Четверг, 25 апреля, 2024

Проект «Сахалин-1»: инвестиции уже окупились!

Нефтегазовые проекты, реализуемые на условиях соглашений о разделе продукции (СРП), оцениваются российским обществом неоднозначно. Другое дело сахалинцы, которые гораздо больше информированы о проектах, а то и непосредственно связаны с ними. И тем не менее и у жителей области есть вопросы, которые мы переадресовали президенту «Эксон Нефтегаз Лимитед» – компании-оператора проекта «Сахалин-1» Джиму ТЕЙЛОРУ.
– Господин Тейлор, для начала давайте напомним историю проекта «Сахалин-1».
– Проект «Сахалин-1», один из крупнейших с привлечением прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, стоит в ряду наиболее перспективных и сложных проектов, разрабатываемых международной нефтегазовой промышленностью за всю историю ее существования. За кратчайший срок нам предстояло не только начать разработку достаточно сложных месторождений сахалинского шельфа, но и создать всю необходимую инфраструктуру, построить протяженную систему трубопроводов, причем все это в местности суровой и труднодоступной. Было много скептиков. Мало кто верил даже в то, что все это вообще возможно.
Зато теперь мы можем гордиться тем, что добыча с месторождения Чайво началась в соответствии с графиком – с 1 октября 2005 года.  В 2006 году завершено строительство трубопровода и терминала по отгрузке в Де-Кастри, начался экспорт нефти, введен в эксплуатацию береговой комплекс подготовки продукции, добыча доведена до проектного уровня – 250 тыс. баррелей (34 тыс. тонн) нефти в сутки.
Словом, несмотря на все трудности, все состоялось по плану. Таков итог совместных усилий акционеров, коллектива компании, наших подрядчиков, государственных органов, за что всем большое спасибо. 
Особую благодарность хотелось бы выразить ЗАО «Сахалинские проекты». «Сахалин-1» – первый проект ExxonMobil в России.  Все эти годы компания «Сахалинские проекты», как филиал Роснефти, нашего партнера по консорциуму, помогала бесценным операционным опытом, являясь экспертом в интерпретации российских норм и правил в применении к проекту, наставником по выстраиванию взаимоотношений с российскими компаниями, органами власти и местного самоуправления. Мы всегда ценили любой совет относительно работы в России, опыт работы российских компаний.  Например, Роснефть открыла всем технологию бурения с большим отклонением от вертикали на сахалинском шельфе. 
Словом, проект состоялся в первую очередь благодаря эффективной кооперации, за что еще раз спасибо всем ее участникам.
– Проект «Сахалин-1»  во многом уникален для России. И это наверняка требовало нестандартных решений. В чем ценность приобретенного опыта?
– Нестандартных решений было множество, и опыт накоплен огромный. Например, на месторождении Чайво.  В июне 2002 года там было завершено строительство наземной буровой установки «Ястреб», которая разрабатывалась специально для проекта «Сахалин-1» и является одной из наиболее сложных в мире. Она предназначена для бурения с берега скважин с большим отходом забоя от вертикали (БОВ). Применение этой технологии  позволило сократить высокие капитальные и эксплуатационные затраты на крупные морские сооружения и одновременно резко снизить отрицательное воздействие на экологически уязвимые прибрежные районы. С установки «Ястреб» пробурено пятнадцать скважин, достигших рекордных показателей по общей протяженности, длине горизонтального участка и скорости проходки. В феврале этого года на скважине
Z-12 был поставлен мировой рекорд среди скважин БОВ. Протяженность ее ствола
11 680 м, что на 398 м превышает предыдущий мировой рекорд, поставленный нашей же скважиной Z-11.
Добыча нефти и газа на Чайво ведется и с морской платформы «Орлан». Ее сталебетонная конструкция, на которой размещены буровой и жилой модули, была установлена в юго-западной части месторождения в июле 2005 года, и в декабре здесь начались буровые работы с использованием прогрессивной технологии поэтапно-группового бурения.
Если говорить о применимости нашего опыта в дальнейшем, то, как известно, будущее мировой нефтегазовой отрасли во многом связано с освоением более сложных месторождений в аналогичных условиях. Условия же севера Сахалина мало чем отличаются от арктических. Достаточно сказать, что лед в районе месторождений  может быть и в июне. Поэтому наш опыт по строительству и эксплуатации подводных трубопроводов и морских платформ, проводке танкеров в сложных ледовых условиях, конечно же, будет востребован, обязательно в будущем пригодится России.
– Очень актуальными, судя по частоте упоминания в СМИ, для проекта являются вопросы экологии…
– В феврале 2004 года министерство природных ресурсов РФ утвердило положительное заключение государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования строительства (ТЭО-С) по «Стадии 1» проекта «Сахалин-1». Экспертная комиссия в составе 49 ведущих экспертов, представляющих различные российские научные круги, технические и экологические организации, выполнила оценку и дала положительное заключение по основным проектным решениям, готовности к ликвидации аварийных ситуаций, экономическому и социологическому воздействию проекта, различным мерам охраны морских и наземных биологических ресурсов.
Понятно, что любая хозяйственная деятельность, а тем более такой масштабный проект, как наш, не может не оказывать воздействие на природную среду. И тут главная задача – минимизировать возможный ущерб. Она и решалась в первую очередь на всех стадиях – начиная от проектирования. 
