Четверг, 29 февраля, 2024

Операция «капитана ФСБ». Мошенники расширяют арсенал уловок

Собираясь на работу в один из предновогодних дней, просматривал в телефоне сообщения и обнаружил в Телеграме новый контакт. На аватарке инициалы ГТ и фамилия и имя моего руководителя.

– Доброе утро, Виктор Иванович! – значилось в письме.

Я несколько озадачился. За много лет работы мой начальник не присылал таких пожеланий. Переписка была только деловая. И не ранним утром.

К тому же в Телеграме был адрес руководителя с его фото на аватарке. А это новый контакт с инициалами вместо фото.

Предположив, что могут быть какие-то непредвиденные обстоятельства, рискнул ответить:

– Доброе, Галина Петровна!

Через минуту ответ:

– Не сильно отвлекаю?

– Говори.

– Хотела узнать. Ильяшенко Виталий не звонил ещё?

Фамилия мне незнакома:

– Нет.

– Значит, успела предупредить, скоро позвонит.

– Что надо ему?

– Это сотрудник службы безопасности, который следит за работой нашего учреждения. Ситуацию объяснит самостоятельно, но от себя попрошу отнестись серьёзно и пообщаться без лишних ушей.

– Понял.

Ответил машинально, а сам пытаюсь сообразить: я в чем-то провинился перед органами? Или от меня нужна какая-то информация? Одновременно вспомнилась заметка в «Советском Сахалине», что мошенники стали действовать от имени сотрудников спецслужб. А недавно был взломан Телеграм нашего сотрудника и от его имени просили перевести деньги на какие-то нужды.

Эти мысли пролетели в голове мгновенно, и уже собрался звонить начальнику, чтобы проверить: а было ли от неё сообщение по «телеге». Тут выдал трель мой мобильник.

Во весь экран появилась заставка в сине-красных тонах, эмблема Федеральной службы безопасности – щит, меч, орёл. Высветился и телефон, номер южно-сахалинский городской (4242) 72-..-…

Назвав меня по имени-отчеству, собеседник представился капитаном ФСБ Виталием Ильяшенко. Сразу же предупредил, что разговор строго конфиденциальный, никому о нём не рассказывать, ни в семье, ни на работе. Несколько раз уточнял, один ли я, не находится ли кто-то рядом. Сыпал статьями УК о неразглашении беседы. Постоянно спрашивал, понятно ли мне сказанное. Если я молчал, снова спрашивал. Тогда приходилось поддакивать. Уже было понятно, что меня взяли в обработку мошенники.

Надо сказать, психологически «капитан ФСБ» действовал грамотно, убедительно. Старался не давать время на раздумья. Юридические нормы так и сыпались из него.

После введения-ликбеза наступил оглушающий этап обработки.

– Вы знаете…, – «капитан» назвал какую-то фамилию, имя и отчество.

– Первый раз слышу.

– На это имя с вашего счёта в банке ушли два денежных перевода. Затем переводы были перенаправлены на нужды ВСУ. Правда, в последний момент ЦБ приостановил финансовые операции.

Как говорится, ошарашил. При таком известии можно встать в ступор.

– Вы не переводили деньги?

– Нет.

А собеседник уже читал длинную лекцию об измене Родине, санкциях за это. Заодно сообщил, что все данные сотрудников нашей организации похищены. А переводы организуют недобросовестные сотрудники банков. Все они теперь будут проверяться спецслужбами. Ибо не может быть так, чтобы подозрительные переводы в местном банке не заблокировали, приостановили их только в ЦБ.

«Капитан», видимо, желая добить меня, вдруг заявил, что в утечке персональных данных наших работников подозревается наш руководитель. С ней будет отдельный разговор. Но мне ей ничего не сообщать.

Не успел переварить услышанное, как «представитель ФСБ» отправил меня в нокаут.

– У нас постоянная связь с Центробанком. Там по нашей просьбе проверили ваши денежные потоки. Оказалось, на ваше имя поступили запросы на два кредита. Оформляли кредиты?

– Нет.

– Оформление кредитов в ЦБ временно приостановили. Временно, – особо подчеркнул Ильяшенко. – Но ваши деньги нужно спасать. Я сейчас по закрытой линии ФСБ переключу вас на специалиста Центробанка, и он разъяснит характер дальнейших действий. Не кладите трубку.

