Четверг, 28 марта, 2024

Праздник духа

Репортаж

Если дело пойдет так и дальше, традиционный праздник – обряд кормления духа – Хозяина моря в г. Поронайске вскоре примет масштабы полноценного фестиваля областного уровня. С каждым годом больше становится участников, все больше собирается зрителей, все шире география. На сей раз свои команды для участия в празднике представили Ногликский, Охинский, Смирныховский районы, г. Южно-Сахалинск и, конечно же, Поронайский район. К сожалению, не смогли по каким-то объективным причинам приехать представители коренных малочисленных народов Севера из Александровск-Сахалинского района.
Строго говоря, праздник состоял из двух частей. В субботу 22 июня на базе Поронайского краеведческого музея были организованы круглые столы. Делегаты из разных районов обсуждали животрепещущие проблемы, волнующие сахалинских аборигенов. Положение дел в сферах здравоохранения, культуры, экономики, словом, на всех приоритетных направлениях, актуальных во все времена и в любом обществе… По словам радушной хозяйки, директора музея С. Санги, обсуждение получилось живым, содержательным и продуктивным. Между тем музейные работники внесли и свою весомую лепту в организацию и проведение самого праздника в воскресенье 23 июня. Это вполне логично, ведь этнография – одно из важных направлений в деятельности очага культуры. В общем фонде музея сейчас насчитывается около 60 тыс., в основном фонде – более 30 тыс. единиц хранения, большая доля приходится как раз на этнографические экспонаты. В выставочном зале представлено лишь около 10 проц. того, что можно показать посетителям – площади маловато. Как раз накануне праздника в музее открылась передвижная авторская выставка живописи художницы из Ноглик Натальи Пуз. Эту выставку помогли организовать ногликские коллеги-музейщики. А на будущее С. Санги хочет проводить подобные выставки поронайских художников, и чтобы они также были приурочены к празднику-обряду кормления духа – Хозяина моря.
В воскресенье с утра прямо на глазах на берегу залива Терпения в черте города появился настоящий поселочек с традиционными жилищами аборигенов Сахалина. Причем свои чумы команды из разных районов возводили с душой, творчески. Очень старались не ударить в грязь лицом, не оплошать перед соседями. У одних чум покрыт ивовыми ветками, украшен гирляндами с юколой, у других входная дверь из настоящей медвежьей шкуры, а на прилегающей территории выложена дорожка из раковин моллюсков. У третьих в дополнение к юколе украшающими элементами стали оленьи рога, очаг перед входом… Фантазии не было предела, причем чувствовалось, что все детали продуманы заранее, к строительству готовились основательно. К слову, такое старание было позже отмечено, ведь строительство чума отдельным пунктом значилось в конкурсной программе.
В отдельной большой палатке, куда не очень-то пускали посторонних, мастерицы готовили все необходимое для показа и дегустации традиционных блюд. Даже беглого взгляда хватило, чтобы оценить масштаб и разнообразие. Большие столы ломились от яств,    каждое блюдо сопровождено табличкой с названием. Морепродукты, разная рыба, овощи, ягоды в разных сочетаниях… Ароматы были соблазнительными, так и хотелось приступить к дегустации сей же час, но тут из аудиоколонок, размещенных на сцене, зазвучал голос ведущей Е. Панник, приглашающий всех собравшихся на церемонию открытия. Елена, к слову, уже вполне может считаться традиционной ведущей, у нее богатый опыт. Вот и в прошлом году она, заведующая сектором этнического творчества, руководитель национального ансамбля «Мэнгуме Илга» («Серебряные узоры»), давала старт празднику, объявляла очередные конкурсы и состязания, комментировала происходящее, объявляла победителей. С этими задачами Е. Панник прекрасно справилась и на сей раз.
В официальной части со словами приветствия и пожеланиями хорошего настроения и удачной лососевой путины выступили представители областной и районной власти, местной общественной организации и областного управления коренных малочисленных народов Севера. Особенно приятным моментом стало вручение почетных грамот творческим коллективам. В частности, поронайские артисты отлично выступили в Москве на международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера-2013».
