Реквием по павшему солдату. Послание художника Анатолия Лыкина зрителю, чтобы он смог взглянуть на празднование Дня Победы и на воспоминания о погибших под другим углом

51
«Старухи у автобуса». 1970-е гг.

На выставке художника Анатолия Лыкина «Тропинка в тайну жизни» в музейно-мемориальном комплексе «Победа» центральное место занимает триптих «Павший солдат».

Две боковые части триптиха – одного формата, на них изображение матери с двух сторон от сына. Одна – призывающая, другая – скорбящая. На центральном полотне – убитый солдат. Он лежит в летней траве, и жизнь вокруг продолжается уже без него. Солдат останется на поле брани, сольется с землей навсегда. А его мать так и будет ждать сына домой, пока не получит похоронку…

«Павший солдат» (1972 г.).

Триптих – это не просто три картины, объединенные общей темой, отмечает искусствовед Елена Моисеева. Это четко сформулированное и осознанное послание зрителю, чтобы он смог взглянуть на празднование Дня Победы и на воспоминания о погибших под другим углом.

Анатолий Лыкин в своем триптихе избегает прямого диалога и перетекания одной темы в другую – повествования. Но рассказ тут есть, просто он не так прямолинеен. От зрителя требуется проникнуть в замысел художника, возможно, сочинить свою историю.

На первом, левом холсте изображен хорошо известный всем плакат «Родина-мать зовет!». Образ России-матушки призывал к действию. Каждый человек понимал, что судьба страны зависит от него.

«Родина-мать зовет!».

На столе перед плакатом сидит кукла, оставленная ребенком, – символ мирной жизни. И этот контраст – кукла и взывающая мать – рождает ощущение тревоги и беспокойства.

С изображения Родины-матери внимание зрителя переносится на крайнее правое полотно. Здесь в непомерном горе склонилась женщина – настоящая, не аллегорическая мать. Она потеряла сына, и пустое пространство перед ней (фигура занимает меньше половины холста) говорит об этой утрате.

Голова женщины склонилась, будто над могилой, а зритель смотрит на героиню снизу, как видел бы человек, лежащий на земле. Возможно, образ матери стал последним видением солдата перед смертью.

В трех работах прослеживается история страны, история войны от начала до завершения.
На выставке есть еще одна картина, затрагивающая тему войны. Это «Старухи у автобуса».

Зритель видит старух из автобуса – через окно, ставшее дополнительной рамкой. Резко прописаны морщины на лицах. Сухая, графичная манера художника подчеркивает строгий ритм жизни женщин.

«Скорбящая мать».

Автобус тронется, старухи исчезнут, но маленький эпизод их существования навсегда останется застывшим кадром житейской хроники.

– Кто они? Простые женщины, теперь старухи, потерявшие на войне своих мужей и сыновей, забывшие молодость в круговерти тяжелого труда и ежедневных забот, – высказывается Елена Моисеева. – Взвалили на свои плечи непосильный труд – за себя и за всех, кто не вернулся. Они не ропщут, даже особенно не думают о трудностях, просто и честно проживают каждый день.

Эти картины хранятся в фондах Всероссийского историко-этнографического музея в г. Торжке Тверской области. По специальному проекту привезены в Южно-Сахалинск в составе выставки живописи и графики Анатолия Лыкина «Тропинка в тайну жизни». Увидеть в оригинале эти шедевры можно до 5 сентября.

Людмила БЕРКОВИЧ.

Справка
Анатолий Лыкин (1936 – 1979) через всю жизнь пронес боль сиротского детства, покалеченного войной. В 1942-м умерли мать и сестра, в 1943-м погиб отец. Окончил художественное училище. Последние 16 лет жил и работал в г. Торжке. Свободное время целиком отдавал живописи и графике. Основные жанры – натюрморт и пейзаж.

Произведения выполнены в лучших традициях русской реалистической живописи и наполнены глубокими размышлениями художника-философа. Профессиональное и общественное признание пришло к нему уже после смерти. Его творческий путь действительно похож на робкую лесную тропинку. Но благодаря выставке в музейно-мемориальном комплексе «Победа» по ней впервые смогли пройти сотни зрителей.