Валерий Денисов,
председатель контрольно-счетной палаты Сахалинской области:
– Одной из задач, поставленных президентом РФ в Бюджетном послании Федеральному Собранию в мае этого года, является повышение роли среднесрочного финансового планирования. В проекте бюджета отсутствует перспективный финансовый план на среднесрочную перспективу (2007 – 2009 годы), что не позволяет оценить прогнозные возможности бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных заимствований, финансированию основных расходов бюджета, необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики.
Не буду останавливаться на основных параметрах областного бюджета будущего года, о них уже шла речь. Остановлюсь на том, что не было учтено при его формировании.    
Законопроект сформирован не в полном соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными актами областного законодательства, прогнозом социально-экономического развития области на 2007 год и сводным финансовым балансом Сахалинской области. Из 35 статей законопроекта 8 частично или полностью не соответствуют бюджетному законодательству. Примененные показатели для расчета налогов не соответствуют показателям прогноза социально-экономического развития Сахалинской области на 2007 год.
Например, при расчете налога на прибыль учтен рост прибыли прибыльных предприятий в 2007 году по сравнению с оценкой 2006  года на 6,5 процента, тогда как, по прогнозу, рост составляет 8,3 процента. По прогнозу, фонд заработной платы в будущем году по области возрастет на 17,4 процента, но в расчетах подоходного налога  предусмотрен рост от 9,1 процента по городскому округу «Вахрушев», до 15,3 процента – по округу «Город Южно-Сахалинск». Основными показателями прогноза социально-экономического развития области на 2007 год уровень инфляции установлен в размере 10,7 процента, а в проекте бюджета текущие расходы бюджетных учреждений проиндексированы только на 9,1 процента. Недостаточно используется возможность получения дополнительных поступлений за счет средств от использования областной собственности. При этом поступления доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, предусмотрены на 3,8 млн. рублей меньше прогнозируемых поступлений 2006 года.
При формировании доходов консолидированного бюджета Сахалинской области на 2007 год не в полном объеме учтены изменения  налогового законодательства, такие, как уменьшение налогоплательщиками в полном размере налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков, полученных ими в предшествующие годы; включение в состав объектов налогообложения по налогу на имущество организаций объектов имущества, завершенных строительством, права собственности на которые не зарегистрированы; увеличение социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц на обучение в образовательных учреждениях и на лечение в медицинских учреждениях (с 38 тыс. рублей до 50 тыс. рублей) по каждому из таких оснований.
Проанализировав представленные к законопроекту расчеты, контрольно-счетная палата Сахалинской области пришла к выводу, что прогнозируемые собственные доходы областного бюджета занижены ориентировочно на 491 – 691 млн. рублей. Кроме того, потенциальным резервом увеличения доходов в 2007 году могли бы стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации работы по сокращению задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям и за счет повышения уровня администрирования налогов, что является одним из основных направлений налоговой политики.
Расходы областного бюджета по большинству получателей бюджетных средств  запланированы ниже расчетной потребности.
Проектом бюджета предусмотрено к финансированию в 2007 году 17 целевых областных программ на сумму 455,29 млн. рублей.
В нарушение статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой  расходные обязательства возникают только в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов, законопроектом предусматривается финансирование трех программ, не принятых на сегодняшний день. Это программы «Профилактика правонарушений в Сахалинской области на 2006 – 2010 годы», «Предупреждение об опасных природных  (гидрометеорологических) явлениях для снижения рисков жизнедеятельности в Сахалинской области на 2007 – 2009 годы», «Дети Сахалина» на 2007 – 2010 годы.
 Расходы на реализацию мероприятий программ в ряде случаев предусмотрены без индексации и не в полном объеме.
Так, областными законами «Об областной целевой программе «Развитие и совершенствование медицины катастроф Сахалинской области на 2006 – 2010 годы» и «Об областной целевой программе «Сахарный диабет» на 2006 – 2010 годы» предусмотрено, что при рассмотрении проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год средства на финансирование программы ежегодно увеличиваются на предполагаемый индекс-дефлятор. Однако законопроектом расходы на реализацию мероприятий программ предусмотрены без индексации. По программе «Охрана материнства и детства» на 2007 – 2010 годы законопроектом предполагается финансирование в сумме 3,6 млн. рублей, что составляет всего 42 процента от объема средств, предусмотренных ее паспортом. А по программе «Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Сахалинской области на 2004 – 2008 годы» – на 57 процентов.
