Пятница, 26 апреля, 2024

Человек без тормозов. Гость области

Андрей Меньшиков.

Член Русского географического общества 53-летний путешественник Андрей Меньшиков из Ямало-Ненецкого автономного округа совершил свою первую одиночную экспедицию по Сахалину.

Всего же на счету новоуренгойского экстремала более миллиона километров, пройденных на отечественных и импортных автомобилях, мотоциклах и лодках, пешком и автостопом. Причем чаще всего маршруты пролегают по непроходимым для транспортных средств территориям российского Севера.

Участие в столь сложных экспедициях (а они бывают дважды в год почти по два месяца) продиктовано не только амбициями первопроходца, но и выполнением практических заданий. К примеру, ученым, конструкторам или специалистам института космических технологий требуется информация из какой-нибудь арктической точки, они просят экстремалов достичь ее, выполнить необходимые замеры, испытать в высоких широтах новое оборудование или технологические системы. И мужественные автомобилисты справляются с нелегкими задачами.

– В начале нынешнего года нам предстояло испытать в Арктике новую машину, но командировка сорвалась. Поскольку я сейчас в творческом отпуске, решил сгонять на Сахалин, здесь я еще не был, – так на встрече с общественностью в областном краеведческом музее гость из Заполярья объяснил свое появление на острове.

В прошлом году имена начальника службы контрольно-измерительных приборов и автоматики «Ямалкоммунэнерго» Андрея Меньшикова и его напарника – работника ООО «Газпром добыча Уренгой» Александра Еликова вошли в Книгу рекордов России-2016. На «Мицубиси-200» они достигли самой северной точки Евразии – мыса Челюскин. В советское время до этой географической точки доходили только санно-транспортные поезда. Сейчас туда можно добраться ледоколом или вертолетом, для вездеходов и автомобилей эта территория всегда считалась непроходимой.

Однако новоуренгойцы бросили вызов Арктике. Их автомобильный маршрут пролег по тундре, замерзшим рекам, дрейфующим льдинам, вдоль моря Лаптевых. За 48 дней путешественники первыми в стране преодолели 16 тыс. км, из них 4 тыс. – по снежной целине, где не было даже зимников, пересекли шесть часовых поясов. Средняя температура воздуха за «бортом» была минус 53 градуса, так что с момента старта двигатель машины ни разу не глушился.

Приходилось преодолевать опасные трещины во льдах, а однажды махать лопатой более двух километров, чтобы проторить дорогу машине, оказавшейся в снежном плену.

У экспедиционников надежная система жизнеобеспечения.

– На «Мицубиси-200» мы установили электротитан на 5 литров воды и мультиварку, – рассказал Андрей Меньшиков. – К 6 утра у нас всегда готова горячая каша. Выручает компактный примус и армейская кастрюля американского производства, между двойными стенками которой горит газ, и вода моментально вскипает. Решение бытовых проблем в дороге продумано до мелочей.

На вопрос, когда возникла страсть к путешествиям, Андрей с улыбкой отвечает:

– Как только под стол пешком пошел. – И добавляет: – Мы все рождаемся путешественниками, просто потом многие теряют интерес к дорогам. Если же эта страсть не с детства, то в 40 лет не получится сказать себе: «С сегодняшнего дня я стану путешественником и пойду покорять просторы Родины». Это все равно как если бы Илья Муромец после 33 лет лежания на печи заявил: «Завтра я стану олимпийским чемпионом по легкой атлетике».

Что касается Севера, у него особая прелесть. По рассказам Меньшикова, его просторы хранят память о людях, которые осваивали его в разные десятилетия. Стоят нетронутыми деревянные суда, маяки, постройки. Впечатляет северное сияние в высоких широтах за 70-й параллелью. Будто незримый электрик каждый день ровно в 21.00 нажимает потайной выключатель – и вмиг все небо озаряется белыми сполохами. Гигантскими сверкающими шторами опускаются они до земли. А в 4.00 вновь словно срабатывает «выключатель», и огни «небесной дискотеки» гаснут так же внезапно.

А сколько зверья встречалось участникам экспедиций на просторах Заполярья! Моржи, песцы и волки, белые медведи, которые дружат с собаками на арктических станциях… Арктическим животным люди в диковинку, они их не боятся, так что фотоохота Андрею удалась на славу.

