Идея создать собирательный образ сахалинки в истории освоения островов определила концепцию выставки, открывшейся в одном из залов областного краеведческого музея.

Таким был гардероб островитянок в 1950 — 1960-х годах.

Образ этот получился многонациональным, ведь в XIX – XX веках на Сахалине и Курилах жили представительницы коренных народов Севера, русской, японской, корейской культур. Организаторы экспозиции извлекли из музейных фондов праздничную и повседневную национальную одежду, обувь ручной работы (от русских лаптей до изысканных японских туфелек). Поместили под витринное стекло предметы быта и милые вещицы, без которых не обходились островитянки. К примеру, уильтинские женщины в XIX веке носили орнаментированные праздничные перчатки. Русские женщины дорожили шкатулками для мелочей. Японки украшали жилища статуэтками, заботились о своей красоте – пользовались зонтами от солнца, веерами, кремами в стеклянных баночках…

Сахалинки в разные времена старались быть красивыми и осваивали ремесла. Они научились шить, вязать, прясть, ткать, вышивать, украшать одежду бисером. В середине ХХ века им в помощь были книги по домоводству, кройке и шитью, журналы «Мода» (они тоже представлены в экспозиции). Сотрудники музея для большей наглядности создали инсталляцию домашнего «ателье» 1960-х со швейной машинкой с ножным приводом, зеркальным шкафом, примерочным манекеном. Старались рукодельницы не только для себя, они заботились о внешнем виде детей, родных и близких.

Замечательно, что собирательный образ островитянок получился не надуманным, а документальным. Уникальные снимки из фондов музея сохранили для истории лица главных героинь экспозиции – Лариной и ее семейства (Александровск-Сахалинский, 1915 год); хранительницы очага из крестьянской семьи Сидориных, когда-то сосланной на каторгу (Северный Сахалин, 1923-й). Неизвестные фотографы в первой половине ХХ века запечатлели портреты нивхских, уильтинских, корейских и японских женщин – тружениц, матерей, рукодельниц.

Л. Степанец.