Четверг, 28 марта, 2024

С места в карьеру

Сегодня получить высшее образование – не самое главное. Задача в другом: как выпускнику вуза устроиться на работу по специальности без опыта, а порой со слабым представлением о своей профессии.
Сотрудники службы содействия трудоустройству выпускников СахГУ провели мониторинг и проанализировали ситуацию последних двух лет. Оказалось, что только 43 проц. дипломированных специалистов 2006 года и 39 проц. 2007-го работают по специальности. Директор регионального информационно-аналитического центра содействия трудоустройству молодежи Наталья Семенова убеждена: многие молодые люди заблуждаются, полагая, что по окончании университета перед ними откроются двери самых престижных организаций. Они, как правило, не имеют представления о ситуации на рынке труда Сахалинской области, о востребованности тех или иных профессий и неадекватны в своих притязаниях на должность и заработную плату. И тут главная задача центра – помочь молодым специалистам самоопределиться, разобраться в том, почему их иногда не хотят брать на работу, при необходимости дать рекомендации на получение дополнительного образования, курсовой подготовки.
Ни для кого не секрет, что в крупные фирмы с хорошей заработной платой преимущественно берут опытных работников. Кто станет возиться, к примеру, с «новенькой» девушкой-менеджером, которая в недалекой перспективе еще и в декрет уйдет? Работодатель предпочтет ей зрелого мужчину с навыками работы в этой сфере за такую же зарплату. Максимум, на что может претендовать молодой специалист в крупной фирме, – так это должность секретаря. Но амбициозная молодежь, особенно та, что с «красным» дипломом, не хочет начинать с малого, считая, что вправе рассчитывать на работу в качестве (как минимум) помощника замдиректора. Вот и получается: записывать под диктовку лекции и прилежно ходить на занятия в университете – это еще далеко не весь путь к успешности.
Для будущей работы по специальности нужны практические знания. Поэтому Н. Семенова настоятельно рекомендует всем студентам приобщаться к избранной профессии хотя бы во время производственной или учебной практики. Стоит соглашаться даже на бесплатную работу в учреждениях и организациях в качестве волонтеров. А будущим педагогам во время летних каникул есть смысл  приобретать профессиональные навыки в студенческих педагогических отрядах. Даже если на путине платят больше, полученный опыт по специальности, хорошая характеристика ценнее любых денег и в будущем сыграют свою положительную роль.
Очень ценится сейчас полипрофессионализм – наличие профессионального образования в разных областях знаний, когда выпускник помимо основной специальности может проявить себя как менеджер-юрист, юрист со знанием английского, финансов, программирования и т. д.
– А лучше все сразу, – говорит Н. Семенова, – тогда трудоустройство выпускнику гарантировано.
Вот почему так важно овладеть английским языком (хотя бы разговорным), закончить компьютерные курсы, получить водительское удостоверение, в конце концов замахнуться на второе высшее образование, желательно техническое, даже среднее специальное.  Все  эти  «бонусы»  повышают  ценность выпускника  в  глазах директора предприятия и увеличивают  шансы быть принятым на работу.
Работаем
в тандеме
В региональном центре содействия трудоустройству молодежи СахГУ разработана эффективная программа в помощь молодым специалистам, которая действует вот уже шесть лет. Поскольку основная задача центра «со-действие», то оно предполагает обоюдные действия как самого соискателя работы, так и служб занятости.
– Мы даем выпускникам навыки для самостоятельного поиска работы, учим их правильному, активному поведению на рынке труда, – говорит Н. Семенова. – Молодой специалист должен понимать, что поиск работы – это творческая, инициативная самостоятельная деятельность, и никто не выполнит ее лучше, чем он сам.
Одно из важных направлений работы центра – оказание профориентационных услуг. В нынешнем году на сервере центра установлены тестовые психодиагностические компьютерные комплексы «Профориентатор», «Профкарьера», «Профконсультант», а также коррекционный системный комплекс «Профплан», предназначенные для определения профессиональной направленности, личностных качеств учащихся школ, абитуриентов, студентов, выпускников и самоопределившихся специалистов, желающих сменить профессию. Тем, кто захочет определить свои склонности и способности, сотрудники информационного центра содействия трудоустройству выдают свои заключения-рекомендации.
