Как ранее сообщалось, 17 мая на пленарном заседании облдумы, на котором присутствовали 16 депутатов, единогласно был принят закон «О запрете на территории Сахалинской области деятельности по организации и проведению азартных игр». Думцы (еще раз подчеркну – единогласно) решили прекратить деятельность не только игровых автоматов (с 1 июля 2007 г.), но и казино (с 1 января 2008 г.). Напомню, что в соответствии с федеральным законодательством в целом по России казино могут работать до 30 июня 2009 г. После этого срока все азартные учреждения должны обосноваться в четырех специально отведенных зонах. Одновременно никто не лишал регионы права проявить (до 1 июля 2007 г.) инициативу и определить на своих территориях свои «правила игры». Ряд субъектов этим правом воспользовался. В том числе и островной парламент.
Владельцам казино уже впору было «сушить весла», однако 1 июня стало известно, что губернатор счел невозможным подписание и обнародование вышеупомянутого закона в принятой думцами редакции. В частности, глава области высказался против запрета деятельности казино с 1 января 2008 г. по следующим основаниям. Федеральное законодательство позволяет казино продолжать деятельность до 30 июня 2009 г. Работают казино – идут налоги, причем в областной бюджет. Так что игорный бизнес является одним из источников формирования доходной базы нашей общей казны. Причем источником стабильным (налог уплачивается ежемесячно).
Вступление в силу «запретного» закона, считает губернатор, повлечет снижение доходной части бюджета области в размере 83 – 97 млн. руб. за 2008 г. и 41,5 – 48,5 млн. руб. за первое полугодие 2009 г. Что, в свою очередь, приведет к ухудшению ситуации по исполнению социальных обязательств перед населением области.
Словом, губернатор предложил внести изменение в закон, установив запрет на деятельность казино с 1 июля 2009 г.
Письмо главы области было обсуждено на заседании комитета по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению облдумы. На нем присутствовал и представитель губернатора в парламенте В. Тройнов, который еще раз разъяснил позицию И. Малахова. Добавив, что средства, полученные от игорного бизнеса, могли бы пойти на организацию горячего питания в школах и ПТУ…
Собственно, большого разнообразия вариантов выхода из сложившейся ситуации не наблюдалось. Депутаты, следуя ранее обозначенным позициям, могли преодолеть вето губернатора и одобрить закон в прежней редакции. Кстати, именно этот вариант – в качестве первого – и предлагал профильный думский комитет. Но (на всякий случай) была и еще одна заготовка: в случае неодобрения «запретного» закона в прежней редакции отменить постановление о его принятии и подготовить проект закона для рассмотрения во втором чтении с учетом замечаний, высказанных в письме губернатора.
Понятно, что вокруг этого вопроса, внесенного 7 июня в повестку дня очередного пленарного заседания облдумы, разгорелись страсти. Судя по выступлениям думцев, количество яростных сторонников закрытия казино заметно уменьшилось. Многие народные избранники говорили о том, что граждан нельзя лишать права доступа к рулетке; что при запрете игорный бизнес уйдет в подполье; что терять доходы от казино непозволительно – можно, например, ледовый дворец в областном центре построить… И, наконец, главное – все-таки не «потерять» закон в целом, ведь речь в нем идет и о закрытии с 1 июля 2007 г. игровых автоматов, губящих нацию буквально на корню…
Словом, итоги голосования были предсказуемы. Преодолеть вето губернатора не удалось, за это предложение проголосовало 8 из 22 присутствовавших депутатов. Остается загадкой, что случилось с голосами еще восьми народных избранников, ведь 17 мая закрыть казино на лопату решили 16 думцев…
Впрочем, не меньшей загадкой стал и такой факт: за отмену постановления о принятии «запретного» закона в прежней редакции высказалось… 20 депутатов! То есть «дрогнул» кто-то и из тех восьми, кто буквально пять минут назад вроде как бы категорически не соглашался с позицией губернатора. Вот такую непоследовательность в принятии решений проявили парламентарии.
К сожалению, подобное случается не впервые. После соответствующей «обработки» в перерывах пленарного заседания переголосование по спорным вопросам зачастую дает «нужный» результат. То ли депутаты – народ мягкий, легко поддающийся переубеждению, то ли рука депутатская тянется к кнопке для голосования быстрее, нежели «срабатывает» голова…
Л. ПУСТОВАЛОВА.
Семь пятниц на неделе
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