В минувшую пятницу вечером в травматологическое отделение южно-сахалинской городской детской больницы с диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб передней брюшной стенки и ушибы бедер» поступил первоклассник одной из лучших школ областного центра.
Осмотревший ребенка травматолог был потрясен известием о том, что мальчика избили… первоклассницы. Подобного случая на памяти доктора не было.
А произошло вот что. На переменке первоклашки вместе с классным руководителем организованно пошли в столовую. Тот самый мальчик и две девочки поели раньше других и выбежали из столовой. Мальчишка в спешке наступил на ногу одной из одноклассниц, та бросилась в драку. Мальчик пытался превратить недоразумение в игру, но когда он забежал в класс, подружки сбили его с ног. Как позже призналась одна, она держала обидчика, а вторая била его ногами.
Когда в класс пришла учительница, то увидела ученика лежащим на полу и плачущим. Узнав о драке, педагог провела беседу о том, как надо вести себя на переменах, пожурила детей за досрочный побег из столовой, объяснила, что ученикам, и особенно девочкам, драться не пристало, и приступила к занятиям.
Мальчик терпеливо отсидел два урока, остался на продленку. Когда за ним пришла мама, он выглядел бледным и невеселым. Дома пожаловался на боли в голове, животе и ногах и рассказал о том, что случилось. Вечером его состояние стало заметно ухудшаться, и дедушка с мамой срочно повезли его в больницу.
Сейчас у мальчика постельный режим и медикаментозное лечение. Психологическое состояние маленького пациента вполне нормальное. Через неделю, по словам доктора, его, возможно, выпишут. При таких травмах ему придется еще пару недель наблюдаться у невропатолога.
Врач говорит о малыше как о добром, общительном мальчике (он со всеми соседями по палате подружился) и добавляет в качестве пожелания: «Ему бы еще физически окрепнуть». Доктор недоговаривает, но и так ясно – мальчишка должен уметь за себя постоять, но при этом никого не обижать – ни мальчиков, ни девочек.
ЧП в первом классе стало предметом разговора с родителями, психологом, завучем, учителем. Папа одной из обидчиц сначала категорически отказывался верить в то, что его дочь могла бить мальчика, и заявлял: «А вы это докажите». Позже девочка призналась, что ударила одноклассника ногой. Доктор говорит, что ударов было несколько, иначе не было бы таких последствий.
Точка в этой истории не поставлена. В школе решили, что учитель поможет мальчику не отстать от школьной программы и будет с ним заниматься дополнительно. Когда малыш вновь сядет за парту, с ним поработает психолог, чтобы снять последствия стресса и немного умерить его гиперактивность. В школе уверены, что все дети сделают правильный вывод из этой истории и ничего подобного больше не натворят.
Хочется верить в лучшее. Но в последнее время жизнь преподносит страшные сюрпризы. Педагоги откровенно признают, что агрессивность детей нарастает, причем в младшем возрасте – среди девочек, в старшем – среди мальчиков. Это тревожный сигнал для взрослых. Ведь если маленькая девочка способна безжалостно пинать лежащего ребенка, значит, родители упустили что-то очень важное в ее духовном воспитании.
Об этом случае мы рассказали не ради сенсации и не для того, чтобы бросить тень на школу. А для того, чтобы взрослые и дети подумали над тем, что надо противопоставить агрессивности и должно ли быть добро с кулаками?
Л. СТЕПАНЕЦ.