Семейный альбом

Фотовыставка, посвященная 30-летию областного художественного музея

Автором идеи создания первого на острове художественного музея стала сотрудник управления культуры области Раиса Горохова, впоследствии первый директор и инициатор активного формирования его фондов. Первая выставка, посвященная современному советскому изобразительному искусству, в стенах бывшего здания отделения японского Колониального банка «Такусёку» открылась 25 марта 1989 года.
Несмотря на то, что гостей у дверей музея встречает баннер-напоминалка, что ему тридцать лет, сегодня кажется,  что он был всегда. По каким только поводам не приходилось здесь бывать. В первую очередь – на встречах с изобразительным искусством Сахалина, Дальнего Востока, России, мира. Так, навскидку, чтобы обозначить масштаб арт-стихии:  «малые голландцы» и останкинский бисер, искусство русской эмиграции и китайская каллиграфия, якутская живопись и Пикассо, бодрые каракули художников «от двух до пяти» и ремесла аборигенов Сахалина, японские средневековые каски и тряпичные шедевры Русского Севера и т. д.  Итого более двухсот выставочных проектов.
Сюда можно прийти днем, можно в громкую ночь 18 мая – Международного дня музеев. В будни и выходные, когда пол щедро усыпан малышами и их впавшими в высокохудожественное детство родителями – учениками неповторимой лет пятнадцать Школы восприятия Зинаиды Турмановой. А еще с самого начала он мыслился не только как музей, но и как пространство музыки  – благодаря великолепной  акустике. За что тогда, в 80-е, помимо энтузиастов музея на здание положила глаз филармония. Зачем банку «голос»? А это был банк-биржа. В 90-х в зале обосновался белый рояль Petrоf (первый в области), появившийся при поддержке первого секретаря обкома партии В. Бондарчука. Какие люди здесь бывали и звучали? Из тех, кто был первым, – Спиваков, Богатиков, Бэлза, Мацуев… И ныне он очень любим музыкантами всех уровней как идеальный камерный зал.
В музее не стали пафосно надувать щеки по «датскому» поводу (патока юбилейных официальных речей еще впереди), зато показали общественности полотно, с которого когда-то начинались музейные фонды, – «У рояля», написанное учеником Рериха Григорием Шегалем в 1923 году. И открыли свой «семейный альбом». Черно-белые и цветные кадры фоторетро-спективы за три десятка лет запечатлели многие грани жизни музея – рутину и праздники, выставки и фестивали икебаны, уроки живописи и строительства волшебных замков, «гастроли» сахалинских художников за пределы острова и диалоги о прекрасном с многочисленными гостями всех возрастов. И главным образом лица – музейщиков, живописцев и графиков, сахалинцев – любителей изящных искусств всех возрастов, всех тех, кто был причастен к рождению и развитию мира прекрасного на одной отдельно взятой территории. Вглядываясь в черно-белые cнимки, обнаружите: во времена молодости музея у здания была труба и не было японских львиных ликов, зато теперь все наоборот. Музей, занимающий  огромную часть жизни его сотрудниц, к чему мужья давно перестали ревновать,  тесен в плечах идеям. Много сил приложено к двум вещам – чтобы восстановить его облик в строгом соответствии с оригиналом (по внешнему виду) и стать суперсовременным (по содержанию).
Не скрою, люблю этот музей. За совокупность достоинств: за повсеместное гостеприимство – от гардероба до кабинета директора, за коллективную страсть жить нескучно и красиво,  градус высокохудожественного безумства и вечное нетерпение сердца. Как говорится, не остановились на достигнутом и неостановимы будете. Как был элегантный серый дом по улице Ленина  хранилищем золота, так и остается. Только в отличие от японских времен доступ открыт каждому.
И. СИДОРОВА.
p. S.
Областной художественный музей в простоте  жить не может.  Фотовыставку, посвященную  главным вехам пройденного за 30 лет пути, открыли 16 августа. Днем рождения музея считается 20 сентября 1983 года. А на торжества по юбилейному случаю пригласили 11 октября.