Пришла беда откуда не ждали. Автодороге угрожает оползень

Пропасть у дороги.
Пропасть у дороги.

25 апреля в редакцию поступила информация о большом оползне, зафиксированном в Холмском районе. Под угрозой оказался участок автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Холмск.

Подробности сообщил заместитель заведующего лабораторией лавинных и селевых процессов ДВГИ ДВО РАН, кандидат геолого-минералогических наук Ю. Генсиоровский.

Оползень сформировался по южному краю названной автодороги, в районе полигона бытовых отходов города Холмска. Это место расположено на спуске с Холмского перевала, в окрестностях озера Надежда. Оползень сошел еще 15 – 16 апреля, но официальной информации о нем от властей почему-то не было. Между тем происшествие нерядовое. Примерно посередине проезжей части прошла большая трещина, тянущаяся более чем на восемьдесят метров. Буквально впритык к дорожному полотну на этом участке образовался обрывистый склон, высота до сползшего вниз грунта не менее восьми метров, а до самого дна пропасти более тридцати метров. Ориентировочный объем оползня – более 50 тыс. кубометров. По мнению Генсиоровского, вполне возможна дальнейшая активизация оползневого процесса, это приведет к частичному либо полному обрушению полотна дороги.

Ученый считает, что произошедшему могло способствовать чрезмерное скопление хозяйственно-бытового и строительного мусора, размещение здесь отвала грунтов при строительстве дороги, а также интенсивное обводнение отвала при снеготаянии.

25 апреля на аварийном месте работали специалисты автодорпроекта, они проводят свои измерения. Нужно что-то делать с автодорогой в экстренном порядке. Вдоль трещины на дорожном покрытии установлены пластиковые барьеры ограждения, так что движение осуществляется лишь по одной полосе.

Помимо указанного участка чуть южнее замечен еще один, потенциально опасный. Он расположен на горном склоне выше проезжей части. Здесь имеются все характерные внешние признаки начавшейся подвижки грунта, в том числе широкие трещины. Объем этой оползневой подвижки оценивается примерно в 10 тыс. кубометров. Достаточно сильного дождя, чтобы грунт пришел в движение.

Ученый-лавинщик полагает, что происходит изменение климата, меняется количество осадков, плюс активизировалась хозяйственная деятельность человека на Сахалине. Все эти факторы в совокупности благоприятствуют активным оползневым процессам. Соответственно, необходимо уделить самое пристальное внимание противооползневой и противолавинной защите автодорог и других инженерных сооружений. В прежнее время разрабатывались проекты в этом направлении, но до реального их воплощения в большинстве случаев дело не дошло. Возможно, это объясняется желанием сэкономить денежные средства – ведь такие работы дорогостоящие… Дорожные строители, проектировщики до сих пор уверяли, что на автодороге Южно-Сахалинск – Холмск сходов существенных снежных лавин опасаться не стоит. Однако прошедшей зимой зафиксировано несколько лавин, затруднявших движение автотранспорта. Оползня тоже не ожидали, а он произошел.

Я. САФОНОВ.