Суббота, 20 апреля, 2024

SOS!!! Коррупциогенные аукционы с опасными последствиями!

Общественный контроль

Добросовестные сахалинские строительные организации готовы объявить тотальный бойкот открытым аукционам, заказчиками на которых выступают заведующие дошкольными учреждениями, которые подведомственны департаменту образования г. Южно-Сахалинска.
Во-первых, любые ремонтные работы в дошкольных учреждениях запрещено производить в присутствии детей – таковы требования безопасности, которые, по всей видимости, неизвестны муниципальным чиновникам и руководителям дошкольных учреждений. Однако об этом никто не вспоминает, и строителей вынуждают разворачивать работы в эксплуатируемом детском саду. Неужели чиновникам, заведующим детскими садами да и самим родителям, ежедневно наблюдающим за строительным процессом на территории дошкольного учреждения, нужно объяснять, что детям на стройплощадке не место, равно как и не место строителям – фактически посторонним лицам – в детском саду?
Более того, многие требования таких аукционов содержат неоправданные условия, противоречащие здравому смыслу или законодательству, в результате чего добросовестные строительные компании, не желая идти на нарушение закона, отказываются принимать участие в таких торгах, поступаясь своими коммерческими интересами.
Практически все аукционы в качестве условия предусматривают непомерные и ничем не оправданные штрафы за каждый день просрочки в размере 5 проц. от фактической стоимости работ, при этом устанавливаются абсолютно невыполнимые, ничем и никем не обоснованные сроки выполнения работ по контрактам. Заказчики обязывают будущего подрядчика в качестве обеспечения исполнения контракта выплачивать 10 проц. от фактической начальной цены контракта до его заключения. Более того, зачастую вопреки требованиям градостроительного законодательства строителей вынуждают приступать к работам без утвержденной в установленном порядке проектной документации. Все эти требования заказчиков, по нашему убеждению, являются недопустимыми барьерами на пути к участию в таких аукционах для не «своих» компаний. Они также свидетельствуют о сговоре, неприкрытой коррупции и превышении должностных полномочий, что, в свою очередь, по мнению специалистов НП СРО «Сахалинстрой», почему-то постоянно ускользает из поля зрения контрольных и надзорных органов.
При этом смельчакам, отважившимся заявиться на такие торги, в конечном счете по тем или иным причинам так и не удается стать их участником и тем более  победить. Победить так называемого, «традиционного» победителя большинства аукционов на капитальный ремонт объектов департамента образования города. Этого «традиционного» подрядчика отличает то, что на него после предсказуемого нарушения контрактных сроков выполнения работ почему-то не распространяются те самые штрафные санкции, которые на этапе проведения аукциона отпугивают от участия в них экономически и технически здравомыслящих строителей.
Удивительным образом зачастую в аукционах, заказчиками в которых выступают подведомственные департаменту образования г. Южно-Сахалинска учреждения, победу одерживает одна и та же, получившая в последнее время широкую «скандальную» известность сахалинская компания ООО «Азия-Стройсервис», которая является членом Московского НП СРО «Объединение инженеров-строителей».
Списать это на безупречный опыт работы этого подрядчика не удается, потому как практически каждый объект, где работает этот подрядчик, отличается многочисленными нарушениями требований градостроительного законодательства, несоблюдением проектных решений и критическими нарушениями самого процесса и сроков выполнения работ, предусмотренных в контракте, что уже приводило ранее к демонтажу выполненных работ.
Некоторые муниципальные и областные чиновники утверждают, что ООО «АзияСтройсервис», получившее крупный аванс, уже более полугода разыскивает руководство островного минздрава и Южно-Сахалинской городской больницы. Однако поверить в то, что заказчики не могут найти завсегдатая и частого «победителя» муниципальных торгов на капремонт образовательных учреждений города, не выполняющего в очередной раз очередной контракт, трудно.
Примечательно также, что, имея за плечами неудовлетворительный опыт взаимодействия с этой подрядной организацией, ни один подведомственный департаменту образования заказчик ни разу не применил по отношению к ООО «АзияСтройсервис» те самые знаменитые и пугающие штрафные санкции в размере 5 проц. за сутки просрочки. На одном из таких объектов штрафная сумма, будь она начислена, многократно превысила бы стоимость контракта, однако и в этом случае заказчик проявил к недобросовестному подрядчику абсолютную лояльность.