Повышенное внимание центр проявляет к трудоустройству будущих учителей. Ведь в Южно-Сахалинске, как и в других городах России, молодые кадры не хотят работать в школах. Если в 2005 году в сферу образования пришли 68 выпускников СахГУ, то в 2006-м – 55, а в 2007-м – и того меньше. Чтобы этот показатель и дальше не снижался, Н. Семенова и другие сотрудники центра прилагают максимум усилий. Кроме профессионально-просветительской деятельности центр занимается психологическими консультациями студентов и выпускников. Дает советы, как составить резюме для трудоустройства, как правильно вести себя на работе с коллегами, как заинтересовать в себе работодателя.
Для того чтобы молодые специалисты были востребованы на рынке труда, здесь создали банки вакансий рабочих мест, банки организаций и предприятий региона, базу данных профессиограмм, учебных заведений области для желающих повысить уровень своего образования, получить дополнительную профессию и т. д. Центр располагает компьютерной информационно-поисковой системой «Выпускник+»,   позволяющей   вести   автоматизированный   поиск   необходимых данных и предоставляющей доступ к банкам данных работодателей. Фактически сотрудники центра выступают посредниками между молодыми специалистами СахГУ и работодателями, то есть между рынком образовательных услуг и рынком труда. Причем важно отметить, что в центр обращаются не только ребята, обучающиеся в СахГУ, но и студенты других учебных заведений области.
Вторичная
занятость
Центр трудоустройства помогает студентам и подработать во время учебы. Периодически в банк вакансий поступают новые заявки от работодателей как для постоянного трудоустройства, так и временной занятости. В основном студенты требуются на неполный рабочий день и на неквалифицированную работу в качестве лаборантов, операторов персонального компьютера, рекламных агентов, репетиторов, грузчиков, уборщиц… Не все готовы подрабатывать во время учебы, но ближе к лету большинство вакансий успешно закрывается, равно как и быстро набираются путинные, педагогические отряды и отряды по благоустройству города. Как правило, когда работодатели обращаются в центр с просьбой набрать помощников, то в корпусах СахГУ вывешиваются объявления с ярким заголовком: «Заработок для студентов!». Центр делает доброе дело, ведь в этом случае студентам не приходится после сдачи сессии обзванивать организации, просматривать объявления. Всего-то и надо прийти в центр и получить направление на приглянувшееся место подработки.
Поможет интернет
Деятельность информационно-аналитического центра содействия трудоустройству молодежи не осталась незамеченной. Недавно ему присвоили звание регионального,  ведь с 2001 года им трудоустроено 138 выпускников и 386 студентов, направлено на учебу 227 человек. Проведено более 1200 консультаций, социально-адаптационных тренингов, тестирований. А уже в декабре этого года на веб-сайте СахГУ на сервере центра планируется открыть информационный портал «Выпускники    вузов    Сахалина»   (http://work.sakhgu.ru/). Каждому выпускнику будет предоставлена возможность разместить информацию о себе в электронной базе данных региона, а также на федеральных информационных порталах «Выпускники вузов России», на модернизированном федеральном портале трудоустройства выпускников вузов «diplom4rabota», воспользоваться размещенным в этой базе данных всероссийским банком вакансий.
С помощью портала РИА ЦСТМ СахГУ, к примеру, директор фирмы сможет, не выходя из офиса и без посредников, найти резюме выпускника и, позвонив ему, пригласить на собеседование. В свою очередь, студент или выпускник, найдя открытую вакансию на портале, не останется без работы. Это будет третий портал такого рода в дальневосточном регионе, установленный на базе вуза, а на Сахалине – первый. В планах Н. Семеновой и расширение штата сотрудников, чтобы помочь как можно большему количеству молодежи в желании трудоустроиться.
Е. ТРОФИМЕНКО.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