Региональный стандарт качества жизни – подспорье в борьбе с бедностью

45

Бедность как социальное понятие граничит с нищетой. И с этим не поспоришь.

В своем последнем послании Федеральному Собранию президент РФ не случайно обратил внимание на уровень бедности некоторых категорий россиян.

Особую ответственность в борьбе с ней он возложил на регионы. Особенно те, что с достаточной бюджетной обеспеченностью.

Сахалинская область из их числа. Вот и губернатор Валерий Лимаренко на встрече с населением при обсуждении бюджета-2020 подтвердил: у территории есть все ресурсы для решения и такой проблемы.

Это обнадеживает, ведь пока среди 86 субъектов федерации Сахалинская область по уровню жизни с 53 места в 2017 году переместилась на 46-е.

О чем свидетельствует полный рейтинг регионов России по уровню жизни 2019 года.

Он составлен РИА «Новости» по более чем 70 показателям минфина РФ, Росстата, минздрава РФ, Банка России и других источников.

Вопрос борьбы с бедностью – в общем ведении региональных и федеральных властей, значит, и рассматривать его необходимо как на региональном, так и на федеральном уровне.

В островном регионе десятками всевозможных доплат и льгот охвачено более 40 проц. населения.

Только стоит ли радоваться этому факту? Ведь он свидетельствует о крайней бедности жителей Сахалина и Курил.

И нет ничего хорошего в том, что людям приходится за оформлением льгот выстраиваться в очередь в коридорах соцзащиты.

А сколько нуждающихся в силу разных обстоятельств не могут оформить необходимые документы!

Так почему бы, по примеру других субъектов федерации, нам не принять региональный стандарт уровня жизни?

Он был бы равнозначен доплатам и компенсациям и не требовал бы от людей походов в соцзащиту с протянутой рукой.

Региональный стандарт, к примеру, позволил бы увеличить размер минимального прожиточного минимума, а не дохода на уровне тех же 15 тыс. рублей. (Кстати, это было сделано некорректно в отношении ветеранов с минимальными доходами).

Для островитян стало бы благом снижение региональных стандартов по услугам ЖКХ с 22 до 15 – 18 проц. для работающего населения (с учетом совокупного дохода семьи) и с 15 до 10 – 12 проц. – для одиноко проживающих пенсионеров, инвалидов и многодетных семей.

С внедрением регионального стандарта показатели инфляции в регионе стали бы соотносить с особенностями ценообразования и зависимостью цен на продукты и товары первой необходимости от логистики единственного островного региона России.

А остро нуждающимся островитянам вместо «рыбы» дали бы «удочку» в виде дополнительных рабочих мест.

Их могло бы организовать, к примеру, предпринимательское сообщество, особенно богатое, заинтересованное не только в открытии очередных магазинов-рантье, но и простимулированное на создание бизнеса в сфере производства.

От мониторинга оплаты труда в строительстве, ЖКХ, на транспорте, возможно, и серых зарплат поубавится.

Одним из вариантов борьбы с бедностью, по глубокому убеждению членов региональной организации ОНФ, является доплата пенсионерам за работу в Сахалинской области начиная с 20-летнего стажа.

С таким предложением общественное объединение пенсионеров «Совесть» обращалось к депутатам областной думы.

Оно исходило из принципов справедливости, адресности и нуждаемости в отношении наиболее уязвимой категории земляков.

Считаю, справедливыми были бы выплаты за стаж в 40 и более лет – 5 тыс. рублей в квартал; с 35 до 40 лет – 4500 рублей, с 30 до 35 лет – 3500 рублей и с 20 до 25 лет – не менее 3 тыс. рублей. Неужели не найдется средств на эти цели?

По данным контрольно-счетной палаты, на 1 сентября 2019 года Сахалинская область освоила бюджет по доходам на 83,7 проц., а по расходам – только на 58,3 проц.

В итоге образовался технический профицит бюджета в сумме более 38,1 млрд рублей.

Есть еще и проценты с депозита в 1,2 млрд рублей. Почему бы их не направить на борьбу с бедностью?

Ведь долговременное хранение бюджетных средств на депозитах чревато их последующим отъемом в федеральный бюджет.

Сахалинцы и курильчане военного и послевоенного поколений, возрождавшие экономику региона в 1960 – 1970-х, не по своей вине попали в жернова перестройки.

В 1990-е закрывались не только предприятия, но и целые отрасли. От безработицы особо пострадали малые города и поселки.

Да что греха таить, даже оставшиеся на плаву предприятия не могли делать отчисления в пенсионный фонд.
Спросите, где сегодня изыскать деньги на выплаты?

Отвечаю: они найдутся, если иным станет приоритет бюджетных расходов. Средства в первую очередь необходимо направлять не на помпезные имиджевые проекты, а на борьбу с бедностью.

В этом ключе хочется напомнить нашим депутатам, что именно они обязаны настойчивее обращаться с законодательной инициативой во все федеральные властные структуры.

Хватит беспринципно терпеть все поползновения на права населения российского Севера.

Предлагаю островным парламентариям внести в Федеральное Собрание, в правительство РФ давно обсуждаемый законопроект о восстановлении ранее действовавших гарантий и компенсаций северянам.

Средства на эти цели у государства появятся, если добиться введения прогрессивного налога на роскошь и лишить банки и госкорпорации баснословных «золотых парашютов».

Тогда не только северяне, а в целом население страны станет жить лучше, а проблемы борьбы с бедностью утратят свою актуальность.

Татьяна Рукавишникова, председатель регионального общественного объединения пенсионеров «Совесть», член штаба Сахалинского отделения ОНФ.