Нет, триста раз был прав художник, как-то заметивший: плакат – это малая форма, но большая мысль. И выставка «Британский социальный плакат. Вчера и сегодня ради лучшего завтра», недавно открывшаяся в областном художественном музее, лишний раз подтвердила верность этих слов.
Некогда популярное в России искусство плаката (лучшие его образцы начала ХХ века в той же Великобритании в эти дни уходят на аукционах за многие тысячи долларов) сегодня если не в загоне, то затаилось. Между тем его «шершавому языку» было и есть о чем говорить. А потому остается сожалеть, что современные россияне не в числе тех, кто ныне задает тон в этом виде графического искусства. Я имею в виду европейских художников, и в первую очередь англичан.
Ныне в Великобритании работают десятки (если не сотни) дизайн-компаний, объединивших под своими крышами графиков самых разных направлений. И вот с малой толикой их творчества получили возможность познакомиться сахалинские зрители.
Идея представить в нашей стране лучшее из лучшего в английском социальном плакате принадлежит Британскому совету в России. Стартовав в Ярославле, его экспозиция уже совершила небольшое путешествие по Евразии. И вот остановка по требованию в Южно-Сахалинске.
– Причем это выбор не столько наш, сколько… ваш, – заметила на пресс-конференции по поводу открытия выставки ее куратор, директор некоммерческой организации «Новая графика» Александра Санькова. – Вездесущий интернет выдал нам информацию о том, что именно на Сахалине самый большой процент желающих познакомиться с работами ведущих дизайнеров Туманного Альбиона. И не только начала XXI века…
Готовя экспозицию, Александра Санькова решила раздвинуть ее временные рамки, тем более что присланный материал к этому располагал. Так зрителю приоткрылась почти полувековая история британского плаката – от работ, «воюющих» против апартеида и за ядерное разоружение в 1960-х, до компьютерных опытов, борющихся с безликой, бесчеловечной архитектурой усилиями людей и волшебством природы  в наши дни.
Новая выставка очень лаконично, но при этом динамично рассказывает не только об истории графики, о смене ее стилей, но и об истории далекой страны, а также истории перемен в общественной жизни и умонастроениях, истории идеалов и предостережений. Если сформулировать кратко, то британский социальный плакат – это отражение мечты и представлений о социальной справедливости. А у последней, насколько понимаю, нет (или не должно быть) никаких границ. Вот почему работы Джонатана Барнбрука, Майкла Джонсона, Кена Гарланда, Ричарда Холлиса и других графиков вызывают столь живой интерес у нас, живущих в противоположном уголке земного шара.
Знакомство с галереей британских работ увлекает необыкновенной широтой тем, поднимаемых плакатами, которые сегодня, понятное дело, рождаются сугубо на компьютере. Помимо антивоенных и антирасистских плакатов в экспозиции можно увидеть работы с любопытно-парадоксальными, порой ироничными (до язвительности) мыслями, затрагивающими темы клонирования человека, экологии природы и нашей с вами души. Здесь же располагаются плакаты, выполненные по заказу ряда общественных организаций, оказывающих поддержку несовершеннолетним матерям или борющихся с абортами…
Одним из лидеров островного «проката» британского плаката, на мой взгляд, является глава компании Barnbrook Design график Джонатан Барнбрук, чьи политические убеждения выражаются через порой антиэстетический вызывающий дизайн. Его цифровые шрифты и пиктографические изображения в сочетании с фотографиями очень точны в изображении современного общества. И особенно попадают в цель его плакаты против террора (из серии «11 сентября»).
Последние (все копии, кстати, изготовлены на ткани, а потому не боятся любопытствующих рук посетителей) на эту тему очень прозрачны, как многое в нашем хрупком мире. Всеми силами своей души Джонатан Барнбрук пытается разглядеть в небе почти бесцветный самолет-призрак, чтобы остановить его, прежде чем он врежется в башни-близнецы в виде штрих-кодов и, как следствие, в нас с вами…
Все привезенные из Лондона плакаты содержат порой не такое уж и подробное, но очень ценное описание. А заключается эта ценность в том, что сделано описание самими авторами социальных плакатов. Ну а кто, согласитесь, лучше самого автора сможет проследить ход своих изобразительных мыслей?
Кстати, более глубоко познакомиться с современным положением социально-плакатных дел все желающие имели возможность во время лекции, которую Александра Санькова прочитала в южно-сахалинском центре Британского совета. Несмотря на молодость, этот график является победителем двух больших выставок. Ну а сейчас обладательница красного диплома престижной Строгановки (2003 г.) работает над диссертацией о социальном плакате второй половины ХХ – начала XXI веков. И поскольку в этом вопросе сегодня она уже большой спец, то Александру с удовольствием приглашают читать лекции в художественных вузах не только России, но и Японии, Канады.
А. ДВОРКИН.
Кстати
Параллельно с выставкой «Британский социальный плакат. Вчера и сегодня ради лучшего завтра» (она будет работать до 3 декабря) проходит и конкурс на лучший плакат, объявленный Британским советом совместно с областным управлением культуры. Его тема – «Мы и природа: выбери свое будущее сегодня!». В конкурсе может принять участие любой желающий. О его условиях вы узнаете в интернете: www.ukposter.ru. Ну а высылать свои работы нужно по электронному адресу: sankova@newgraphics.ru. Авторы трех лучших плакатов, набравшие наибольшее количество голосов на сайте проекта, получат призы от Британского совета.