Прочитал в вашей газете за 8 сентября материал «Неукрощенные строптивые» про мальчика Васю, который буквально терроризировал своих одноклассников. Сейчас его отправили на домашнее обучение. Думаю, правильно сделали. Пусть школа выглядит в глазах родителей как учебное учреждение, не справившееся с воспитанием трудного ребенка, зато его одноклассники теперь вздохнут спокойно.
Лично для меня эта история — яркий пример нашей взрослой беспомощности в вопросах воспитания маленьких граждан. Правильному поведению в детском коллективе мальчика не смогли научить ни семья, ни школа. И вот теперь его решили учить (и воспитывать?) удаленно — по индивидуальному плану. Может быть, знаний у Васи и в самом деле прибавится. Но вот что касается воспитания, то здесь у меня большие сомнения.
Культура поведения у ребенка вырабатывается в коллективе, здесь же она и реализуется — в общении со сверстниками. Оказавшись в изоляции, ребенок скорее озлобится, чем наконец-то поймет, как надо себя вести, а как не надо. Ведь он уже и без этого целый год обучался дома, как пишет автор материала, а толку от этого ровным счетом никакого. Неужели кто-то думает, что в этот раз все будет по-другому?
Все не так просто, как кажется. Пока хулиган не почувствует готовность класса дать ему реальный отпор, никаких перемен к лучшему не будет.
Мне довелось учиться еще в старой советской школе. Прекрасно помню октябрятские «пятерки» и пионерские «звенья». Тогда слово «коллектив» еще не было пустым звуком. Ребята сами заставляли отстающего подтягиваться по учебе, чтобы он не позорил класс, сами же следили за тем, чтобы никто не отлынивал от сбора металлолома и макулатуры.
Не скажу, чтобы не было у нас озорников, они бывают в каждом классе. Но вот такого, как Вася, я что-то не припомню. Отпетые хулиганы у нас просто не водились. Такие быстро попадали в детскую комнату милиции, а не взявшиеся за ум незамедлительно отчислялись из школы.
Обычно же спорные вопросы решались внутри класса. Ведь когда хулигану противостоит целый коллектив, мало кто осмелится кого-то серьезно задеть. Потому что ему могут сообща дать сдачи. И давали, кстати, не без этого.
Вы скажете, что это непедагогично. Может быть. А какие еще есть варианты при той демократии, которую уже не первый год пытаются насаждать в наших школах? Вот пошлет очередной хулиган учителя куда подальше, и что прикажете делать? Сделать вид, что ничего не произошло? Упадете в глазах детей ниже плинтуса. Взять хулигана за ухо и отшлепать при всех? Родители тут же в суд побегут, устанете потом писать объяснительные…
Вот и получается, что школа пытается переложить воспитание на родителей. А родители, в свою очередь, во всех грехах обвиняют школу. А обвинять надо, на мой взгляд, всеобщий упадок культуры, подмену нравственных ценностей, наконец, потерю чувства коллективизма, присущего прежней школе.
Можно отправить домой Васю, чтобы не мешал учиться другим. А вот как вернуть в школу то, что утрачено?

Владимир БОЛОТОВ, г. Южно-Сахалинск.