Пятница, 26 апреля, 2024

Среди миров, в мерцании светил…

В областном кукольном театре – первая большая премьера сезона для взрослых. После «Линий судьбы» и «Одержимой любовью» кукольники нашли опору в классике, снискавшем стойкую репутацию автора мистического, неразгаданного, театрального. Знакомство Сахалина с двумя талантливыми петербуржцами, лауреатами национальной премии «Золотая маска» в области кукольнотеатрального дела – режиссером Борисом Константиновым и художником Виктором Антоновым – состоялось под эгидой творческого объединения «Культпроект». В союзе с ними и возникла попытка заглянуть «По ту сторону Гоголя». Надо сказать, что эта идея уже посещала режиссера Константинова и была весьма плодотворно реализована в прошлом году – силами будущих актеров из семи стран в международной летней театральной школе в Подмосковье. Однако у сахалинцев познание драмы Гоголя выдвинуло на первый план кукол, потребовав поистине виртуозных художественных и технических решений. Не обязательно рвать страсти в клочья, пробираясь к душе зрителя и истине, иной раз, по признанию режиссера, довольно иголочного укола. А плен «черного кабинета», секретами которого сахалинский театр владеет как никто другой, стал идеальным пространством для материализации авторской идеи, переведенной на язык ярчайших образов, ассоциаций и эмоций. Что за дивные куклы вышли у художника Антонова – живее всех живых! В искусных руках актеров им, маленьким, дано мощно очеловечить страдания и метания между Богом и бесом. Мир, в котором причудливым образом сплавлены дьяволиада и поэзия, сарказм и воздушная нежность, кукольники соткали из гусиных перьев и рукописей, из плясок целой рати чиновников свиты «Ревизора» (а чиновники те – лихие пальчики актерские), из музыкальных маячков, которыми обозначены милая сердцу героя Украина, лазурная Италия, каменная громада Петербурга. Наконец, из диалогов до слез трогательных старичков Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. Идиллические старосветские помещики взлетают вверх-вниз на качелях жизни, плывет во мгле кошка-призрак (которую одушевляют аж четыре актера) и катится-светится колесо – символ российской бесконечности и его же бездорожья. В финале маленькая кукла – скорбная маска творца «Мертвых душ» – возвращается к началу, обретая покой на материнских руках. Одним дыханием проживаются жизнь, одиночество и гениальные прозрения, потеря Пушкина, странствия и болезни, смерть и бессмертие на поле битвы за душу человеческую. В кукольном театре сыграли не Гоголя, но о Гоголе – по канве, собранной из строчек из его произведений, писем, из заметок о нем Владимира Набокова и Анатолия Смелянского. Режиссеру Борису Константинову хотелось представить отнюдь не хрестоматийного классика, который нами изучен (а иногда и «измучен») до штампов на школьных уроках литературы, но человека. Нам открывается Гоголь – страдающий, страждущий и не находящий покоя, ищущий живые души среди мертвых. В этом открытии режиссер нашел горячий отклик в труппе, которая все предшествующее лето буквально сливалась с жизнью и творчеством Гоголя, образно говоря, «огоголевала» до основания, в том числе и на уроках педагога Сахалинского театрального колледжа Галины Чипенко. А класс вокального мастерства успешно повышала вместе с педагогом Зинаидой Крыжановской. Благодаря движению в одном направлении всех создателей явилась кукольная фантасмагория, рядом с эффектами которой «отдыхает» и пресловутая компьютерная графика. И только не успеваешь понять, как краснорожий чертенок в какой-то момент обращается в Гоголя и наоборот. «О, это старый фокус», – улыбается Виктор Антонов, так и не раскрыв секрета… Гоголь дался кукольникам очень и очень нелегко – двенадцати-, а то и шестнадцатичасовыми бдениями все три недели работы над премьерой. Осторожно вводя зрителя в гоголевскую вселенную, кукольники, в сущности, дают основание заглянуть по ту сторону себя. А заодно проникнуться микронами волшебства петербургского театра «Карлсон Хаус», одним из отцов-основателей которого является Борис Константинов (случится вам быть в Петербурге – загляните на Фонтанку, 50, и будет вам детство). А также не менее петербургского театра «Кукольный формат», где идут спектакли художника Виктора Антонова. С этими удивительными людьми сахалинских кукольников связывают дальнейшие широкоформатные планы. Премьерой следующего года в постановке Б. Константинова в Сахалинском театре кукол назван «Пегий пес, бегущий краем моря» по повести Чингиза Айтматова. И. СИДОРОВА.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