Сахалинский сухогруз задержан на Камчатке и без зарплаты экипажу дальше не пойдет

Сухогруз Порт Мэй Холмск Сахалинская область
Сухогруз "Порт Мэй", фото с сайта morspas.com

Дальневосточное следственное управление на транспорте приступило к проверке сообщения о невыплате зарплаты экипажу судна-сухогруза «Порт Мэй», приписанного к порту Холмск. Оно несколькими днями ранее было задержано службой государственного портового надзора и находится в портпункте Тиличики, что в заливе Корф на северном побережье Камчатского полуострова.

Прокуратура проверяет

Проверка следственным органом проводится по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 статьи 145.1 Уголовного кодекса РФ – невыплата заработной платы.

На официальном сайте Дальневосточной организации Российского профсоюза моряков сообщается, что сюда обратились с коллективным письмом члены экипажа судна. Моряки жалуются на судовладельца, компанию «Вип Строй Холдинг», который уже на протяжении нескольких месяцев тянет с выплатой зарплаты. На момент написания обращения задолженность составляла примерно 1,8 миллиона рублей. В экипаже – 17 человек, все жители Дальнего Востока.

Профсоюз рекомендовал держаться

Судно должно было отправиться в Находку с партией порожних контейнеров. Служба государственного контроля запретила выход из порта до полного погашения задолженности компанией зарплаты морякам. Кроме того, как выяснилось, на борту осталось провизии и топлива от силы на неделю плавания. При том, что переход до Находки – не менее 10 дней.

– Мы настоятельно рекомендовали членам экипажа «Порт Мэй» ни за что не идти на уговоры судовладельца покинуть порт и оставаться здесь до победного конца, пока вся зарплата не будет выплачена, – комментирует ситуацию председатель Дальневосточной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов. – В самое ближайшее время мы намерены обратиться в транспортную прокуратуру и следственное управление на транспорте, чтобы они разобрались с этой историей.

Нехороший знакомый

В сахалинском следственном отделе на транспорте сообщили, что и судно, и судовладелец хорошо известны сахалинским следователям. В 2020 и 2019 годах ведомство уже проводило проверки по такому же поводу – задержка зарплаты. В итоге работодатель находил-таки возможности и погашал долги.

Сухогруз "Порт Мэй" Холмск Сахалинская область
«Порт Мэй» уже знаком сахалинским следователям. Фото с сайта morspas.com

– Нужно наводить порядок в судоходстве, вопрос давно назрел, – говорит Николай Суханов. То, что происходит в данном случае с экипажем сухогруза «Порт Мэй», – это отголоски 90-х. В то время, к примеру, в Находке действовало более сотни судовладельцев, которые занимались тем же самым – обманывали моряков с зарплатой, а то и попросту использовали рабский труд. Сейчас ситуация здесь абсолютно другая, действует 10 судовладельцев, из которых восемь работают в полном соответствии с требованиями законодательства, а еще две компании склонны к нарушениям, но мы постоянно держим их на контроле и не даем нарушителям развернуться на всю катушку. Сахалинские суда время от времени попадают в наше поле зрения в связи с нарушениями прав членов экипажей, но это скорее единичные случаи, и такого безобразия, как в данном случае, наблюдать не приходилось.

Обращались к Путину…

Судовладелец судна «Порт Мэй» – предприниматель, чья фирма зарегистрирована в Южно-Сахалинске, а прежде имела офис в Москве. Подобные разбирательства с ним происходят не впервые, доходило уже раньше и до возбуждения двух десятков уголовных дел, и до обращения к президенту РФ Владимиру Путину.

К компании очень много вопросов. По большому счету вообще непонятно, на кого она работает, коли допускает такие вопиющие нарушения, экономит на ремонте судов, из-за чего однажды «Порт Мэй» чуть не ушел на дно морское вместе с экипажем. Когда судовладелец чувствует, что его основательно прижали и ему некуда деваться, он выплачивает зарплату морякам.

Сухогруз "Порт Мэй" Холмск Сахалинская область
Фото с сайта morspas.com

Между тем действует международная конвенция, которую все владельцы судов должны соблюдать. По ней минимальная зарплата моряка не может быть ниже 641 доллара США в рублевом эквиваленте. В соответствии с указом президента РФ от 20 августа 2013 года Российская Федерация соблюдает все международные конвенции в сфере судоходства. Под защитой российского профсоюза моряков на сегодня находится 70 тысяч моряков, из них 95 процентов работают в рамках коллективных договоров. Нужно, чтобы этот показатель достиг 100 процентов.

Сейчас мы видим активную работу следователей с экипажем сухогруза «Порт Мэй», проводятся опросы и допросы, возбуждено уголовное дело. Думаю, справедливость будет восстановлена, люди получат зарплату и судно будет обеспечено всем необходимым для нормальной работы, но потребуется некоторое время, – резюмировал Николай Суханов.

Владимир СЛАВИН, фотографии с сайта «Морской спасательной службы»