На самом видном месте сцены – логотип, эмблема праздника с изображением морского хищника – косатки. Это не случайно, именно с косаткой у многих малочисленных народов Севера связаны легенды, мифы, в некоторых случаях и сами духи моря могут перевоплощаться в косаток. Хотя в других вариантах они могли пребывать в облике седовласых старика и старухи, живущих в море. Стены их морского жилища увешаны водорослями. Летом морские духи передвигались на лодках, а зимой  на собаках белой масти. Впрочем, это лишь одна из многих версий.
Есть такой миф. Паренек из ближайшего селения прогуливался по морскому берегу и вдруг увидел, что на песке веселятся статные молодые люди, совсем не похожие на тех, которые живут на земле. Они состязались в фехтовании, используя невиданные прежде орудия – сверкающие на солнце сабли или мечи. Паренек наблюдал за происходящим из укрытия, при этом неосторожно наступил на сухую ветку, она хрустнула. Это насторожило фехтовальщиков, и они поспешили броситься в волны морские, при этом превратились в косаток. Только один оплошал – обронил саблю на песок. Юноша из селения не устоял перед соблазном, подобрал оружие и пришел с ним домой. Все жители селения сошлись, чтобы подивиться сабле, а затем всем миром решили – нужно ее вернуть. Да не просто вернуть, а еще и принести щедрые дары. Ведь иначе дух – Хозяин моря обязательно разгневается, сделает так, что все жители селения останутся без пропитания. Так и решили – вернули саблю Хозяину и дары принесли. А тот в благодарность помог  людям – стал подгонять к прибрежным водам стаи рыб, а также тюленей, дельфинов и китов.
У этой легенды, говорят старики, есть продолжение – одновременно и хорошее, и печальное. Дух морской как-то раз, приняв человеческий облик, взял себе в жены девушку из селения и увез ее в бескрайние морские просторы. С тех пор ее больше никто и не видел…
В нынешнем сезоне дары Хозяину моря подносили старейшина из Охинского района Алексей Осава и бессменная Юрико Минато, жительница Поронайска. Как и водится в таких случаях, в специальных ритуальных  лукошках принесли к кромке приливной волны пищу только растительного происхождения (корни саранки, какие-то зерна, ведомые только бабушкам, хранительницам обычаев и традиций), а также магические ивовые стружки – инау и листья багульника – они в представлениях тех же нивхов также наделены магическими свойствами. Не все содержимое лукошек отправилось в морскую пучину. Часть использовали на следующем этапе – когда подобным образом кормили духа тайги  на суше и духа огня – у полевой кухни.
Автор этих строк наивно поинтересовался у организаторов: какая же тайга тут, на пустом побережье, открытом всем ветрам? Пояснили бестолковому: кормить духа тайги можно в любом месте, ветер в любом случае необходимую информацию по адресу доставит. Хотя, конечно, согласно древним канонам, лучше всего таежного хозяина кормить у специального ритуального дерева непосредственно в лесу. Впрочем, пригодно любое дерево – дух обитает в каждом. Словом, самостоятельно, без экспертов в этих важных нюансах не разобраться, легко можно запутаться!
Вообще, в каждом деле ценятся специалисты, мастера. Вот и в спортивных состязаниях тоже. Гребля на лодке от берега до буйка, установленного в трехстах метрах, и обратно – тут командный дух важен и точный расчет. Учесть нужно и силу ветра, и высоту волны, и прибрежное течение, норовящее сбить с курса, унести лодку в сторону. Ну и, конечно, физическая подготовка: мало того, что нужно грести, так еще и саму лодку обязательно нужно пронести по суше до воды, а затем обратно!
