25 июня в Таганрог для участия в финале всероссийской акции «Я – гражданин России» вылетела команда учащихся холмской средней школы № 9, ставшая одним из победителей областного этапа акции.
Проект «Чужих детей не бывает», разработанный учащимися 10 «б» класса этой школы, оказался социально значимым не только для района, но и для самих ребят, близко к сердцу принявших проблемы сиротства. Когда они узнали о том, что количество социальных сирот в России превышает их число в послевоенные годы и ежегодно увеличивается примерно на 130 тысяч, ребятам (с их слов) стало страшно и стыдно. Стыдно оттого, что в стране с героическим прошлым и великой духовной культурой сегодня возможно такое. Школьники обратились к различным законам и документам, защищающим права детей, узнали, что только за последние годы их принято около 140, но кардинальных перемен при этом не произошло.
Чтобы узнать, как холмчане относятся к социальному сиротству, десятиклассники провели опрос около сотни горожан. Выяснилось, что многие женщины искренне сочувствуют таким детям, но не в состоянии помочь им из-за нестабильного материального положения. Мужчины-респонденты говорили, что желают помочь обездоленным, но не знают, как это лучше сделать. Оказалось, что они не имеют представления о том, что такое патронатная семья.
Ребята поняли, что есть необходимость в разъяснительной работе, и провели анкетирование среди 132 старшеклассников и их родителей, побывали в отделе опеки и попечительства, встретились с депутатом областной Думы Л. Кацевым, обсудили проблемы малообеспеченных и патронатных семей за «круглым столом» вместе со специалистами.
Участники проекта узнали о том, что в городском округе, где находятся правдинский детский дом и центр медико-социальной реабилитации с. Пионеры, воспитываются 120 детей, не по своей воле лишенных семейного очага, родительской любви и заботы. Школьники захотели стать настоящими друзьями для таких малышей из сельского приюта.
Знакомиться с ними они поехали на старый Новый год, приготовив занимательные игры, викторины, подарки. Дед Мороз с веселой свитой, мешком игрушек и сладких гостинцев закружил детвору в новогоднем хороводе, подарил столько радости и теплоты, что, когда пришла пора расставаться, малыши с глазами, полными слез, спрашивали: «А ты не знаешь, где моя мама?», «А ты возьмешь меня домой?». У каждого ребенка в приюте оказалась своя особенная драматичная история.
Возвращаясь в Холмск, ребята всю дорогу молчали, куда только делись их шутки и веселье. Они решили создать группу волонтеров и видеться с детьми каждую неделю. Однажды даже приобрели двухдневные курсовки в санаторий «Чайка», чтобы подольше пообщаться с малышами.
В школе 10 «б» провел акцию «Научи свое сердце добру» и собрал для приюта 125 игрушек, раскраски, видеокассеты и диски с мультфильмами, библиотечку из полсотни книг.
Волонтеры, побывавшие в приюте, предложили для самых маленьких связать теплые носочки и варежки, необходимые ребятам для прогулок. И девочки взялись за спицы.
– Те два дня, проведенных в селе Пионеры, стали для нас незабываемыми, – рассказывали десятиклассники. – Мы старались быть максимально внимательными к каждому ребенку. А с каким нетерпением они нас ждали! Первый вечер прошел очень весело и шумно – играли на гитаре, в нарды, в «ручеек», слушали музыку. Всем девочкам подарили красивые заколки для волос, мальчикам – машинки и пазлы для развития моторики. А на другой день с ребятишками из старшей группы отправились строить ледяную горку. На улице был мороз, малыши плющили носы, наблюдая за нашей работой через оконное стекло, а старшие помогали носить снег и воду.
Десятиклассники признались, что эти два дня сделали их другими, даже на своих одноклассников многие взглянули иначе – тихие, скромные, они подарили детям столько душевного тепла, доброты, внимания.
А потом был ответный визит. Детвора из приюта со своими подарочными рисунками и аппликациями приехала в гости в холмскую школу. Десятиклассники привели их в компьютерный класс, показали несложные электронные игры. Научили малышей кататься на коньках. Тех, кто так и не смог устоять на льду, катали на санках. А закончилась встреча чаепитием.
На весенних каникулах участники проекта «Чужих детей не бывает» вновь принимали у себя подшефных. Они приготовили для них театральное представление по сказке К. Чуковского и чаепитие.
Так завязалась добрая дружба детей, которая дарит радость встреч и общения. Только, к сожалению, проблема социального сиротства даже на уровне городского округа от этого менее острой не стала. Понимая это, участники проекта и их единомышленники из других классов школы № 9 стали говорить о наболевшем на родительских собраниях, в организациях города. Они выпустили красочную листовку,  адресовав ее тем, кого волнуют проблемы детей-сирот. В ней такие слова: «У вас есть время и силы, и вы любите детей, примите участие в акции милосердия и станьте приемными или патронатными родителями для детей-сирот. Откликнитесь на боль ребенка! Поддержите одинокую испуганную душу, и она, как маленькая птичка, совьет в ваших руках свое гнездо!».
В новом учебном году участники проекта, ставшие уже одиннадцатиклассниками, постараются найти отзывчивых и неравнодушных ребят, которые после них продолжат это доброе дело. Сами же выпускники обрели твердое убеждение, что никогда, ни при каких обстоятельствах не оставят своего ребенка, не обрекут его на страшную участь быть сиротой при живых родителях.
Л. СТЕПАНЕЦ.
Кстати
В этом году в областном финале VII всероссийской акции «Я – гражданин России», организованном департаментом образования Сахалинской области и партнерством «Сивитас Восточная Россия» на Сахалине, приняли участие 22 команды школьников из 15 районов. По словам начальника отдела дополнительного специального образования и воспитательной работы областного департамента образования Н. Фещенко и главного специалиста С. Руденко, участвуя в проектной деятельности, ребята учатся быть гражданами своей страны. Они не только видят социальные проблемы, но и пытаются их решать, взаимодействуя с органами власти, бизнесом, общественностью. В такой работе проявляются гражданская смелость и неравнодушие, формируется активная жизненная позиция молодежи.