Собираясь на работу в один из предновогодних дней, просматривал в телефоне сообщения и обнаружил в Телеграме новый контакт. На аватарке инициалы ГТ и фамилия и имя моего руководителя.
– Доброе утро, Виктор Иванович! – значилось в письме.
Я несколько озадачился. За много лет работы мой начальник не присылал таких пожеланий. Переписка была только деловая. И не ранним утром.
К тому же в Телеграме был адрес руководителя с его фото на аватарке. А это новый контакт с инициалами вместо фото.
Предположив, что могут быть какие-то непредвиденные обстоятельства, рискнул ответить:
– Доброе, Галина Петровна!
Через минуту ответ:
– Не сильно отвлекаю?
– Говори.
– Хотела узнать. Ильяшенко Виталий не звонил ещё?
Фамилия мне незнакома:
– Нет.
– Значит, успела предупредить, скоро позвонит.
– Что надо ему?
– Это сотрудник службы безопасности, который следит за работой нашего учреждения. Ситуацию объяснит самостоятельно, но от себя попрошу отнестись серьёзно и пообщаться без лишних ушей.
– Понял.
Ответил машинально, а сам пытаюсь сообразить: я в чем-то провинился перед органами? Или от меня нужна какая-то информация? Одновременно вспомнилась заметка в «Советском Сахалине», что мошенники стали действовать от имени сотрудников спецслужб. А недавно был взломан Телеграм нашего сотрудника и от его имени просили перевести деньги на какие-то нужды.
Эти мысли пролетели в голове мгновенно, и уже собрался звонить начальнику, чтобы проверить: а было ли от неё сообщение по «телеге». Тут выдал трель мой мобильник.
Во весь экран появилась заставка в сине-красных тонах, эмблема Федеральной службы безопасности – щит, меч, орёл. Высветился и телефон, номер южно-сахалинский городской (4242) 72-..-…
Назвав меня по имени-отчеству, собеседник представился капитаном ФСБ Виталием Ильяшенко. Сразу же предупредил, что разговор строго конфиденциальный, никому о нём не рассказывать, ни в семье, ни на работе. Несколько раз уточнял, один ли я, не находится ли кто-то рядом. Сыпал статьями УК о неразглашении беседы. Постоянно спрашивал, понятно ли мне сказанное. Если я молчал, снова спрашивал. Тогда приходилось поддакивать. Уже было понятно, что меня взяли в обработку мошенники.
Надо сказать, психологически «капитан ФСБ» действовал грамотно, убедительно. Старался не давать время на раздумья. Юридические нормы так и сыпались из него.
После введения-ликбеза наступил оглушающий этап обработки.
– Вы знаете…, – «капитан» назвал какую-то фамилию, имя и отчество.
– Первый раз слышу.
– На это имя с вашего счёта в банке ушли два денежных перевода. Затем переводы были перенаправлены на нужды ВСУ. Правда, в последний момент ЦБ приостановил финансовые операции.
Как говорится, ошарашил. При таком известии можно встать в ступор.
– Вы не переводили деньги?
– Нет.
А собеседник уже читал длинную лекцию об измене Родине, санкциях за это. Заодно сообщил, что все данные сотрудников нашей организации похищены. А переводы организуют недобросовестные сотрудники банков. Все они теперь будут проверяться спецслужбами. Ибо не может быть так, чтобы подозрительные переводы в местном банке не заблокировали, приостановили их только в ЦБ.
«Капитан», видимо, желая добить меня, вдруг заявил, что в утечке персональных данных наших работников подозревается наш руководитель. С ней будет отдельный разговор. Но мне ей ничего не сообщать.
Не успел переварить услышанное, как «представитель ФСБ» отправил меня в нокаут.
– У нас постоянная связь с Центробанком. Там по нашей просьбе проверили ваши денежные потоки. Оказалось, на ваше имя поступили запросы на два кредита. Оформляли кредиты?
– Нет.
– Оформление кредитов в ЦБ временно приостановили. Временно, – особо подчеркнул Ильяшенко. – Но ваши деньги нужно спасать. Я сейчас по закрытой линии ФСБ переключу вас на специалиста Центробанка, и он разъяснит характер дальнейших действий. Не кладите трубку.