Но я все-таки нажал на кнопку отключения. И быстро набрал номер телефона руководителя компании, чтобы окончательно убедиться, что разговариваю с мошенником.

– Галина Петровна, писали мне сообщение в Телеграме?

– Нет. А что?

Объясняю.

– О! Взломали все-таки, – воскликнула она.

Тут на экране опять высветилась эмблема ФСБ.

– Виктор Иванович, почему связь прервалась, – «капитан» был несколько обеспокоен.

– Да нечаянно, перехватывал аппарат другой рукой.

– Никого с вами рядом нет? – допытывался собеседник.

– Нет.

– Переключаю на специалиста ЦБ.

«Специалист ЦБ», видимо, очень горел желанием помочь мне не лишиться денег. Он нагнетал тревогу, чтобы «лопух» дошёл до кондиции и в стрессовой ситуации принял «правильное» решение.

– Оформленные на вас кредиты придержаны, но могут быть в любой момент разблокированы, – пугал он.

Какие кредиты, на какие суммы, в каких банках – не уточнялось. Мне была прочитана целая финансовая лекция. В частности, о специальных счетах в банковской сфере, через которые мошенники из числа работников кредитных учреждений воруют со счетов клиентов их деньги.

– Пока кредиты заморожены, необходимо все мои счета, вклады застраховать, – был настойчив спец ЦБ. – Если кредиты разморозят, Центробанк компенсирует все потерянные деньги.

И попросил сообщить, какие суммы, в каких банках, на каких счетах есть у меня. Включая зарплатную карту.

– Переключаю вас на старшего специалиста Центробанка, который даст конкретные пошаговые инструкции, что нужно делать.

В трубке послышался уже женский голос, но я нажал «отбой»: пора было идти на работу.

Через минуту на экране телефона вновь высветилась заставка ФСБ.

– Виктор Иванович, это ваш следователь. Из ЦБ сообщили, что вы отключились. В чем дело? Не подводите меня. В противном случае я разблокирую ваши кредиты…

Затем последовали звонки от неких специалистов Борисова и Лосевой. Пришел pdf-файл с моими данными на первой странице. Я его не стал открывать. Возможно, это инструкция или вирус-шпион. Затем щелкнула sms-ка. Оказалось, от МТС-банка. Четыре цифры и сообщение: никому не говорите код для подтверждения заявки на сайте МТС-банка. Спустя минуту вновь sms-ка с новыми цифрами.

С МТС-банком у меня никаких отношений. И вообще с МТС.

Недоброжелатели от моего имени направили в МТС-банк заявку на кредит. Им оставалось только узнать код для подтверждения заявки. Деньги пошли бы на их счета, а расплачиваться пришлось бы мне.

Звонки от «специалистов ЦБ» и «капитана ФСБ» продолжились, когда уже был на работе. Тогда трубку взял коллега и зычным голосом ответил:

– Дежурный городского управления МВД слушает… Представьтесь, пожалуйста… Что у вас за вопрос?

В телефоне какое-то мыканье, потом отбой. И снова звонок.

И опять:

– Дежурный…

Больше звонков не было.

Вскоре с телефона в Телеграме исчезла мошенническая аватарка моей руководительницы, настоящая осталась. Но успел сделать скриншот переписки с «капитаном ФСБ». Исчезли телефоны Борисова и Лосевой. Остался только телеграм-телефон с заставкой ФСБ и надписью «неиспользуемый». Если его открыть, то значатся зафиксированные по времени звонки и pdf-файл.

Одновременно из моего банка поступила sms-ка о звонке мошенников. Перезвонил в банк. Виртуальный помощник сообщила:

– Виктор Иванович, вам звонили мошенники. Вы не сообщали им номер карты, пароли и другие данные?

– Нет, конечно.

Решил все-таки подстраховаться и лично сходил в банк, отдал заявление-уведомление о звонках мошенников. С припиской о запрете самому себе брать кредиты. Оператор банка проверил по компьютеру мои финансы, заверил, что не пропало ни копейки, кредитов на мне нет.

Позвонил также в МТС-банк, объяснил ситуацию. Ответ: в списках клиентов организации моей фамилии нет.

А ещё посетил ближайший офис Госуслуг.