Очень непростым делом является ловля импровизированного оленя (столбика с настоящими оленьими рогами) маутом – петлей из прочного и вместе с тем довольно грубого кожаного ремешка. Такая разновидность индейского лассо, которым, помнится по старинным «индейским» фильмам, ловкие апачи и представители других племен лихо отлавливали мустангов в своих прериях. Это только в кино все легко и просто: метнул петлю на всем скаку – и готово! На практике, как было видно в ходе состязаний, не все происходило так, как хотелось. Тем более – слава победителям!
Стрельба из лука – и тут без мастерства никак. На поронайском ветру едва ли и самый современный снайперский прицел стрелку-неумехе сможет помочь. Тут важны навык, надежная рука, точный расчет, зоркий глаз. Выступления спортсменов показали: такими качествами обладают многие из них. Мишень из ДВП после стрельб напоминала решето, и немало попаданий было точно в «яблочко»!
Национальная борьба – пожалуй, самое зрелищное  и популярное состязание на таких мероприятиях. Не обошлось без особенно ярких выступлений. Думаю, не слишком погрешу против истины, если скажу, что одна схватка борцов затмила все остальные. Когда в кругу, очерченном канатом, лежащим на песке, сошлись южносахалинец, двухметровый гигант В. Королев и поронаец В. Панник на голову ниже соперника ростом, но при этом коренастый и крепкий. Особенность борьбы в том, что исключены подножки и подсечки, нужно держать соперника за крепко завязанный пояс на талии.
Часто как раз высокий рост помогает борцу, дает ему преимущество… Но не в этом случае! Схватка была короткой, яркой, захватывающей. В этот день и час В. Панник оказался более ловким и удачливым, эффектным броском его соперник был повержен на песок… Что тут творилось на «трибунах»! Зрители все разом выразили свое восхищение. Молодец, Вячеслав!
Организаторы постарались на славу, в программе праздника появились некоторые новые элементы, которых не было прежде. Один из них – дефиле моделей в нарядных национальных костюмах. Глаз не отвести! Орнаменты уйльта, нивхов, нанайцев с использованием современных материалов – на женской и мужской одежде, на дамских сумочках, головных уборах… Вкрапление забавных «изюминок» лишь добавило очарования зрелищу. Например, когда демонстрировали образцы мужской одежды, на сцену вышел артист, одетый в обычный, в общем-то, рыбацкий наряд – прорезиненный костюм химзащиты зеленого цвета, неброскую куртку, надежно защищающую от ветра на рыбалке. Костюмчик так себе, не для сцены, но как артистично его носитель пощеголял, продефилировал. Зрительские симпатии были в этот момент, естественно, на его стороне – как говорится, взял не костюмом, так обаянием, харизмой!
На церемонии открытия праздника выступающие, в том числе представительница генерального спонсора праздника – обряда кормления духа – Хозяина моря – компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», дочернего предприятия корпорации «Эксон Мобил», оператора шельфового проекта «Сахалин-1», Е. Кайбара, пожелали хорошего настроения участникам в этот день. Это пожелание исполнилось в полной мере. Тем более что наиболее отличившимся спортсменам, артистам, победителям разнообразных конкурсов были вручены ценные призы.
Традиция живет и продолжается, на следующий год примерно в это же время, накануне лососевой путины, скорее всего на том же месте праздник состоится вновь. В этом заверяют и районные власти в лице мэра А. Радомского, и «Эксон Нефтегаз Лимитед», и организаторы, которые уже сейчас разрабатывают концепцию праздника и хотят добавить в программу немало нового.
