Ксения Огаркова.
Ксения Огаркова.

Наверное, два дня на весь курс обучения в этой школе – маловато. Но провели их и преподаватели, и сами слушатели очень интенсивно и с немалой пользой. Наш корреспондент побывал на занятиях и попросил специалиста Центра молодежных инициатив (ЦМИ) – руководителя волонтерского центра Сахалинской области Ксению Огаркову рассказать, в чем конкретно состояло обучение и в какой мере оно может пригодиться на практике.

– Наш волонтерский центр, – сообщила Ксения Сергеевна, – совсем молодой, ему около пяти месяцев. Но за этот короткий срок к нам пришли десятки школьников и студентов с просьбой принять их в ряды добровольцев и поручить им какие-то полезные дела. А начинали мы с лекций, активных тренингов, разработки волонтерских проектов.

– Много ли преподавателей в вашей школе, и сколько учащихся?

– Число преподавателей будет изменяться по мере наработки нового материала и согласия различных специалистов вести те или иные темы. Мы намерены приглашать самый широкий круг людей, готовых жертвовать своим временем ради такого, я считаю, святого дела, как волонтерство.

На первых занятиях было около сорока слушателей. Это, пожалуй, оптимальная аудитория. Мы же разместились, как видите, в молодежном клубе «Дружба». Состав «школьников» делится почти пополам: новички, едва приступающие к участию в каких-либо мероприятиях движения, и ребята с волонтерским стажем около года, уже познавшие ответственность и радость благотворительной деятельности. Всех их объединяет большое желание помогать людям.

– Как проходили занятия в вашей школе?

– Вначале я рассказала об истории волонтерского движения, а также о десяти коллективных проектах, которые мы намерены реализовать в течение года силами островных волонтерских коллективов.

Затем были тренинги, которые проводили специалисты по работе с молодежью из ЦМИ Юлия Коротаева и Екатерина Шакирова, а также замначальника отдела реализации программ и организации общегородских мероприятий из этого же центра Анастасия Хван. Ребята учились знакомиться и общаться с людьми разных возрастов и уровня подготовки. Помогали нашим сотрудникам психолог и бизнес-тренер Вера Костенко и председатель ассоциации молодых учителей Сахалинской области Алексей Нам – они провели тренинги на развитие лидерских качеств, ответственности, умения принимать правильные решения, а также выводить противоборствующие стороны из конфликтов. Алексей Нам, кроме того, прочел лекцию на тему организации школьных волонтерских корпусов и привел примеры реализации этой цели на практике.

На второй день учебы мы решили несколько изменить программу занятий, еще больше приблизить ее к практике волонтерской работы. Анастасия Хван подробно рассказала слушателям школы, как создать свой социально значимый проект. Как найти хорошую идею, воплотить ее в жизнь и достичь положительных результатов. Ребятам очень понравилась лекция, от них поступило много вопросов, предложений. Мы, кстати, заранее объявили, что после обеда они должны будут попробовать сами придумать и создать проекты – не обязательно «глобальные», даже не волонтерского характера, но непременно – социально значимые.

С интересом прослушали собравшиеся презентацию благотворительного фонда «Пища жизни», которую представил его руководитель Леонид Всеволодский. Эта организация, созданная в 1974 году, основана на принципах вегетарианства, то есть полного отказа от употребления мяса и продуктов из него, и пропагандирует здоровый образ жизни.

Фонд «Пища жизни» занимается также приготовлением и бесплатной раздачей беднякам тысяч порций вегетарианской еды. А еще – помогает людям, пострадавшим при землетрясениях и иных стихийных бедствиях, мирным жителям, попадающим в зоны вооруженных конфликтов.

В нашем регионе филиал фонда существует уже три года. Конечно, из-за малого числа спонсоров возможности его невелики, бесплатную еду раздают адресно. В основном это выпечка и сладости, изготовляемые, как правило, самими участниками организации. Доставки осуществлялись, например, в детский реабилитационный центр, детдом, клуб слепых, чтобы порадовать их обитателей домашней едой.

– Ксения Сергеевна, как молодому человеку, едва вступающему на путь добровольчества, выйти на социальную тему? Кто ему в этом поможет?

– Об этом подробно рассказал во второй день занятий Алексей Нам. Он посоветовал начинающим волонтерам, в основном школьникам, пообщаться с преподавателями, лучше всего – с классными руководителями, которые могут подсказать тему проекта и социально значимого, и посильного для новичка. А наиболее доступна в таких случаях работа волонтеров группами, над общими проектами.

Например, одна группа работала над проектом «Сахалинский Арбат». У нас в городе пока нет подходящей стены, на которой можно бы было рисовать граффити, и площадки возле нее, где бы танцевали пары, а за столиками сидели посетители и пили кофе или играли в шахматы… Это пока проект не самого ближайшего будущего. А вот мероприятие под лозунгом «Брось машину, возьми велосипед!» можно организовать уже сейчас, правда, пока как разовое, например, на День города, когда перекрывают автомобильное движение по улице Горького для проведения торжеств. Чтобы в этот день по ней, скажем, от площади Победы до ледового дворца «Кристалл» могли погулять пешеходы и покататься велосипедисты, которых становится все больше.

– Какие же проекты, рожденные на уроках школы, признаны лучшими и выполнимыми уже сейчас?

– Лучшим признан проект «Экологический десант». Он предполагает, что волонтеры обучат своих одноклассников или однокурсников правилам поведения в парке и в лесу. Другой проект социальной направленности, заслуживший высокую оценку и преподавателей, и приглашенных специалистов, называется «Творчество без границ».  Суть проекта – создание специального класса для детей с дефектами здоровья, но способных в изобразительном искусстве. Им надо найти педагога, который смог бы преподать им базовые основы этого вида творчества и помог бы выбрать те направления в изоискусстве, к которым у молодых людей лежит душа и есть склонности.

На детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата нацелен и проект «Танцы для всех», тоже получивший высокую оценку жюри. Волонтеры не предлагают открыть школу бальных танцев, они намерены использовать проект для тренировки рук, ног, всего тела, в первую очередь, инвалидов.

В общем, результатами работы школы волонтеров мы довольны. Ее первым выпускникам вручены сертификаты, подтверждающие их участие в школе волонтеров, а преподавателям и приглашенным специалистам – благодарственные письма.

Беседовал А. ЛАШКАЕВ.