В областном бюджете предусмотрены субсидии бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на неработающее население (детей) в сумме 204 млн. рублей. Они запланированы из расчета платежа в сумме 51 рубль  на одного неработающего в месяц и численности неработающего населения в количестве 316,6 тыс. человек, что явно недостаточно. Недостаток средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения составит 729  млн. рублей.
Капитальные расходы на объекты незавершенного производства запланированы в сумме 305 млн. рублей, что составляет только 23,6 процента от объема незавершенного производства и может свидетельствовать о неэффективном планировании и расходовании бюджетных средств.
В нарушение положений статьи 11 закона Сахалинской области «О развитии особо охраняемых природных территорий Сахалинской области» планируется продолжить строительство объектов инфраструктуры на о. Монерон, на которое законопроектом предусмотрены расходы в сумме 37,5 млн. рублей.
Областные расходы на софинансирование федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 – 2015 годы» предусмотрены выше утвержденных программой на 2007 год на 145 млн. рублей. В нарушение положений статьи 3 закона Сахалинской области «О целевом бюджетном фонде «Фонд развития Сахалина» в проекте сметы фонда предусмотрено выделение средств на содержание дирекции по реализации Курильской программы в сумме 18,35 млн. рублей.
Для реализации эффективной социально-экономической политики первостепенное значение имеют межбюджетные отношения, обеспечение сбалансированности муниципальных бюджетов. Для решения данной проблемы в проекте бюджета предусмотрено увеличение межбюджетных трансфертов по сравнению с уровнем предыдущего года. Однако при этом происходит дальнейшее уменьшение финансовой самостоятельности муниципальных бюджетов. Так, доля межбюджетных трансфертов в общих расходах возрастает до 30,4 процента  против 28,5 процента в 2006 году и составляет 6,26 млрд. рублей. На наш взгляд, такая политика централизации финансов лишает муниципальные образования стимулов для самостоятельного расширения собственной доходной базы. В  этой связи, на наш взгляд, следует изменить саму логику межбюджетных отношений, а именно – в большей мере управлять не трансфертами, а налогами, создавать условия для увеличения собственной доходной базы муниципальных образований.
В нарушение закона «О бюджетном процессе в Сахалинской области» не вносятся на утверждение методика распределения субсидий муниципальным образованиям и порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям из областного фонда софинансирования социальных расходов на 2007 год. В связи с этим не представляется возможным сделать анализ и проверить правильность расчета распределения данных субсидий.
Статья 27 проекта закона предполагает предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам из областного бюджета. При этом цели, на которые может быть предоставлен этот кредит, не установлены, что также идет вразрез с законом о бюджетном процессе.
Возмещение из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинг), уплаченных лизинговым компаниям, производилось в предыдущие годы на основе программ «Поддержка товаропроизводителей Сахалинской области (2004 – 2006 годы)» и «Поддержка малого предпринимательства на территории Сахалинской области (2004 – 2006 годы)», которые определяли виды деятельности организаций и требования к ним для получения возмещения. Срок действия программ закончился, на последующие годы они не приняты, но при этом статьей  31 законопроекта предусматривается возмещение из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам или лизинговым платежам.
С учетом этих и других отмеченных в заключении замечаний контрольно-счетная палата предложила привести статьи законопроекта о бюджете на 2007 год в соответствие с Бюджетным кодексом РФ и иными законодательными актами; рассмотреть вопрос об увеличении доходной части бюджета; произвести перерасчет размеров дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований из фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). А также до рассмотрения во втором чтении проекта закона об областном бюджете на 2007 год рассмотреть и принять закон «О некоторых вопросах межбюджетных отношений в Сахалинской области», устранить другие отмеченные контрольно-счетной палатой нарушения и недостатки.