– Можно ли оформить самозапрет на получение кредита во всех финансовых организациях? – поинтересовался у консультанта.

Оказалось, технически подобная услуга не предоставляется, нет законодательных основ. Заявителю придется обращаться в конкретный банк или МФО, чтобы установить запрет.

Как сообщает consultant.ru, с 1 июля 2024 года физлицам по законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» могут разрешить в своих кредитных историях устанавливать запрет заключать договоры потребкредита или займа, кроме ипотечных и тех, которые обеспечены залогом транспорта.

Установить и снять запрет можно будет бесплатно через портал Госуслуг или обратившись в МФЦ. 20 апреля 2023 года законопроект был зарегистрирован и внесён на рассмотрение в Госдуму, был поддержан правительством РФ и в октябре прошёл первое чтение.

Ну а пока нужно не попадаться на удочку мошенников.

Виктор Иванович, г. Южно-Сахалинск.

Как узнать, не оформлен ли на вас кредит мошенниками

  1. Зайти на сайт Госуслуг и зарегистрироваться.
  2. Зайти на сайты Бюро кредитных историй (их несколько). Найти форму подачи онлайн-заявки на получение кредитной истории. Зарегистрироваться. Заполнить все поля заявки и подтвердить свою личность через авторизацию на Госуслугах.
  3. Отправить запрос. Кредитное досье поступит на указанный вами адрес электронной почты. Обработка быстрая.

P. S.

Сахалинка отдала мошеннику 4 млн рублей якобы за переводы денег в недружественную страну.

Как сообщила пресс-служба областного управления МВД, женщине позвонил неизвестный, представился сотрудником правоохранительных органов. Он сообщил гражданке, что та якобы финансировала недружественное государство и теперь ей грозит уголовная ответственность. Чтобы избежать её, злоумышленник предложил женщине взять кредит и возместить ущерб. Что ошарашенная жертва и сделала: оформила кредиты в двух банках на 1,5 и 1,2 млн рублей, сняла со своего счёта 900 тыс. рублей и перевела их через банкомат по направленным ей реквизитам.

Бдительность – главный инструмент против мошенников

«В 2023 году с попытками мошенничества столкнулись 91% россиян, – отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. – Чаще всего мошенники по-прежнему звонят, представляясь сотрудниками банков и правоохранительных органов, рассылают предложения заработать в интернете или письма с подозрительными ссылками. Если в 2022-м было выявлено 80 тыс. потенциальных фишинговых сайтов, то за первые три квартала 2023-го этот показатель вырос до 144 тыс.».

На любой подозрительный звонок или письмо в сети нужно реагировать крайне осторожно, чтобы потом не тратить силы и время, а зачастую и деньги, чтобы разобраться с последствиями своего неосторожного шага по воле эмоций.

Мошенники стали звонить людям под видом сотовых операторов. Они предлагают продлить договор сим-карты, угрожая при этом, что в противном случае телефон не будет работать. Цель таких звонков – получить пароли от Госуслуг, банков и пр.

Другой приём – человеку звонят через мессенджер, установив на аватарке логотип какой-то организации. В ходе разговора просят включить трансляцию экрана, чтобы видеть одноразовые пароли, которые приходят жертве.

Еще один способ мошенничества – рассылка фальшивых писем от служб доставки. Применяя «технику страха», злоумышленники понуждают пользователя перейти по ссылке или открыть вложение. Если это сделать, можно лишиться денег со счёта.

В последнее время мошеннические «колл-центры» стали использовать музыку из рекламы банков.

Злоумышленники звонят потенциальной жертве и через секунду-две отключаются, не дожидаясь ответа. Человек, видя пропущенный вызов, перезванивает, слышит знакомую мелодию своего банка, пребывает в уверенности, что звонит в свою финансовую организацию. Далее стандартная схема: псевдо-сотрудник банка, отлично владея психологическими приемами и манипулируя эмоциями жертвы, пытается разными способами получить коды из sms, логины, пароли для входа в учётную запись онлайн-банка. Получив доступ к счёту клиента, мошенники выводят деньги. Нужно всегда помнить, что настоящие сотрудники банков никогда не просят граждан снимать деньги со счетов, переводить их на другие, безопасные счета или передавать курьерам.

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