С тех пор как в регионе был запущен новый интернет-сервис, прошло меньше года, однако он уже успел стать весьма популярным среди островных предпринимателей. Ведь для них «Бизнес.Сахалин.Онлайн» — это возможность напрямую обратиться практически в любую структуру власти, отправить туда свое сообщение и оперативно получить ответ.

Вопрос — ответ
В советское время такую обратную связь обеспечивали СМИ. Существовали в редакциях специальные отделы — по работе с письмами трудящихся. Любой читатель мог обратиться в газету, в том числе с критическими замечаниями, и власть обязана была дать письменный ответ на публикацию.
Сегодня примерно такую же функцию исполняет интернет-ресурс «Бизнес. Сахалин. Онлайн». Рассчитан он как на предпринимателей, так и на физических лиц.
— На сегодняшний день в системе зарегистрировались более 800 субъектов бизнеса, — рассказывает заместитель руководителя Сахалинского фонда развития предпринимательства Артем Российченко. — В общей сложности они направили более 400 сообщений. Три недели назад сервис начал принимать сообщения по вопросам поддержки в период пандемии. Мы получили около 230 сообщений, из которых 200 уже рассмотрены, и по ним приняты соответствующие решения. Остальные еще в работе.
Работа ресурса организована таким образом, что по каждому направлению работает конкретный исполнитель в органе исполнительной власти или муниципалитете. Отправленное предпринимателем сообщение с проблемой автоматически направляется исполнителю на рассмотрение. Ответ предоставляется в течение десяти рабочих дней.
Бывает и так, что заявитель неправильно указывает тему обращения. В этом случае исполнитель ставит «Бизнес.Сахалин.Онлайн» в известность, что сообщение попало к нему по ошибке, и предлагает его переадресовать. Специалист фонда развития предпринимательства пересылает сообщение по новому адресу.
Ответ на свой вопрос предприниматель получит на интернет-ресурсе — в личном кабинете. Он также сможет поставить системе «Бизнес.Сахалин.Онлайн» соответствующую оценку. А если ответ заявителя не устроит, он вправе сообщить об этом специалистам фонда. Тогда проблему возьмут на контроль в региональном правительстве, и она станет темой для обсуждения на рабочей группе или инвестиционном совете. Административная поддержка лишней не бывает. В большинстве случаев это приводит к разрешению проблемы.

В индивидуальном режиме
Практика показывает, что активней всего за консультацией в фонд развития предпринимательства обращаются предприятия торговли, бытовых услуг населению. Немало обращений от предпринимателей сферы питания, организаций, которые сдают свою недвижимость в аренду.
Частые гости ресурса — строительные организации. Вопросы самые разные, из них наиболее болезненный — исполнение контрактных обязательств между органом власти и подрядчиком. Приходится разбираться с ситуацией: заказчик разъясняет свою позицию, стороны уточняют обстоятельства дела и приходят к какому-то взаимному соглашению. Словом, каждый случай сугубо индивидуален.
Жизнь в режиме самоизоляции поставила малое и среднее предпринимательство в сложное финансовое положение. Появились вопросы, решать которые приходится на расстоянии. И здесь незаменимым инструментом для общения с органами исполнительной власти стал интернет-ресурс «Бизнес.Сахалин.Онлайн».
— В период пандемии более половины сообщений — это вопросы предоставления кредитных каникул, — продолжает мой собеседник. — Такие обращения мы передаем в банки, с которыми у нас есть соответствующие договоренности. Банк мгновенно получает сообщение заявителя через «Бизнес.Сахалин.Онлайн», рассматривает его в соответствии с внутренними правилами и размещает ответ в стандартные сроки — десять дней. Банк в течение 1 – 2 дней связывается с заявителем, предоставляет ему информацию по предъявленным документам.
Много вопросов поступает в части разъяснения последних законодательных актов, касающихся порядка осуществления коммерческой деятельности и мер поддержки малого и среднего бизнеса.
Стоит отметить, что Сахалинский фонд развития предпринимательства и сам оказывает поддержку предпринимателям, оказавшимся из-за пандемии в сложном положении. В апреле фонд снизил ставки: заем на пополнение оборотных средств до пяти миллионов рублей выдается под 2 – 3 процента годовых — в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. В соответствии с требованиями Центробанка для получения такого займа требуется залоговое обеспечение, например, транспорт, недвижимость. С недавнего времени фонд предоставляет беспроцентные займы для выплаты заработной платы. Если организации отказали в коммерческом банке, то теперь она может подать документы в фонд.
Недостаток информации значительно затрудняет предпринимательство в режиме самоизоляции. Так, в фонд обратился один арендодатель, пожаловавшийся на проблемы с арендаторами: дескать, они не могут работать, аренду платить им нечем, и что делать, неизвестно. В ходе разговора выяснилось, что тот вид деятельности, которым занимаются арендаторы, разрешен уже с 20 апреля. Нечего и говорить, что для заявителя это была весьма полезная информация…

Ваша оценка?
— Работа ресурса «Бизнес.Сахалин.Онлайн» строится на принципах прозрачности, доступности и обратной связи. Важно, чтобы после получения ответа заявитель поставил оценку качеству решения ответа, быстроте и содержательности, — отмечает Артем Российченко. — Отвечал вам банк — поставьте оценку банку, отвечало министерство — поставьте ему оценку. Есть пятерки, четверки, есть и низкие оценки – для нас важна любая оценка. В одном случае это подчеркивает отличную работу исполнителя, а в другом – это может стать причиной для повторного рассмотрения сообщения.
Руководство Сахалинской области делает ставку на этот ресурс как максимально удобный и оперативный способ получать сообщения и рассматривать их предметно. Сообщение – решение – контроль – оценка – это та самая обратная связь, благодаря которой удается улучшать условия ведения бизнеса в области и принимать наиболее эффективные решения.

Игорь КАЛИНИН.