Например, как я уже упоминал, применение уникальной технологии наклонно-направленного бурения устраняет необходимость строительства отдельных морских сооружений, трубопроводов и связанных с ними работ. Кроме того, строительство пересечений рек и потоков трубопроводом было сведено к минимуму и проводилось сезонно (обычно зимой), чтобы минимизировать воздействие на рыбные ресурсы.
Но, понятно, всего предусмотреть невозможно, нельзя сбрасывать со счетов трудноучитываемые факторы, в том числе и человеческий. Поэтому мы очень внимательно прислушиваемся ко всем замечаниям. Достаточно сказать, что на стадии строительства по проекту компания и ее подрядчики получили свыше 1000 дополнительных разрешительных документов, лицензий и допусков от федеральных, региональных и местных районных властей, десятки дополнительных положительных заключений государственной экологической экспертизы. С начала 2005 года контрольно-надзорными органами было проведено более 100 инспекций и аудитов – с положительными заключениями. 
Кроме того, компания реализует специальные экологические программы: по охране белоплечего орлана, редкой охотско-корейской популяции серых китов. В целом в защиту дикой природы, среды обитания и для организации рационального землепользования нами инвестировано более 700 млн. долларов.
– Суровый климат территории, а также вероятность землетрясений, наверное, создают определенные риски и на период эксплуатации. Как решаются в проекте эти проблемы?
– Этот вопрос тесно связан с предыдущим. Безусловно, мы предпринимаем все меры, чтобы  обеспечить максимальную надежность наших объектов.
В частности, конструкция трубопроводов предусматривает достаточную прочность на разрыв при возникновении опасных сейсмических условий с периодом повторяемости 1000 лет для сухопутных трубопроводов и 2000 лет для морских трубопроводов. Система обнаружения утечек и система автоматического отключения, включая высокоточные датчики потока и давления на входе и выходе, установлены на протяжении экспортного трубопровода от БКП до терминала в Де-Кастри. Задвижки аварийного отключения (изоляции) расположены на расстоянии 30 километров друг от друга по всей протяженности трубопровода. Применены самые современные технологии диагностики и защиты от коррозии. И еще много, много всего.
– Вам наверняка известна точка зрения, согласно которой сахалинские проекты СРП, в том числе и ваш, не выгодны для России. Есть ли основания для такой оценки?
– Давайте обратимся к цифрам.  С начала реализации проекта  «Сахалин-1» в бюджет РФ поступило 27,5 млн. рублей (1,1 млн. долларов) в виде роялти и доли в добыче нефти и газа, а в бюджет Сахалинской области – 5275 млн. рублей (211 млн. долларов). Кроме того, островной регион получил 2,5 млрд. рублей (100 млн. долларов) в фонд развития области, а также 1125 млн. рублей (45 млн. долларов) в виде бонусов. Во многом благодаря поступлениям от проекта «Сахалин-1» региональный бюджет растет рекордными темпами, позволяя решать на островах серьезные социальные проблемы.
Среди прочих выгод для России от реализации проекта «Сахалин-1» следует отметить удовлетворение потребности в природном газе Хабаровского края – на днях, например, газ начал поступать в газопровод на Николаевск-на-Амуре. Не забудем и про российское участие. Общий его объем в контрактах, размещенных по проекту «Сахалин-1», превысил 125 млрд. рублей, или 5 млрд. долларов (около двух третей общей стоимости подрядных работ). Обращу внимание и на то, что в течение десяти лет, по мере повышения квалификации и приобретения производственного опыта российскими специалистами, их процентная доля в общем количестве сотрудников проекта приблизится к 90 проц.
Кроме того, сотни миллионов долларов вложено в модернизацию  инфраструктуры на Сахалине и в Хабаровском крае – это дороги, мосты, морские порты, аэропорты,  объекты тепло- и водоснабжения, больницы и клиники. Среди них – оснащенная самым современным оборудованием женская консультация в Южно-Сахалинске, аэропорт «Ноглики».
Более того, сегодня мы уже можем сказать, что проект «Сахалин-1» окупил все инвестиции, вложенные в его реализацию. Это крайне значимое для всех нас событие произошло всего через три года после начала добычи нефти и через два года после начала полномасштабного освоения месторождения Чайво!
В соответствии с условиями СРП, с момента достижения уровня окупаемости получаемые Россией выгоды значительно возрастают, а всего в течение срока реализации проекта «Сахалин-1» в бюджет страны поступит свыше 50 млрд. долларов в виде налогов, роялти и доли государства в добыче нефти и газа.
– Месторождением Чайво проект не ограничивается… 
– Безусловно. Следующей стадией является разработка нефтегазового месторождения Одопту, куда мы перемещаем буровую установку «Ястреб». Затем дойдет очередь и до Аркутун-Даги, где будет построена морская добывающая платформа с основанием гравитационного типа.
В. Горбунов.
наша справка
В проект «Сахалин-1» входят морские месторождения Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ) является оператором международного консорциума «Сахалин-1». Партнерами по консорциуму являются «Эксон Мобил» (30 проц.), родственные организации НК «Роснефть» – «РН-Астра» (8,5 проц.) и «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5 проц.), японский консорциум «СОДЕКО» (30 проц.) и индийская государственная нефтяная компания «ОНГК Видеш Лтд.» (20 проц.). Потенциальные извлекаемые запасы по проекту составляют 307 млн. тонн (2,3 млрд. баррелей) нефти и 485 млрд. куб. метров (17,1 трлн. куб. футов) газа. На сегодняшний день уже добыто 20,6 млн. тонн нефти и 3 млрд. кубометров газа.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