Ограниченные возможности. У сахалинских инвалидов мало шансов улучшить свои жилищные условия

Тесно инвалиду в маленькой квартире.
Тесно инвалиду в маленькой квартире.

На наших островах проживают несколько десятков тысяч человек с ограниченными возможностями, среди них немало детей. В регионе несколько сотен семей с инвалидами, страдающими тяжелыми хроническими заболеваниями, которым положена отдельная жилплощадь по договору социального найма. В сформированной еще на 1 января 2005 года очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в общей сложности вместе с инвалидами стоят более 11 тысяч семей. И стоять в этой очереди можно до самой смерти.

При этом от чиновников можно услышать, что ресурсы ограничены и для инвалидов в бюджете просто нет денег. В качестве выхода «сердобольные» представители власти могут посоветовать инвалиду обратиться в Сахалинское ипотечное агентство. Ипотеку там можно взять на 15 лет под ноль процентов годовых, а максимальная сумма займа может составить 4,2 млн. рублей. Однако главным условием такой «щедрости» наряду с обязательно доказываемой нуждаемостью в улучшении жилищных условий будет подтверждение платежеспособности заемщика. Деньги ведь надо вернуть. А какая платежеспособность может быть, например, у инвалида второй группы с месячной пенсией 11906 рублей? Разумеется, бедолаге могут посоветовать уменьшить сумму ипотеки или увеличить ее срок, а еще лучше – привлечь созаемщиков. Но если нет обеспеченных родственников, найти желающих подписаться под чужим займом практически нереально. Это и здоровому проблематично, а что говорить про больного!

Тем временем ипотечное агентство продолжает успешно кредитовать граждан, которые и без него имеют возможность взять кредит по низкой ставке. Инвалиды же остаются не у дел. Не пора ли нашим большим начальникам, продолжающим кичиться высокой бюджетной обеспеченностью на душу островного населения, направить эту высокую обеспеченность на решение проблем инвалидов? А для начала неплохо бы обновить законодательную базу.

Нуждающимися в жилых помещениях  считаются (и ставятся на учет) малоимущие граждане, которые обеспечены общей жилой площадью в размере 14 квадратных метров на одного члена семьи. Неужели эту учетную норму в интересах людей нельзя довести до норматива, утвержденного в госпрограмме, – до 18 квадратных метров на каждого члена семьи, а при наличии в семье инвалида, ребенка-инвалида – увеличить еще на 14 квадратных метров? Приподняв таким образом норматив, мы дадим малоимущим инвалидам возможность получить заветное жилье по договору социального найма в силу федерального законодательства.

Сейчас, по идее, инвалиды, проживающие в стесненных условиях, в первую очередь должны уповать на участие в государственной программе под названием «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014 – 2020 годы». Изначально программа была презентована как реальная возможность удовлетворения запросов островитян на льготное обеспечение жильем. Однако шансы, которые в связи с этим, вроде, появляются у инвалидов, скорее теоретические, чем практические.

Можно привести пример, когда инвалид в первый день приема заявлений в управлении жилищной политики администрации Южно-Сахалинска был зарегистрирован под номером в седьмой сотне, а чуть позже нашел себя сдвинутым ниже. И более того: спустя 11 месяцев после распределения трех сотен сертификатов, обнаружил, что номер его очереди не изменился. Как такое возможно?

С очередью происходят какие-то невидимые стоящим в ней людям подспудные процессы. Статистику по предыдущим годам и категориям получателей сертификатов в открытом доступе найти трудно. Удалось установить, что в 2016 году были осчастливлены 306 семей. В 2017-м среди внесенных в списки более полутора тысяч желающих оказалось 109 семей с инвалидами, еще 37 многодетных и 22 малоимущих. Всего 168 семей. А удовлетворены ожидания лишь шести семей инвалидов, двух многодетных семей и одной малоимущей семьи. Не густо.

Очевидно, что обделены самые социально уязвимые. В приоритете у властей молодые семьи. Это понять можно.  Демография и т. д. и т. п. Но как же быть с инвалидами?

Примечательно, что ранее в региональных нормативно-правовых актах гарантировалось  приобретение им жилых помещений за счет областного бюджета. Впрочем, не всем, а только семьям с ребенком-инвалидом, к тому же семья должна быть признана малоимущей.

Из поля зрения островных законодателей и чиновников почему-то выпала категория взрослых инвалидов, из числа которых в течение 2015 – 2018 годов ни один не получил остро необходимой социальной поддержки в рамках госпрограммы и не смог реализовать свое право на улучшение жилищных условий. Разве при достижении 18-летнего возраста молодой инвалид  перестает быть инвалидом  и не нуждается в собственном жилье? Или до конца дней своих он обречен проживать совместно со своими родителями и родственниками, да еще и на их иждивении?

Надежда на иной подход появилась  после обращения жительницы Южно-Сахалинска, федерального льготника, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, к депутату областной думы А. Хапочкину. С его подачи на исходе 2015 года региональное правительство внесло поправки в утвержденную в 2013 году госпрограмму: в число претендентов, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство жилья через механизм ЖСК, помимо семей с детьми-инвалидами,  была добавлена дополнительная категория – «инвалиды, в том числе семьи с инвалидами, находящимися на иждивении».

На стыке прошлого и нынешнего годов к А. Хапочкину, уже в статусе председателя облдумы, вновь обратилась та самая женщина-инвалид. На этот раз она обратилась с предложением внести изменения в закон о региональном бюджете в части выделения дополнительных средств для участников госпрограммы, включенных в список на 2018 год: семей с инвалидами и детьми-инвалидами, многодетных и малоимущех семей – тех самых упомянутых выше 168 семей. Реакция законодательной и исполнительной власти на этот раз последовала необыкновенно быстро. И к 316 млн. рублей, первоначально запланированным на исполнение госпрограммы в 2018 году по городу Южно-Сахалинску, добавили еще 173 млн. рублей, которых в принципе достаточно для обеспечения сертификатами еще около ста семей. Эта новость была озвучена на круглом столе с участием губернатора и мэра.

Как же использованы эти 173 млн.? Из объяснений городских чиновников стало известно, что данная субсидия будет распределена среди владельцев сертификатов, выданных еще в 2016 году. При этом семьям из инвалидной категории достанутся всего лишь два сертификата. С таким решением трудно согласиться.

Проблема, надо полагать, в том, что отдельные чиновники продолжают делить льготников на «своих» и «федеральных». По этой причине, похоже, не просматривается активности министерства соцзащиты в решении жилищных проблем инвалидов. Неужели его усилий по взаимодействию с федеральным центром, включившим Сахалинскую область в пилотную программу «Жилище», хватило только на выделение из федерального бюджета жалких 7 млн. рублей в 2017 году и всего около 3 млн. рублей – в 2018-м?  Где встречные предложения по софинансированию проектов, где обоснования необходимости социальной поддержки льготной категории граждан, для которых недоступность собственного готового жилья усугубляется скудным материальным обеспечением и тяжелыми заболеваниями?

Очевидно, что было бы справедливо при первой возможности внести изменения в закон Сахалинской области о бюджете на 2018-й и на плановый период 2019 – 2020 годов с целью адресного направления финансовой прибавки на улучшение жилищных условий семей инвалидов и с детьми-инвалидами, многодетных и малоимущих семей, по крайней мере, тех самых обделенных ранее 168 семей, отнесенных законодательством к первоочередным категориям граждан. Необходимо выделить их в отдельную очередь, исключив тем самым впредь вольные или невольные ограничения их прав и интересов со стороны ответственных исполнителей.

А. ПОТАПОВ.