Не спешат также вроде бы недовольные заказчики расторгать контракты и размещать информацию о своем «традиционном» подрядчике в реестре недобросовестных поставщиков, как того при несоблюдении условий контракта требует федеральный закон.
Новая «Полянка»
В данный момент ООО «АзияСтройсервис» с серьезным нарушением сроков окончания работ заканчивает работы по капитальному ремонту еще одного дошкольного учреждения города Южно-Сахалинска – первого центра развития ребенка на Сахалине – МБДОУ № 5 «Полянка», расположенного по адресу: ул. Комсомольская, 257б.
Аукцион по этому объекту состоялся в июле 2012 года. Следует отметить, что, как и раньше, аукционные требования на этих торгах у многих строительных предприятий вызвали недоумение. Представленная документация не является проектной. Она, учитывая, что капремонт предусматривался на эксплуатируемом детском саде, не содержала основных разделов, освещающих мероприятия по энергосбережению и пожарной безопасности, а также проекта организации строительства. Также не было указаний того, что представленные обрывки документации разработаны проектной организацией, имеющей свидетельство о допуске к ее разработке, и соответствуют требованиям технических регламентов.
В этом случае имеется целый букет нарушений градостроительного законодательства, за которые закон требует административного преследования и которые могут квалифицироваться как халатность и превышение полномочий ответственных за это лиц.
Условия контракта и по этому объекту содержали неизменные штрафные санкции в размере 5 проц. от его стоимости за сутки пролонгации работ.
ООО «АзияСтройсервис» получило подряд с незначительным снижением начальной цены контракта. При начальной цене аукциона 8 086 016 рублей цена контракта составила 8 045 585 рублей. Срок исполнения работ в аукционной документации установлен в 60 календарных дней.
И вновь те самые карательные контрактные условия как бы не позволили заказчику выбрать другого, добросовестного исполнителя. Несмотря на то, что срок выполнения контракта истек 13 октября, известный подрядчик только сейчас заканчивает работы на эксплуатируемом детском саде, что вообще запрещено санитарными нормами безопасности детей (СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»). Но к этой подрядной организации не только не применены штрафные санкции, более того, на счет подрядчика уже давно частично переведена оплата за выполняемые работы. При этом контрактные договоренности не предусматривали никаких авансовых или иных выплат до полного окончания всех работ по контракту. Почему заказчик идет на такие грубые нарушения условий контракта? Тем более что это условие было отпугивающим для других исполнителей и сужало конкуренцию на торгах?
Почему вместо того, чтобы штрафовать подрядную организацию за перманентное нарушение сроков капитального ремонта образовательных учреждений города, выступающие в роли заказчиков чиновники, оплачивают ей еще и незавершенные работы по контракту?
Кроме того, нас удивляет граничащая с преступной беспечность руководства департамента образования города и курирующего этот департамент вице-мэра при практическом понуждении директора детского сада «Полянка» допустить строителей для выполнения работ по капитальному ремонту этого объекта на эксплуатируемом детсаде во время нахождения детей в этом здании. Если они не знают, что детей не должно быть на объекте, где проводится капремонт, тогда это еще хуже. Господа! Стоит вопрос о пренебрежении безопасностью беззащитных детей, которых вам поручили родители. Беспечность родителей также удивляет. Почему они допустили такое соседство? При этом на объекте нет проектной документации, в том числе проекта организации работ! Чем все это может закончиться?
НП СРО «Сахалинстрой» уже несколько лет доказывает руководителям муниципалитетов и области, что нельзя допускать заведующих детскими садами, руководителей школ, лицеев, объектов здравоохранения, вообще всех руководителей учреждений социальной сферы МО и области исполнять функции технического заказчика и подписывать контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов этих учреждений.
Мы твердо уверены, что фактически подставлять под административную и уголовную ответственность руководителей этих социальных учреждений нельзя и некорректно. Они не на это учились и должны заниматься улучшением процессов обучения, лечением жителей области, в том числе детей, но не организовывать выполнение работ по реконструкции или капитальному ремонту их объектов. Этим должны заниматься специальные управления капитального строительства, которые необходимо оснастить, а профильных специалистов этих управлений (отделов) необходимо обучать, помогать им и строго их контролировать.
