин Пьянов отправился в горное село Бамбучки, чтобы познакомиться и побеседовать с сахалинским художником Константином Колупаевым. Островной живописец долгое время преподавал в Сахалинском колледже искусств, сейчас несколько его учеников сами работают преподавателями Анивской художественной школы.

Для них и преподавателей других районов Константин Пьянов 31 октября провел мастер-класс, где делился с коллегами приемами работы с тенями и выстраивания перспективы.

Сахалинские художники интересуют Константина Пьянова уже несколько лет. Отдельным пунктом среди целей его поездки в островной регион значится посещение выставочных залов, где стоят работы заслуженного художника РСФСР Гиви Манткавы и галерея сахалинского грузина, работающая в гостинице «Лада» на улице Комсомольской, 154 в областном центре.

Марк Шейдер.