«Сахалин» на карте мира. Очередной номер литературно-художественного сборника

116

Литературно-художественный сборник «Сахалин» впервые появился еще в середине прошлого века. Однако, несмотря на свое название, по содержанию никогда не ограничивался пределами острова. Вот и нынешнее издание «Сахалин-2020» открывается заграничными и сладко притягательными как для взрослых, так и для детей «МАРкСом и СНИКЕРСОМ» Елены Шевич, которая в серии небольших рассказов жонглирует словами и их смыслами.
А дальше, по замыслу редакционного совета, начинается настоящее путешествие по миру, по «облакам» стран и городов: Россия, Испания, Белоруссия, Китай, Южная Корея, Америка, Аргентина, Африка; Харбин, Калининград, Николаев, Москва, Суздаль, Анапа, Иркутск, Орёл, Одесса, Киев, Пусан, Нью-Йорк, а также других мест.
Причудлива и карта Сахалина, к которому почти все авторы имеют отношение (родились на острове или учились, работали или путешествовали). Названия разных его уголков обнаруживаются и в лаконичных биографических справках об авторах, и в содержании их личных литературных страниц, где с Южно-Сахалинском соседствуют Невельск, Холмск, Тымовское, Долинск, Корсаков, Томари, Анива, Углезаводск, Нефтегорск, Правда…
А еще литературные герои «Сахалина-2020» выходят за пространство русского языка: в очерках Сергея Яна звучат корейские слова; в повести Ирины Левитес герои интересуются словом «форточка» на украинском языке и еще собираются учить иврит и английский, а персонажи из детских историй Матвея Фурмана уже говорят по-английски, и именно этот факт спасает их в сложной ситуации. Мелькают в «Сахалине» фразы по-польски и по-японски. А герой Владимира Гриня, даже усвоив значение слова «моветон», однажды, передавая язык музыки, переходит на комедийное «ду-ду-ду».
Еще одна важная особенность сборника, объединившего 50 авторов, в том, что он интересен читателям разных литературных предпочтений (от стихов, рассказов и путевых заметок к очеркам, эссе и интервью) и разных возрастов (в нем впервые дети пишут для детей).
«Сахалин-2020» – это прежде всего ответ на то, каков литературный портрет современного острова. А он создан не только из уже знакомых имен, но и совершенно новых: Анна Клепцова, Наталья Садовская, Наталья Хмелевская, Андрей Голец, Анна Кобзева и другие.
Есть в сборнике и удивительно неожиданные повороты. Так, в цветной вкладке с графикой Натальи Кирюхиной можно увидеть созданную еще в 1970-е бытовую картину с загадочным вопросом-названием: «А ты читал Чон Чхоля?». Герои графической работы сахалинской художницы живут своей обычной жизнью в то время, когда на столе лежит раскрытая кем-то книга средневекового корейского поэта. А ведь такой книгой сегодня может стать и «Сахалин-2020»? И тогда уже могут возникать вопросы с разными именами авторов, для которых публикация в сборнике – дебют, радующий читателей.
А вы читали Сашу Встречную или Александра Милюхина?

Елена Иконникова, профессор СахГУ.