– У белых медведей, занесенных в Красную книгу, в природе нет врагов, – пояснил Меньшиков. – Они никого не боятся, даже браконьеров-охотников. На людей не нападают, но своей массой могут и человека искалечить, и машину смять. Хорошо, что белые медведи чаще всего находятся у воды, мы же ее сторонимся. Смотрим на небо, если оно темного цвета, это явный признак, что близко вода, она отражается в небесах. Тот район огибаем, чтобы избежать нежелательных встреч.

Полярный медведь очень выносливый. Если увязался за стадом оленей, будет идти за добычей несколько суток, будет спать на ходу и бодрствовать, пока не настигнет обессилевшее животное. В поисках пропитания медведи иногда заходят на тысячу километров в глубь суши.

В дневниках участников экспедиций немало записей о встречах с четвероногими полярниками, хороша и коллекция снимков об арктической фауне – не один красочный фотоальбом можно выпустить.

На Сахалин Андрей Меньшиков прибыл на «Ниве». Признается, что многих удивляет выбор такого транспортного средства.

– Встречаясь с людьми, рассказываю о своих дорожных впечатлениях и часто слышу от мужчин: «Я бы тоже куда-нибудь поехал, но машина отечественная, не позволяет, колеса плохие»… Мы с Александром Еликовым уже лет пять ездим на отечественных авто, что продаются в магазинах или на рынках. В прошлом году купили «Запорожец» за 20 тыс. рублей, пошли на перевал Дятлова, что на Северном Урале, и осилили его. С полным основанием могу сказать скептикам: «Тормоза, ребята, у вас в голове. Было бы желание путешествовать!».

Почему я купил «Ниву»? Потому что больше денег не было. До Ямала можно было долететь самолетом за 5 тыс. рублей или доехать на «Ниве» за 30 тыс. рублей. Я выбрал второй вариант, но поехал не домой, а в Астрахань, потом вдоль Волги в Самару, Киров, Пермь, Ханты-Мансийский автономный округ… Прибыл домой в Новый Уренгой, чаю попил – и на Сахалин. С машиной ничего не делал, масло не менял. Проехал от Тюмени до Улан-Удэ, завернул в Монголию, после чего, вернувшись в столицу Бурятии, взял курс на Читу, Благовещенск, Хабаровск и Ванино. Перешел на пароме на остров и здесь уже накатал несколько тысяч километров.

Андрей – отец шестерых детей, четверо из них сделали свои первые шаги в палатках. С рождения они участвуют в походах и экспедициях. Двое младших учатся в начальной школе. Во время учебного года ребята с мамой не выездные. Зато летом вся семья отправляется в дорогу – так спокойнее, все в кучке, никто ни за кого не переживает.

Недавно Меньшиков приобрел УАЗ 1983 года выпуска за 5 тыс. рублей и с ним принципиально ничего не делает. В начале июня семья выйдет на старт маршрута протяженностью более 10 тысяч километров. «Будем ехать, вести дневниковые записи. Возможно, у нас не будет ни дня без ремонта, но обязательно пройдем весь путь!».

Надо отметить, в гостиницах путешественники не останавливаются, в столовые и рестораны не ходят, живут в палатках, сами готовят еду. («Мы вполне вписались в природную среду, нам так комфортно»).

Меньшиков признался, что будет рад, если своим примером привлечет внимание россиян к внутреннему туризму и здоровому образу жизни. Для него всегда интересна не конечная точка маршрута, а процесс достижения цели.

Занимательно, с интересными подробностями рассказывает он об удивительных встречах в пути. Однажды в районе Новосибирска в 50-градусный мороз подвез бабушку старше 80 лет. По-русски она не понимала, а на английском сообщила, что продала в Великобритании дом и отправилась в кругосветное путешествие. Под Хабаровском впервые встретился уникум, который бежал из Санкт-Петербурга во Владивосток. К поясу у него были пристегнуты маленькая палатка и спальный мешок. Когда стайер уставал, сразу же останавливался, а восстановив силы, сразу переходил на бег.

В ближайших планах путешественника из Нового Уренгоя – пересечь на мотоцикле Китай и США, побывать в Антарктиде и, конечно же, на Курилах. О каждой незнакомой территории Меньшиков предпочитает прежде составить свое собственное мнение и лишь потом больше узнавать о ней из других источников. Яркие личные впечатления для него важнее всего. Так он открывает для себя необъятную страну во всем ее многообразии.

Л. Степанец.

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