Семь «должностей» каменщиков. Выставка об истории и символике масонства

Неизвестный художник. «Петр Великий». Россия. XIX в. Холст, масло. Из собрания Государственного музея истории религии. По преданию, Петр I (1672 – 1725 гг.) во время своего заграничного путешествия был посвящен в братство вольных каменщиков; он привез в Россию масонский статут, на основании которого была открыта первая масонская ложа в России. В ней Мастером стула (председателем) был Ф. Лефорт, первым надзирателем (подмастерьем) П. Гордон, а вторым (учеником) – сам Петр. Имя Петра I пользовалось среди масонов почтением, в его честь нередко распевалась «Песнь Петру Великому» на стихи Г. Державина.

В областном художественном музее открылась выставка из Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург) «В масонских ложах: ритуал и символика».
Масонство (англ. mason – «каменщик») – религиозно-философское движение, возникшее в начале XVIII века, корнями своими уходит в историю средневековых артелей строителей-каменщиков, появление которых относится к XII веку. Документальные сведения о таких артелях датируются серединой XIV века. Сохранился устав артели строителей, работавшей при церкви Св. Петра в Йорке, из которого следует, что работы ее производились в крытом помещении, называемом ложей (lodge); за порядком работ следили старший мастер и надзиратель; при вступлении в артель приносилась клятва.

Запон (фартук) 5-й степени шотландского мастера. Западная Европа. XIX в. Атлас, бархат, блестки, шитье, вышивка. Девятиконечная звезда, составленная из трех треугольников, символизирует Дух Святой, а литера «J» в центре – имя Бога.

Это были не только профессиональные ремесленные объединения, но и тесные союзы взаимопомощи – братства, которые носили церковно-религиозный характер. Помимо заботы о загробной жизни умерших братьев, о почитании святого – патрона цеха, братья оказывали и взаимную помощь во время путешествий, полных опасностей: при помощи условных паролей и знаков они повсюду узнавали друг друга.
С XV века ложей стали называть не только мастерскую, но и саму артель. Со временем масонские ложи-братства отделились; артели ведали ремесленными делами, братство хранило традиции морального общения и взаимопомощи.
Датой основания собственно масонских лож принято считать 1717 год, когда в Англии, в день св. Иоанна Крестителя (24 июня) в таверне «Гусь и Противень» состоялось первое собрание масонов.
В 1723 году была опубликована «Книга Конституций», автором которой стал Джеймс Андерсон. Этот документ утвержден и принят за основной закон масонами по всему миру. В конституции изложены нравственные положения учения, касающиеся таких важных вопросов, как отношение братства к Богу и религии, к властям.
В основе масонского ритуала и символики лежит легенда о Хираме, архитекторе, которому, согласно ветхозаветному преданию, царь Соломон поручил строительство Иерусалимского храма. Этим объясняется активное использование предметов и орудий труда каменщиков-строителей: фартука, отвеса, циркуля, угольника, молотка, мастерка и других, получивших символическое толкование в обрядности вольных каменщиков.
Масонство на русской почве прошло долгий путь. По преданию, Петр I во время своего заграничного путешествия был посвящен в братство вольных каменщиков. Тогда в России была открыта первая масонская ложа. В разные годы в масонских ложах состояли А. Суворов, М. Кутузов, Н. Карамзин, А. Пушкин. Из поколения в поколение там значились дворянские фамилии: Голицыны, Тургеневы, Татищевы, Разумовские, Гагарины…
Выставка очень разнообразна. Она позволяет пролить свет на историю масонства. Рассказывается о ритуалах и символике братства. Это масонские знаки отличия, ритуальные предметы, редкие гравюры, грамоты и документы, живопись и скульптура. Представлены исторические символические предметы масонов (мастерки, циркули, угольники) и рыцарей (мячи, кинжалы, пеликан с птенцами, розы, крест). Так, циркуль и угольник должны были напоминать масону о необходимости соизмерять свои действия мерой разума и углом совести.
Ритуал посвящения в масоны отражен в серии гравюр XVII – XIX вв. Братья по ордену помогали и напоминали о необходимости соблюдать семь «должностей»: скромность, повиновение, добронравие, любовь к человечеству, мужество в противлении злу, щедрость и бескорыстие, любовь к смерти.
Выставка поможет осмыслить это многообразное религиозно-этическое учение. Экспозицию можно увидеть до 8 ноября.

Людмила БЕРКОВИЧ.