НП СРО «Сахалинстрой», целью которого по закону является повышение качества и безопасности объектов, готово безвозмездно помогать и реально помогает заказчикам и их специалистам, которые к нам обращаются. Мы видим в этом свою миссию.
Следующий на очереди…
В ноябре текущего года планируется проведение аукциона на капитальный ремонт еще одного дошкольного учреждения города Южно-Сахалинска. На этот раз планируется определение подрядной организации для работ на детском саде «Ручеек» по адресу: село Дальнее, ул. Новая, 20. Контрактные условия этого аукциона уже сейчас вызвали бурю негодования у добросовестной части строительного сообщества.
Следует отметить, что фронт работы на этом объекте гораздо шире, чем, скажем, на МБДОУ «Полянка». Соответственно и начальная стоимость контракта гораздо больше – 20 653 651 рубль. Но, несмотря на это, заказчиком в контракте аукционной документации устанавливается двухнедельный срок (!) его исполнения, за который строители едва ли успеют лишь закупить материал.
При этом к уже отмеченному штрафному условию в виде 5-процентной суммы за сутки при пролонгации работ прибавился еще ряд непомерных санкций. 5 проц. от суммы договора подрядчик будет обязан выплатить за каждый день просрочки работ по устранению недостатков на гарантийном сроке. Еще 5 проц. за неисполнение обязательств по контракту, плюс по 5 проц. – за необеспечение требований безопасного производства, за каждый такой выявленный случай.
Вдобавок победитель аукциона обязан до подписания контракта заплатить 10 проц. от начальной цены аукциона, т. е. два миллиона рублей, в качестве обеспечения исполнения контракта. Такие условия контракта абсурдны по определению и являются абсолютно коррупциогенными, т. е. их обязательность зависит от самого заказчика. Хочет – применяет, хочет – не применяет.
Серьезным нарушением заказчика на этих торгах является также то, что ведомство необоснованно установило сроки выполнения работ без учета требований проектной документации, которые, как и все другие положения проектной документации, обязательны для исполнения в силу Градостроительного кодекса РФ. Причина этого кроется в отсутствии необходимой проектной документации, обязательной составной частью которой должен быть проект организации строительства (ПОС). В этом разделе проектной документации проектировщик, имеющий специальный допуск, должен разработать календарный график проведения капитального ремонта. Только этот срок из ПОСа проекта может быть признан законным в аукционной документации. Нарушения проектной документации недопустимо!
Существует серьезная вероятность того, что на этом объекте может повториться ситуация с детским садом «Светлячок» (Спортивный проезд), где этой же подрядной организации (ООО «АзияСтройсервис») департаментом образования города были переведены средства по контракту практически до начала работ, ради освоения бюджетных средств 2011 года.
Очевидно, что, учитывая необоснованные сроки выполнения работ и выставленные условия, содержащие коррупциогенные моменты, торги на этот подряд будут незаконными и проводиться не могут. Правительству Сахалинской области и муниципальным властям следует обратить внимание на данные факты и не допустить выделения средств на торги, проводимые без проектной документации, как того требует законодательство, а также с массой других нарушений, способных привести к сговору и коррупции.
Следует отметить, что ответственность за результаты проведения торгов и конечный исход выполненных работ будет лежать на заказчике, которым в этом случае выступает руководитель дошкольного учреждения. Другими словами, именно заведующая детским садом «Полянка» и ее коллега из детского сада «Ручеек» в результате будут нести ответственность за неэффективность расходования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт этих учреждений и безопасность ведения работ для находящихся в этих учреждениях детей.
В этом случае руководители департамента образования, буквально навязывающие коррупциогенные требования по муниципальным контрактам, почему-то уверены, что не понесут ответственность за результаты своего руководства. Более того, они, видимо, уверены, что будут впоследствии вправе считать ответственными директоров подведомственных им учреждений. Мы считаем, что этого допустить нельзя, и мы встаем на защиту заведующих этими детскими садами. Хотя, разумеется, они также ответственны (могут быть ответственны) за незаконный допуск посторонних рабочих и сам факт начала работ на этих детских садах при находящихся в них детях.
