Станьте инженерами ХХI века! Такой призыв прозвучал в день открытых дверей в кванториуме южно-сахалинской гимназии № 3

Конструирование роботов для наставника промробоквантума Александра Коломийца – привычное дело, а для школьников – священнодействие.

В минувшую субботу школьникам от десяти лет и старше, а также их родителям представилась возможность побывать в новом здании кванториума. И не только для того, чтобы ознакомиться с его оснащением и эффективными моделями дополнительного образования. Здесь каждому ребенку можно было пройти экспресс-тест по математике и английскому языку, выбрать приглянувшееся направление технического творчества. Обучение здесь бесплатное, оно ускоряет инженерно-техническое развитие детей и повышает научно-технический потенциал старшеклассников.
Сюда, на ул. Детскую, 8, из разных школ города пришли мальчишки и девчонки, проявляющие интерес к новым информационным технологиям, математическому моделированию, робототехнике, инженерным дисциплинам.

Добро пожаловать в кварториум.

Кванториум гимназии № 3 открылся в декабре прошлого года. Так что первые группы ребят азартно увлеклись новой формой дополнительного образования. Атмосфера здесь демократичная – только личный интерес ребенка определяет свободу выбора того или иного направления деятельности (квантума). А таких здесь шесть. При желании из одного квантума можно перейти в другой, если ученику, допустим, захотелось не моделировать робота, а написать для него программу.
К примеру, в VR/AR-квантуме дети с 10 лет разрабатывают из различных элементов приложения к системе интерфейс. Они занимаются программированием, готовят сценарии игр, которые помогут школьникам, например, грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Здесь много нового оборудования, беспроводных устройств, есть модули управления и очки дополненной реальности. Набираются группы из 14 человек, причем разновозрастные, что приветствуется в проектной деятельности. Ведь старшеклассники в некоторых случаях могут взять команду на себя и помочь младшим.
Ученики осваивают объемную визуализацию, работают с виртуальной, дополненной и смешанной реальностью, разрабатывают образовательные приложения. А еще проектируют симуляторы для будущих инженеров и даже проводят виртуальные туры по культурным и историческим достопримечательностям.
Двухчасовые занятия организованы дважды в неделю, а третье посвящено проектной деятельности.
– В новом учебном году дети, в частности, будут заниматься разработкой своего виртуального шлема во взаимодействии с другими квантумами, – рассказал наставник Кирилл Андриянов (он учитель математики и организатор виртуального клуба). – По сути обучение в кванториуме – это профориентация по таким профессиям, как инженер-разработчик, дизайнер и веб-дизайнер, программист.
Наставник промробоквантума Александр Коломиец в прошлом учебном году работал с пятью группами школьников. Дети конструировали, программировали, работали с большими манипуляторами и запускали свои конструкции.
– Мальчишкам нравятся хорошие возможности для научно-технического творчества, – отмечает Александр. – В их распоряжении американские и российские наборы для изучения электроники, где много микрокомпонентов и контроллеров. Конструкции собираем своими руками, проверяем мультитестерами, программируем. Недавно запускали роботов и смотрели, как они работают. Главная цель – вывести детей на реальный проект, чтобы они делали что-то полезное.
Оказалось, что промробоквантум работает в содружестве с ботаническим садом. Ребята готовят специальные таблички для краснокнижных растений. А первая команда этого квантума недавно выиграла конкурс дизайнеров-архитекторов и получила 100 тыс. рублей. Так что детворе все дороги открыты.
У наставника квантума «Хайтек» Андрея Лыткина группы вводного уровня занимаются два дня в неделю, а группы базового уровня – три дня. Дети с 11 лет проходят первый базовый курс – учатся создавать модель и управляющую программу, а также осваивают работу на станках с числовым управлением и при помощи фрезера изготавливают какое-либо изделие. Создают они предметы и на 3D-принтере. Там свои программы проектирования, управления, моделирования. Если они освоены, школьники приступают к изучению лазерных технологий, знакомству с азами изобретательства и реализуют групповой проект.
– Создаем изделие, которого в природе не существует, – пояснил Андрей Лыткин. – Предыдущая группа ребят заметила, что у старых светофоров Южно-Сахалинска нет звукового сигнала, и создала такое устройство. Другая группа предложила свой оригинальный вариант автомобильной развязки на ул. Пуркаева. В ГИБДД нас поддержали. Надеемся, эти решения заинтересуют и управление городского хозяйства администрации города.
Примечательно, что дети в этом квантуме знакомятся и с азами электроники, и с технологией пайки, отрабатывают индивидуальные и командные навыки, ведут поиск информации, работают на станках с числовым управлением. В дальнейшем они постигают лазерную технологию, изучают измерительную аппаратуру и станки, где, между прочим, требуется ручной труд. И такой нужен для создания электронных устройств.
В группах у Андрея Лыткина основы инженерии и изобретательства постигают и мальчики, и девочки. Причем фору паренькам дают девочки. В этом году на дальневосточных соревнованиях они заняли 1-е и 2-е места.
– Наша задача – помочь ребенку выбрать профессию по интересу, – говорит наставник. – Мы также готовим учеников к олимпиадам, конкурсам и участию в соревнованиях молодых профессионалов. У нас есть взаимосвязь с другими квантумами. Так что если у школьника есть идея что-то создать, он придет к нам, и мы с моими учениками выполним его заказ.
Сам Андрей Лыткин начинал свой путь в профессию со школы новаторства и изобретательства, действовавшей при южно-сахалинском профучилище № 17. Многие тонкости любимого дела постигал самостоятельно. Ведь на сегодняшний день в России нет института, где бы обучали таким технологиям. Прошел подготовку на курсах в Санкт-Петербурге, Новосибирске и не ставит на этом точку. Знания в наше стремительное время быстро устаревают и требуют постоянного обновления.
Ребята, посетившие биоквантум, узнали, что здесь можно изучать азы генетики, нейрофизиологии и агроэкологии. С этими направлениями их ознакомили наставники Лев Баранчук-Червонный и Наталья Пойлова. Здесь гостям продемонстрировали опыт по выделению казеина из молока с помощью уксусной кислоты и центрифуги.
Что касается IT-квантума, то его наставник Евгений Зайцев рассказал о том, как учащиеся осваивают не только программирование и работу с информационными технологиями, но и схемотехнику. На летних инженерных каникулах учащиеся за день собрали вытяжку из четырех вентиляторов и двух процессоров. А восьмиклассница за два месяца создала макет «умного дома» и написала компьютерную программу, где все процессы жизнеобеспечения жилища контролируют датчики. Здесь по команде датчика движения включается свет. При утечке газа в макете «умного дома» на это реагирует датчик газа. Он включает вытяжку, чтобы проветрить помещение и избежать беды.
В актовом зале кванториума в тот день несколько раз (для каждой группы посетителей) проводилась лотерея. Номерки из коробочки доставал робот, и счастливчики в качестве призов выигрывали книги, блокноты и сувенирную продукцию, изготовленную первыми кванторианцами по новым технологиям.
Своеобразная презентация кванториума получилась наглядной и очень интересной. Большинство ребят, побывавших на дне открытых дверей, решили заниматься здесь научно-техническим творчеством с дальним профессиональным прицелом. Уже 14 сентября их радушно встретят в гимназии № 3.

Людмила СТЕПАНЕЦ.