Квартет виртуозов.
Квартет виртуозов.

Мировые звезды дали концерт в Южно-Сахалинске.

Сахалинские любители джаза не понаслышке знают о феноменальных творческих возможностях Даниила Крамера. В музыкальном мире выпускник института им. Гнесиных, пианист и композитор, победитель конкурсов фортепианных джазовых импровизаторов и арт-директор многих российских джазовых фестивалей считается звездой первой величины. Он трижды приезжал на Сахалин. Последний концерт, состоявшийся в Чехов-центре на минувшей неделе, прошел с аншлагом. Как, впрочем, и первый, когда Д. Крамер выступал с трио музыкантов, и второй – с оперной певицей Хиблой Герзмавой в программе «Блюз для примадонны».

Даниил Крамер.

Нынешняя встреча, организованная областной филармонией, органично вписалась в «стратегический» проект музыканта под названием «Джазовая музыка в академических залах». Он реализуется 22 года, ведь маэстро привык работать на перспективу. Проект не что иное, как система концертно-гастрольных абонементов, с успехом объединяющих классическую и джазовую аудитории  во многих городах России.

На пресс-конференции Д. Крамер рассказал, что джазовая музыка вполне уютно чувствует себя в академических залах. В нее вплетаются оперный вокал Хиблы Герзмавы, импровизации блестящих пианистов Дениса Мацуева, Екатерины Мечетиной и других музыкантов. Нередко Д. Крамер выступает со знаменитыми зарубежными инструменталистами и симфоническими оркестрами. Он признался, что никогда не уходил из классики, а себе на радость всегда свободно плавал между нею и джазом. («Я владею несколькими музыкальными языками, и грех было бы использовать только один из них»).

В большой программе маэстро есть популярная подпрограмма «Леди в джазе». Уже много лет Д. Крамер представляет слушателям не только первоклассных вокалисток, но и инструменталисток. Участницами его проекта были Алевтина Полякова – певица и тромбонистка, что само по себе редкость; первые номера русского джаза Анна Бутурлина и Армине Саркисян; участница телепроекта «Голос» Полина Зизак и несколько американских исполнительниц. «Хочу в дальнейшем  работать с инструменталистками, которые соединяют джаз со своей этнической музыкальной культурой», – поделился планами музыкант.

В этом году в восьмидневный тур по городам России Д. Крамер пригласил 27-летнюю афроамериканскую певицу Надю Вашингтон из Далласа. Прежде он посмотрел ее клипы. Отметил, что Надя хорошо сочетает в вокале бразильскую ритмическую медитацию с соул-музыкой, свингом, джазовыми элементами. Владение таким разнообразием очень ценно. При этом певица не стремится быть эффектной ради эффекта, она вся в музыке.

Надя Вашингтон.

Вашингтон легко согласилась на тур по России, ведь это знакомство с новыми географическими точками, интересными людьми, ценный опыт. Да и настоящий профи никогда не откажется поиграть в концертах с новыми музыкантами.

На пресс-конференции Надя Вашингтон рассказала, что имя ей дала бабушка в честь известной румынской гимнастки Нади Команэчи, которую боготворила. Ее мама – профессиональная пианистка, певица и композитор. Переехав из Далласа в Нью-Йорк, девушка окончила музыкальный колледж Беркли, играла в мюзиклах на Бродвее, снялась в фильме «Билли Холидей» и сделала блестящую карьеру. Ее одаренность заметили певицы Даяна Ривз и Эсперанса Сполдинг, стали приглашать в свои проекты. Один из них и принес Вашингтон одну из самых престижных наград в современной музыкальной индустрии – премию «Грэмми». В 27 лет так редко у кого получается.

В туре по России, который дошел и до Сахалина, вместе с Даниилом Крамером и Надей Вашингтон участвовала одна из лучших московских ритм-секций в составе известного контрабасиста Владимира Кольцова-Крутова и ударника Игната Кравцова, молодого, стремительно растущего музыканта.

Владимир Кольцов-Крутов.

Программа концерта в Чехов-центре была составлена из разнохарактерных и разностильных композиций. Исполнив для публики традиционный крепкий джаз на тему «Конформейшн» Чарли Паркера, трио неожиданно продолжило выступление одним из этюдов Фредерика Шопена. Сначала он прозвучал в сольном фортепианном исполнении Д. Крамера, а затем ритм-секция с филигранной изысканностью расцветила его своими импровизациями. Нельзя не отметить, что каждую пьесу музыканты исполняли как часть обряда. Маэстро и его команда убеждены: нельзя заниматься искусством без бога в сердце.

Игнат Кравцов.

Открыв второе отделение концерта мощной джазовой импровизацией, трио уступило сцену Наде Вашингтон. Аккомпанируя себе на гитаре, она исполнила композицию из авторского сольного альбома. А затем трио вновь превратилось в квартет, виртуозно демонстрировавший безграничные возможности джазовых импровизаций. Одну из них Д. Крамер не без озорства украсил замысловатыми ритмическими рисунками, постукивая ладонями по колену, корпусу рояля и барабанам (последнее действо продолжалось в четыре руки с ударником). Виртуозы зарядили слушателей энергией и восторгом, а Вашингтон увлекала зал песнопениями.

Джазовая импровизация на ударных инструментах в четыре руки.

Долго не смолкавшие овации стали лучшей наградой для артистов. Д. Крамер обещал новые встречи с леди из джаза. Сам он не теряет надежды, что вслед за афроамериканской вокалисткой с гитарой когда-нибудь на остров прибудет мировая дива с контрабасом по имени Эсперанса Сполдинг.

Л. СТЕПАНЕЦ.

Фото В. ЖЕРДЕВА.