Субботнее утро в региональном правительстве решили посвятить контейнерным площадкам. В осмотре приняли участие представители нового регионального оператора, отвечающего за сбор и утилизацию бытовых отходов, руководство островного министерства ЖКХ и заместитель председатели местного правительства, Владимир Сидоренко. Померзнуть во дворах и частном секторе областного центра пригласили и журналистов, среди которых оказался корреспондент “Советского Сахалина”.

Первый пункт ознакомительного маршрута расположился на улице Ленина. Контейнерная площадка, которую взяли за пример, расположилась во дворах в районе главной детской здравницы региона. По соседству – многоквартирные дома и многочисленные магазины, благодаря которым мусорные баки наполняются регулярно и быстро. Этим утром, однако, они оказались пустыми. Только выброшенный кем-то диван не поместился в контейнер и ждал своего часа, прислонившись к ограде площадки. Такой мусор, отметил Владимир Сидоренко, относится к категории крупногабаритного. Как и елки, которые в ближайшее время начнут выбрасывать островитяне. Машины, опустошающие баки, принять его на борт не могут, здесь нужна спецтехника. Поэтому журналистам предложили выступить в роли инициативных жильцов и позвонить в диспетчерскую регионального оператора.

Набрав заветный номер 55-61-66, представители СМИ под запись пообщались с диспетчером и сообщили о выброшенном диване, а на карте Южно-Сахалинска, расположенной в офисе регионального оператора, прибавился ещё один флажок. Такие сообщения , отмечают представители регулятора, отрабатывают в кратчайшие сроки.

Впрочем, жители островного региона пока могут не записывать заветный номер. Островной регион стал единственным в России, где для работы с обращениями граждан привлекли единую службу “112”. Сделано это было в преддверии новогодних каникул для удобства островитян при переходе на новую систему обращения с ТБО. Эксперимент увенчался успехом: большая часть звонков (а счет им в праздники шел на сотни) поступала на знакомый короткий номер. Поэтому ресурс службы “112” будет задействован и в ближайшее время, пока к новым правилам не привыкнут окончательно.

– Конечная цель внедрения нового принципа работы с ТБО в том, чтобы перейти из каменного века к современной системе обращения с бытовым мусором, – прокомментировал федеральную инициативу Владимир Сидоренко. – Сортировать мусор, извлекать полезные фракции, а все остальное захоранивать или уничтожать. Это та цель, к которой мы двигаемся. Переход на новый формат вывоза мусора – это первый шаг. Были точечные проблемы в муниципалитетах, мы их оперативно решали. В целом мы сделали все, чтобы островитяне не испытывали проблем от этого перехода.  

Краткосрочный апробационный период в региональном правительстве считают оконченным. Поэтому впердь любое нарушение, например несвоевременный вывоз мусора, будет караться штрафом или иными санкциями.

А вот в части платежей населения за вывоз мусора переход ещё только начинается. Ведь первые квитанции за январь островитяне получат в феврале. Теперь эта графа исчезнет из платежек управляющих компаний, ведь с 1 января мусор – не их зона ответственности. Впрочем, в правительстве не исключают, что некоторые ЖЭУ могут по привычке насчитать лишнего. Однако жилинспекция будет строго за этим следить. Желающим нажиться грозят меры вплоть до лишения лицензии.

За мусор теперь будут приходить отдельные квитанции. Сейчас сумму ежемесячных отчислений будут высчитывать, исходя из квадратных метров жилплощади. За каждый придется заплатить 4 рубля, столько же добавит областной бюджет в качестве субсидий, чтобы снизить финансовое бремя островитян. В ближайшие полгода такую схему проанализируют, а затем с привлечением общественности будут решать – оставлять оплату по квадратуре или переходить на расчет по количеству проживающих.

В разговорах сборная комиссия прогуливалась по микрорайону и возле одного из многоквартирных домов наткнулась на стихийную свалку. В здании идет ремонт кровли, подрядчик пока не закончил работы и не вывез строительный мусор. Затеяли ремонт и в одной из квартир. Вот только выбросить старую мебель и сорванные обои решили не в контейнер, а просто оставили у входа в дом. Вообще за такие поступки положено штрафовать, вот только установить сейчас виновника свалки почти невозможно. Поэтому о мусоре снова доложили региональному оператору и флажков на карте прибавилось.

Вторым пунктом маршрута стал частный сектор. Для пример взяли улицу Западную, где вместо привычных контейнеров пока установлены вместительные бункеры для мусора. Жители частного сектора и раньше заключали отдельные контракты на вывоз мусора, а теперь составляют новые договоры с региональным оператором. Эта работа затянется в лучшем случае до конца месяца.

С частным сектором, отмечают в островном министерстве ЖКХ, все не так просто, как с многоквартирными домами. Например – шлак. Большинство домовладений отапливается углем, в среднем в год уходит от 5 до 10 тонн на каждое. В кубометрах этот объем не так велик, как объем шлака на выходе из печи. Все эти отходы тоже оказываются вблизи мусорных контейнеров. И то, как теперь вывозить весь этот объем, ещё только предстоит просчитать в кабинетах островных ведомств.

– Средний объем мусора у нас в регионе просчитывали специалисты, – рассказал островной министр ЖКХ Дмитрий Зайцев. – Компанию отбирало по конкурсу наше министерство природных ресурсов. В течение года они исследовали наш рынок и вывели, что на каждого жителя области за год в среднем приходится 2,1 кубометра мусора. Но на практике в частном секторе объем всегда больше. И заявленные кубометры заканчиваются достаточно быстро. Требуется серьезная работа и серьезные расходы, чтобы все это вовремя вывезти. Поэтому, чтобы не допускать несанкционированных свалок, мы в ближайшее время постараемся такие куботейнеры сменить на более подходящие контейнеры.

Завершилась экскурсия непосредственно в новом региональном фонде. Журналисты смогли проверить и те самые флажки, а заодно пообщаться со специалистами о сложностях перехода. В целом, отмечают в фонде, проблем не было. Сейчас объемы работ большие: заключение договоров с частным сектором и оперативный мониторинг обстановки. Повышенное внимание, разумеется, к областному центру. В муниципалитетах же оператор заключил контракты с перевозчиками или сам выступил в этой роли, например, в Поронайске и Смирных. Теперь остается добавлять машины на загруженные участки и разбираться с текучкой.