На одной из последних встреч с представителями НП СРО «Сахалинстрой» мэр Южно-Сахалинска Андрей Лобкин откликнулся на давние предложения партнерства и дал указание всем службам и бюджетополучателям города с 1 января 2013 года передать функции технических заказчиков в вопросах строительства, реконструкции или капитального ремонта городских объектов городскому управлению капитального строительства с изменением его штатной численности.
Однако саморегулируемое строительное сообщество теперь настаивает на необходимости незамедлительной передачи УКСу названных выше функций всех бюджетополучателей. Такие вопиющие нарушения требований безопасности городских объектов впредь недопустимы.
При этом лица, причастные к подготовке таких коррупциогенных аукционов и к принуждению заведующих упомянутыми детсадами, должны предоставить общественности объяснения, по какой причине к некоторым строительным организациям, допускающим вопиющие нарушения при исполнении муниципальных заказов, проявляется чрезмерная и граничащая с преступной лояльность. По мнению НП СРО «Сахалинстрой», такое положение дел нельзя квалифицировать как обычную халатность – это наводящее на серьезные размышления и подозрения превышение своих полномочий некоторыми известными чиновниками.
По мнению специалистов нашего партнерства, учитывая отсутствие проектной документации, грубое нарушение антимонопольного законодательства и требований СанПина, в том числе в отношении безопасности детей, результаты уже проведенного аукциона на капитальный ремонт МБДОУ «Полянка» следует признать незаконными.
Для устранения противоречий с требованиями градостроительного законодательства по детсаду «Ручеек» до проведения аукциона должны быть проведены торги на разработку проектной документации на капитальный ремонт этого детсада. Что касается контрактных условий, то должны быть устранены коррупциогенные составляющие, к которым относятся и условие 5-процентного штрафа за сутки просрочки. За основу должен быть взят утвержденный министерством строительства Сахалинской области типовой контракт на строительство, который неоднократно и настоятельно рекомендовался островным министерством муниципальным властям к применению. Аналогичное обязательное для применения всеми техническими заказчиками города Южно-Сахалинска решение на последней встрече с генеральным директором НП СРО «Сахалинстрой» принял и мэр г. Южно-Сахалинска. Сроки выполнения работ должны быть определены в проектной документации (в ПОС). И самое главное, дошкольное учреждение должно приостановить эксплуатацию детского сада до полного окончания ремонтных работ.   
Почему же в таком случае уже обязательное для исполнения решение мэра города упрямо не исполняется муниципальными заказчиками? Этот вопрос обязан теперь окончательно и безоговорочно решить мэр города Южно-Сахалинска.
По нашему убеждению, все вышесказанное должно послужить сигналом для всех руководителей муниципальных образований и руководителей профильных министерств правительства области относительно неукоснительного исполнения указаний и методических документов правительства области и министерства строительства в области градостроительной деятельности.
Существует серьезная вероятность того, что на этом объекте повторится ситуация с детским садом «Светлячок», где подрядной организации были переведены средства по контракту еще практически до начала работ ради освоения бюджетных средств.
Правительству Сахалинской области и муниципальным властям следует обратить внимание на данные факты и пресечь выделение средств на торги, проводимые без проектной документации, как того и требует законодательство.
Уважаемые читатели, ждите продолжения расследования общественного контроля по результатам данных аукционов и других торгов.
Пресс-центр НП СРО «Сахалинстрой».
Подрядчик только сейчас заканчивает работы на эксплуатируемом детском саде, что запрещено санитарными нормами безопасности детей… (СанПин 2.4.1.2660-10 «… 18.12 Все виды ремонтных работ не допускается проводить при функционировании дошкольных организаций в присутствии детей»).
P. S.
На этапе подготовки к выпуску этой статьи изложенная в ней информация была передана в мэрию Южно-Сахалинска. Как стало известно в понедельник, 29 октября, аукцион по капитальному ремонту МБДОУ «Ручеек» был отменен.
Это в очередной раз доказывает необходимость общественного контроля над градостроительной деятельностью, в том числе и при проведении торгов на выполнение муниципальных заказов. Мы призываем всех, кто заинтересован в создании единых конкурентных условий для всех участников строительного рынка, обращаться в НП СРО «Сахалинстрой» по e-mail:911@ssros.ru или по тел. 311-045. Наш сайт:
www.ssros.ru. Вместе мы в состоянии изменить ситуацию к лучшему!

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