Но я все-таки нажал на кнопку отключения. И быстро набрал номер телефона руководителя компании, чтобы окончательно убедиться, что разговариваю с мошенником.
– Галина Петровна, писали мне сообщение в Телеграме?
– Нет. А что?
Объясняю.
– О! Взломали все-таки, – воскликнула она.
Тут на экране опять высветилась эмблема ФСБ.
– Виктор Иванович, почему связь прервалась, – «капитан» был несколько обеспокоен.
– Да нечаянно, перехватывал аппарат другой рукой.
– Никого с вами рядом нет? – допытывался собеседник.
– Нет.
– Переключаю на специалиста ЦБ.
«Специалист ЦБ», видимо, очень горел желанием помочь мне не лишиться денег. Он нагнетал тревогу, чтобы «лопух» дошёл до кондиции и в стрессовой ситуации принял «правильное» решение.
– Оформленные на вас кредиты придержаны, но могут быть в любой момент разблокированы, – пугал он.
Какие кредиты, на какие суммы, в каких банках – не уточнялось. Мне была прочитана целая финансовая лекция. В частности, о специальных счетах в банковской сфере, через которые мошенники из числа работников кредитных учреждений воруют со счетов клиентов их деньги.
– Пока кредиты заморожены, необходимо все мои счета, вклады застраховать, – был настойчив спец ЦБ. – Если кредиты разморозят, Центробанк компенсирует все потерянные деньги.
И попросил сообщить, какие суммы, в каких банках, на каких счетах есть у меня. Включая зарплатную карту.
– Переключаю вас на старшего специалиста Центробанка, который даст конкретные пошаговые инструкции, что нужно делать.
В трубке послышался уже женский голос, но я нажал «отбой»: пора было идти на работу.
Через минуту на экране телефона вновь высветилась заставка ФСБ.
– Виктор Иванович, это ваш следователь. Из ЦБ сообщили, что вы отключились. В чем дело? Не подводите меня. В противном случае я разблокирую ваши кредиты…
Затем последовали звонки от неких специалистов Борисова и Лосевой. Пришел pdf-файл с моими данными на первой странице. Я его не стал открывать. Возможно, это инструкция или вирус-шпион. Затем щелкнула sms-ка. Оказалось, от МТС-банка. Четыре цифры и сообщение: никому не говорите код для подтверждения заявки на сайте МТС-банка. Спустя минуту вновь sms-ка с новыми цифрами.
С МТС-банком у меня никаких отношений. И вообще с МТС.
Недоброжелатели от моего имени направили в МТС-банк заявку на кредит. Им оставалось только узнать код для подтверждения заявки. Деньги пошли бы на их счета, а расплачиваться пришлось бы мне.
Звонки от «специалистов ЦБ» и «капитана ФСБ» продолжились, когда уже был на работе. Тогда трубку взял коллега и зычным голосом ответил:
– Дежурный городского управления МВД слушает… Представьтесь, пожалуйста… Что у вас за вопрос?
В телефоне какое-то мыканье, потом отбой. И снова звонок.
И опять:
– Дежурный…
Больше звонков не было.
Вскоре с телефона в Телеграме исчезла мошенническая аватарка моей руководительницы, настоящая осталась. Но успел сделать скриншот переписки с «капитаном ФСБ». Исчезли телефоны Борисова и Лосевой. Остался только телеграм-телефон с заставкой ФСБ и надписью «неиспользуемый». Если его открыть, то значатся зафиксированные по времени звонки и pdf-файл.
Одновременно из моего банка поступила sms-ка о звонке мошенников. Перезвонил в банк. Виртуальный помощник сообщила:
– Виктор Иванович, вам звонили мошенники. Вы не сообщали им номер карты, пароли и другие данные?
– Нет, конечно.
Решил все-таки подстраховаться и лично сходил в банк, отдал заявление-уведомление о звонках мошенников. С припиской о запрете самому себе брать кредиты. Оператор банка проверил по компьютеру мои финансы, заверил, что не пропало ни копейки, кредитов на мне нет.
Позвонил также в МТС-банк, объяснил ситуацию. Ответ: в списках клиентов организации моей фамилии нет.
А ещё посетил ближайший офис Госуслуг.