Между прочим, А. Радомский в беседе с журналистом обмолвился, что в последние годы подходы горбуши в районе регулярные и «полновесные», даже в «нерыбные» годы. Рекордным был, в частности, 2011 год, когда рыбаки выловили в заливе Терпения более 50 тыс. тонн лосося. Причем, что особенно отрадно, в промысле, а сейчас уже и в переработке пойманной красной рыбы, активно участвуют родовые хозяйства аборигенов. В районе проживает примерно 550 представителей разных коренных народов. Хорошо, что в их числе немало людей энергичных, готовых доказать на деле, что способны быть экономически самостоятельными. Власти всячески поддерживают такой настрой и помогают. Особое внимание уделяется подрастающим поколениям. В черте Поронайска на острове Южном (Сачи), как известно, действует технологический лицей № 3 коренных малочисленных народов Севера. Буквально полтора месяца назад он отметил 20-летие. Ребята под руководством опытных педагогов осваивают и азы наук, и основы традиционных ремесел. В лицее имеется хорошее общежитие, отремонтирована кровля учебного заведения, выполнено ограждение. Сейчас начинается благоустройство территории у расположенного рядом с лицеем памятника жертвам сталинских репрессий. В дальнейшем в уходе за памятным местом могли бы поактивнее участвовать воспитанники лицея. К сожалению, пока не удается решить проблему с нормальным транспортным сообщением между островом Южным и городом. Преодолевать могучую реку Поронай в его устье приходится по старинке – на плашкоуте, прозванном «Маруськой», либо на моторных лодках частных перевозчиков… Обидно: в рамках программы развития провели аукцион, заключили договор с предприятием в Нижнем Новгороде на изготовление и поставку современного судна на воздушной подушке. Чтобы в любое время года можно было без проблем перевозить людей с берега на берег. Судно построено, но во время ходовых испытаний обнаружились дефекты – их устраняют. Ситуация пока «зависла». Сейчас ведутся переговоры с местными предпринимателями, чтобы в помощь «Маруське» было задействовано еще одно судн.
Председатель общественной организации коренных малочисленных народов Севера Поронайского района Т. Огава рассказала журналисту о том, что по большому счету претензий к властям не возникает: все проблемы решаются быстро, в рабочем порядке… К слову, сама Татьяна Катизовна – та еще фотомодель, по случаю праздника облачилась в национальный  халат, который когда-то, в середине прошлого века, надевала ее мама. Красиво и трогательно!
Я. САФОНОВ.
Результаты соревнований и конкурсов
В состязаниях по национальной борьбе в категории свыше 70 килограммов первое место занял М. Умемия из с. Вал Ногликского района, второе – В. Левицкий из с. Чир-Унвд Тымовского района, третье – В. Панник из г. Поронайска.  В категории до 70 килограммов первое место у С. Дмитриева из с. Вал Ногликского района, второе – у А. Тищенко из пгт Смирных, третье – у А. Земченко из с. Чир-Унвд. Среди борцов категории до 60 килограммов первое место занял Р. Романкин из г. Поронайска, второе – А. Зальвин из с. Вал, третье – А. Салтыков из с. Некрасовка Охинского района.
В состязании «Выход в море на шлюпках» первое место заняла команда Ногликского района, второе – Поронайского, третье – Смирныховского района.
В стрельбе из лука первое место занял В. Королев из г. Южно-Сахалинска, второе – С. Дмитриев из с. Вал, третье – С. Садгун из пгт Смирных.
Среди мастериц по разделке рыбы на юколу первое место заняла С. Резник из г. Поронайска, второе – М. Крагина из г. Южно-Сахалинска, третье – О. Оненко из пгт Смирных.
В ловле оленя с помощью маута лучше всех выступил А. Тищенко из пгт Смирных, на втором месте А. Салтыков из с. Некрасовка, на третьем – В. Левицкий из с. Чир-Унвд.
В конкурсе по ремонту рыбацких снастей на первом месте А. Джаббаров из г. Поронайска, на втором – А. Осава из с. Некрасовка, на третьем – С. Цикрик из г. Южно-Сахалинска.
В конкурсе блюд национальной кухни лучшей признана команда охинцев, на втором месте южносахалинцы, на третьем – поронайцы.
Лучшей в конкурсе «Фольклор коренных народов» признана команда Поронайского района, на втором месте южносахалинцы, на третьем – ногликцы.
По итогам всех состязаний победила команда Поронайского района.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