Заметки по поводу

«России важен каждый ребенок» – так организаторы обозначили тему круглого стола, состоявшегося 12 февраля в областной Думе. Поводом к обсуждению стал указ президента РФ, принятый в декабре прошлого года «в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подкрепляющий ответ Америке в виде отказа ей в усыновлении наших детей.
Результатом круглого стола должны были стать рекомендации правительству области и министерствам по созданию действенной системы профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и детской безнадзорности, а также рекомендации по расширению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На 1 января 2013 г. в Сахалинской области насчитывалось 4085 детей-сирот. Это 4,3 проц. от общего числа детского населения региона. В детских домах и коррекционных школах-интернатах – 552 ребенка, в домах ребенка – 88 малышей. В «неродных» семьях воспитывается 2819 детей, из них 1703 – в приемных, 360 – в опекунских, 743 – в семьях усыновителей.
Причем в области наметилась тенденция к снижению числа усыновленных детей и возвращению воспитанников из замещенных семей в детские дома. Первая позиция подкрепляется такими цифрами: в 2010 году российские граждане усыновили 46 детей, в 2011 – 43, в 2012 – 33 ребенка. Иностранные граждане усыновили в 2010 году 6 детей, в 2011 – 8, в 2012 – четверых.
В 2012 году из-под опеки вернулись в детские дома 122 ребенка, из приемных семей – 180 детей. Основная причина возврата – нет взаимопонимания между детьми и родителями, одного желания воспитывать сирот, оказывается, мало.
Следует отметить, что из числа сирот-инвалидов за три последних года российские граждане усыновили двух детей, иностранные – шесть. Причем букет заболеваний в последней группе был весьма впечатляющий: гидроцефалия, врожденный порок сердца, расщелина мягкого и твердого неба, умственная отсталость и т. д. Все четыре малыша-инвалида, усыновленные в прошлом году из домов ребенка, уехали в Америку.
На круглом столе было замечено, что «закон Димы Яковлева» практически не касается Сахалина, у нас мало усыновителей-американцев. Но разве усыновление хотя бы четырех детей-инвалидов в год малость, с которой можно не считаться? Для тех, кого увезли и кто остался, это судьба. При всех громогласных заявлениях вроде того, которым был обозначен круглый стол, всем понятно, что условий, адекватных американским по лечению и воспитанию сирот-инвалидов, у нас нет, и вряд ли они появятся в обозримом будущем. В обсуждении темы приводились цифры по диспансеризации детей-сирот, рассказывалось, как организованы их оздоровление и реабилитация, но информация эта как-то не очень впечатлила. Гидроцефалию, думается, у нас лечить не будут.
Тема для обсуждения была заявлена поистине масштабная, но разве можно такую охватить в один присест?
Участники круглого стола приняли резолюцию, занявшую пять печатных листов. Рекомендаций в ней содержится много, все они заслуживают уважения, и, наверное, их реализация каким-то образом обеспечит улучшение жизни детей-сирот, поможет им в социальной адаптации.
Содержатся в резолюции рекомендации не только организационно-методического характера, но и материального: правительству области предлагается рассмотреть возможность предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, стопроцентной льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и топлива, а также возможность увеличения ежемесячного пособия, погашения ипотечных кредитов семьям, усыновившим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При обсуждении мер материальной поддержки поступало предложение об увеличении единовременной выплаты семьям-усыновителям при усыновлении сирот-инвалидов до 1 млн. рублей. Известно, что в 2011 году в области принят закон, по которому семьи, усыновившие сирот, получают единовременную выплату в размере 500 тыс. рублей на каждого усыновленного ребенка. В 2013 году эта сумма составляет уже 561800 рублей. Предложившие поднять эту выплату до 1 млн. рублей, видимо, полагали, что она может стимулировать сахалинцев на усыновление сирот-инвалидов. Сомнительно, конечно. Ребенок-инвалид требует таких затрат, что «разовый» миллион вряд ли сыграет роль социальной приманки. Предложение не прошло.
Наша страна идет вперед, если верить верховной власти. Только сирот у нас по-прежнему много. В Сахалинской области в 2010 году в результате лишения родительских прав стали сиротами 426 детей, в 2011 году – 406, в 2012 – 387. Из-за ограничения в родительских правах лишились семьи в 2010 году 66 детей, в 2011 – 51 ребенок, в 2012 – 54. Без попечения родителей остались соответственно 726, 589 и 455 детей. Кроме того, учреждениями здравоохранения в области в 2011 году выявлено 810 неблагополучных семей – поставщиков социальных сирот, в которых воспитывается 1564 ребенка, в 2012 году выявлена 741 семья и 1425 детей соответственно.
В области принимаются законы по социальной поддержке малообеспеченных семей, сирот. В их благо трудятся различные министерства и ведомства. Но если говорить конкретно о социальном сиротстве, то вся работа ведется в основном постфактум: выявили неблагополучную семью, изъяли ребенка. Отправили в детдом, подержали там до окончания учебы и вернули в ту же среду, откуда взяли. А та среда? Что ее формирует? До вступления России в рыночные отношения, до бессовестного обмана населения «реформаторами», до расслоения общества на тех, кому все позволено, и тех, кто должен знать свой шесток, у нас не было столько неблагополучных семей, столько социальных сирот…
Н. КОТЛЯРЕВСКАЯ.