– Можно ли оформить самозапрет на получение кредита во всех финансовых организациях? – поинтересовался у консультанта.
Оказалось, технически подобная услуга не предоставляется, нет законодательных основ. Заявителю придется обращаться в конкретный банк или МФО, чтобы установить запрет.
Как сообщает consultant.ru, с 1 июля 2024 года физлицам по законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» могут разрешить в своих кредитных историях устанавливать запрет заключать договоры потребкредита или займа, кроме ипотечных и тех, которые обеспечены залогом транспорта.
Установить и снять запрет можно будет бесплатно через портал Госуслуг или обратившись в МФЦ. 20 апреля 2023 года законопроект был зарегистрирован и внесён на рассмотрение в Госдуму, был поддержан правительством РФ и в октябре прошёл первое чтение.
Ну а пока нужно не попадаться на удочку мошенников.
Виктор Иванович, г. Южно-Сахалинск.
Как узнать, не оформлен ли на вас кредит мошенниками
- Зайти на сайт Госуслуг и зарегистрироваться.
- Зайти на сайты Бюро кредитных историй (их несколько). Найти форму подачи онлайн-заявки на получение кредитной истории. Зарегистрироваться. Заполнить все поля заявки и подтвердить свою личность через авторизацию на Госуслугах.
- Отправить запрос. Кредитное досье поступит на указанный вами адрес электронной почты. Обработка быстрая.
P. S.
Сахалинка отдала мошеннику 4 млн рублей якобы за переводы денег в недружественную страну.
Как сообщила пресс-служба областного управления МВД, женщине позвонил неизвестный, представился сотрудником правоохранительных органов. Он сообщил гражданке, что та якобы финансировала недружественное государство и теперь ей грозит уголовная ответственность. Чтобы избежать её, злоумышленник предложил женщине взять кредит и возместить ущерб. Что ошарашенная жертва и сделала: оформила кредиты в двух банках на 1,5 и 1,2 млн рублей, сняла со своего счёта 900 тыс. рублей и перевела их через банкомат по направленным ей реквизитам.
Бдительность – главный инструмент против мошенников
«В 2023 году с попытками мошенничества столкнулись 91% россиян, – отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. – Чаще всего мошенники по-прежнему звонят, представляясь сотрудниками банков и правоохранительных органов, рассылают предложения заработать в интернете или письма с подозрительными ссылками. Если в 2022-м было выявлено 80 тыс. потенциальных фишинговых сайтов, то за первые три квартала 2023-го этот показатель вырос до 144 тыс.».
На любой подозрительный звонок или письмо в сети нужно реагировать крайне осторожно, чтобы потом не тратить силы и время, а зачастую и деньги, чтобы разобраться с последствиями своего неосторожного шага по воле эмоций.
Мошенники стали звонить людям под видом сотовых операторов. Они предлагают продлить договор сим-карты, угрожая при этом, что в противном случае телефон не будет работать. Цель таких звонков – получить пароли от Госуслуг, банков и пр.
Другой приём – человеку звонят через мессенджер, установив на аватарке логотип какой-то организации. В ходе разговора просят включить трансляцию экрана, чтобы видеть одноразовые пароли, которые приходят жертве.
Еще один способ мошенничества – рассылка фальшивых писем от служб доставки. Применяя «технику страха», злоумышленники понуждают пользователя перейти по ссылке или открыть вложение. Если это сделать, можно лишиться денег со счёта.
В последнее время мошеннические «колл-центры» стали использовать музыку из рекламы банков.
Злоумышленники звонят потенциальной жертве и через секунду-две отключаются, не дожидаясь ответа. Человек, видя пропущенный вызов, перезванивает, слышит знакомую мелодию своего банка, пребывает в уверенности, что звонит в свою финансовую организацию. Далее стандартная схема: псевдо-сотрудник банка, отлично владея психологическими приемами и манипулируя эмоциями жертвы, пытается разными способами получить коды из sms, логины, пароли для входа в учётную запись онлайн-банка. Получив доступ к счёту клиента, мошенники выводят деньги. Нужно всегда помнить, что настоящие сотрудники банков никогда не просят граждан снимать деньги со счетов, переводить их на другие, безопасные счета или передавать курьерам.