«Серебро» низкой пробы

Скандал

В Южно-Курильске вскрылся неприглядный факт: две выпускницы-2013 незаслуженно получили серебряные медали. Право на такую награду по действующему положению имеют только те школьники, которые в 10 и 11 классах по общеобразовательным предметам учебного плана получали полугодовые и годовые отметки «отлично» и не более двух отметок «хорошо».
У девочек, которые, в общем-то, успешно учились и были активистками, результаты не дотягивали до этого требования. Быть может, сами-то они и не стремились во что бы то ни стало стать медалистками, да помог случай. Родитель одной из них – начальник подразделения местной администрации, между прочим, призванного стоять на страже закона, – уговорил директора школы представить его дочь к серебряной медали. А у руководителя образовательного учреждения явно были проблемы с принципами, в противном случае она бы не фальсифицировала документы и не ушла в отпуск с последующим увольнением после того, как тайное стало  явным.
По положению решение о награждении выпускников золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении» принимает педсовет, его решение своим приказом утверждает директор и представляет документы в отдел образования. Вероятно, педсовет не заседал, иначе бы учителя, которым дороги принципы, не стали бы инициаторами обращения к местному правозащитнику. А тот в поисках справедливости не обратился бы к местному прокурору А. Филатову, который и инициировал прокурорскую проверку. Она уже близка к завершению и подтверждает незаконность происшедшего.
Действительно, выпускницы не имели права на серебряную медаль, а значит, и на аттестаты серебряного медалиста (корочка этого документа отличается от обычного аттестата серебряным тиснением). Несмотря на то, что сейчас ни золотые, ни серебряные медали не дают льготных оснований для поступления в вузы, аттестаты с золотым и серебряным тиснением все равно посылают определенный «намек» членам приемных комиссий. 
На выпускном вечере для одноклассников было полной неожиданностью вручение фальшивого «серебра» и стипендиальной поддержки в виде премии из местного бюджета. Так на пороге во взрослую жизнь молодежи преподали урок безнравственности и социальной несправедливости.
Когда произошли эти события, начальника отдела образования Южно-Курильского городского округа Л. Нимешиной на острове не было. По приезде она инициировала служебную проверку, которая и выявила нарушение в соблюдении регламента и положения о награждении золотой и серебряной медалями. В стадии разбирательства эта ситуация  в региональном министерстве образования. Совсем скоро свои предписания озвучит и прокуратура. Но какими бы они ни были, для того, чтобы справедливость восторжествовала, незаслуженные медали надо вернуть, как, впрочем, и денежное вознаграждение. Случится ли это? Есть педагогическое мнение, что дети не должны нести ответственности за проступки администрации школы и возвращать «серебро», ибо это нанесет им психологическую травму. Хороша логика!
Что получилось в итоге? Цель оправдала неправые средства. Но стоила ли она стольких жертв? Школа потеряла, как говорят в министерстве образования, подающего надежды директора. Подмочена репутация самого образовательного учреждения. Отвлекались на проверки работники районной прокуратуры и отдела образования. Да и у злоупотребившего своим служебным положением родителя могут быть неприятности… 
Однако за этим частным фактом проглядывает тенденция. В этом году образовательные учреждения Сахалинской области выпустили рекордное количество медалистов. Но не только в свете последних событий, можно утверждать: уж слишком щедры руки, раздающие награды. Если поинтересоваться у преподавателей вузов уровнем грамотности и качеством знаний первокурсников, отмеченных златом-серебром, то они такое расскажут… И выяснится, что первый семестр фактически приходится посвящать изучению школьной программы.
Концы с концами не сходятся. Но, нельзя не признать, в стране сложилась порочная система, когда эффективность работы общеобразовательных учреждений оценивается, в том числе, и по количеству медалистов. Не случайно ребят, которые начальную школу окончили на  пятерки, учителя опекают сначала до девятого класса. Когда же они получат аттестат с отличием об общем образовании, их буквально за уши начинают тянуть к медалям. Уже на первых педсоветах учебного года директора, как правило, озвучивают фамилии потенциальных отличников, к которым учителям-предметникам надо проявлять больше внимания. А так как даже одаренные старшеклассники не по всем предметам семи пядей во лбу, дается установка помогать им. Так на «школьном огороде» искусственно взращиваются «цветы надежды» – отличники, которые в итоге повысят рейтинг образовательного учреждения.
Но есть еще одна данность, с которой сегодня нельзя не считаться. При дефиците педагогических кадров и стремлении, чтобы зарплаты хватало на жизнь, педагоги трудятся не на одну ставку (18 часов в неделю), а вынуждены работать на две-три. А при такой изматывающей нагрузке они даже отличникам не могут дать тот самый уровень знаний, какой от них требуют. Отсюда и профанация знаний, и девальвация наград. Но ведь мир не перевернется, если их будет меньше?
Л. Степанец.