А у нас во дворе...
А у нас во дворе…

Караул, задыхаемся!

Люди добрые, подскажите, где по сходной цене можно приобрести противогаз для использования по месту регистрации? Владельцы автотранспорта обложили своими «ласточками» наш двор, выхлопные газы, особенно морозным утром, проникают в подъезды, просачиваются сквозь пластиковые окна в квартиры. Особенно достается тем, кто живет на первом этаже. Никакие увещевания не действуют, людям наплевать на безлошадных соседей, у них забота одна – припарковать свою ласточку поближе к дому.

Наш двор размерами невелик: между двумя пятиэтажками-брежневками, в каждой из которых четыре подъезда, расстояние примерно 40 метров, в длину двор 65 – 70 метров. Асфальтированное кольцо по периметру, внутри кольца утонувшая в снегу детская площадка. Ранним утром 12 января вдоль этого кольца было припарковано 52 машины, из них семь внедорожников, три небольших фургона, которые заскочили на ночлег с проходящей неподалеку главной автомагистрали, остальные – легковушки и несколько микроавтобусов. Вообще-то транспорта могло быть еще больше – просто рядом расположен гаражно-строительный кооператив, и многие обитатели наших домов предпочитают ставить машины в свои теплые боксы. До недавнего времени возле соседнего двора действовала частная автостоянка. С начала своей деятельности она пользовалась хорошим спросом, и такого столпотворения во дворе не наблюдалось. Но со временем многие стали отказываться от ее услуг. Кого-то не устраивал размер оплаты, а другим просто стало лень каждое утро подниматься, одеваться, тащиться на стоянку, сидеть в промерзшем за ночь салоне, пока машина не прогреется. Зачем? Если можно высунуться с балкона, нажать кнопку на своей дистанционке, включая двигатель, и заниматься домашними делами, пока машина прогревается. Удобно, конечно, а главное – бесплатно! Было несколько случаев, когда возникали трения между автовладельцами из-за парковочного места. Гражданка напористо доказывала гражданину, что здесь ее место, а «его тут никогда не стояло»! До мордобоя не дошло, и то хорошо.

Очевидно, должны быть какие-то санитарные нормы, ограничивающие автомобильный беспредел. Да, есть такие. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В нашем случае по многим признакам стихийные стоянки во дворе подпадают под объекты пятого класса с соответствующей санитарно-защитной зоной.

Автостоянки (открытые площадки, парковки) вместимостью 10 и менее машино-мест должны располагаться на расстоянии не менее 10 метров от фасадов жилых домов и торцов с окнами. Если машино-мест 11 – 50, расстояние увеличивается до 15 метров, если машино-мест 51 – 100, расстояние должно быть не менее 25 метров. В случае с нашим двором подавляющее большинство машин было припарковано с нарушением нормы, ближе 10 метров, а в 16 случаях нарушение было вопиющим – машины стояли буквально впритык к подъездам…

Что же мешает нашим проверяющим, контролирующим органам взять ситуацию под контроль, примерно наказать нарушителей в нескольких микрорайонах? Остальные одумаются и примут меры, не дожидаясь штрафов?

В областном управлении Роспотребнадзора дали понять, что ситуация ведомству хорошо знакома. Объяснили некоторые юридические казусы. Посетовали, в частности, на то, что статус дворовой территории, используемой в качестве автостоянки, расплывчатый, поэтому кто как хочет, тот так и трактует. Можно назвать такую стоянку открытой, а можно – гостевой, и тогда приведенные нормы не действуют. Или другой пример: если вести речь о содержании вредных веществ от выхлопов в атмосферном воздухе, применяются усредненные показатели, скажем, за сутки. То есть утром и вечером во дворе дышать нечем, а днем воздух относительно чистый, потому что машин нет. В среднем получается, что нарушений нет, все в норме. Вот и пойди придирись к автомобилисту с такими показателями…

Один большой руководитель из системы Роспотребнадзора разоткровенничался – дескать, сам он убежденный пешеход, машины не имеет, к тому же живет на первом этаже. Проблема ему знакома до боли. Единственный рычаг воздействия на соседа-автолюбителя он нашел лишь в убеждении. И достиг прогресса – теперь сосед паркует машину так, чтобы выхлопная труба была направлена в сторону от дома. Теперь руководителя-пешехода беспокоит лишь шум за окнами, но с этим мириться ему уже легче… Посетовал на то, что есть проблема исполнителей: кто будет осуществлять контроль, оформлять протоколы, ходить по судам и т. д.? В штатах управления 120 сотрудников на всю область, они контролируют соблюдение 98 статей КоАП, это очень большая нагрузка. Специалистов же по части коммунальной гигиены можно посчитать по пальцам одной руки.

В ГИБДД говорят о том же – дай бог управиться с основным фронтом работ на островных магистралях тем штатом, который имеется. В департаменте городского хозяйства тоже оптимизма добавить пока не смогли. Вот разве что в самом скором времени должно пройти обсуждение дополнений в областное законодательство, согласно которым парковка машин на тротуарах подпадет под запрет. Проблема, дескать, не локальная, она носит глобальный характер, что мы тут у себя на муниципальном уровне можем сделать? Руками развести!

Злые языки приводят еще одну причину, по которой решение проблемы не сдвигается ни на йоту. Многие из тех, кто по роду своей профессиональной деятельности имеет отношение к затронутой теме, сами являются автовладельцами и ведут себя точно так же, паркуются ближе к дому. Правоохранители и законодатели, контролеры и ревизоры… Так что рассчитывать на их личную заинтересованность не приходится.

Между тем решать проблему рано или поздно придется. Машин становится все больше, легочных, онкологических заболеваний тоже меньше не становится. В конце концов, каждый гражданин по Конституции имеет право на здоровую среду обитания. Отдельные юридически подкованные граждане указывают еще и на статью 14 Гражданского кодекса РФ, посвященную самозащите гражданских прав. У нас во дворе время от времени такие попытки предпринимаются: по периметру газонов выкладываются покрышки. Но такие меры имеют временный успех. Зимой отдельных автовладельцев не смущают и снежные валы – взгромождают на такой сугроб свой внедорожник, и он стоит наверху как памятник с дымящей выхлопной трубой!

Я. САФОНОВ.