Страсти по «аргонавтам». Эпопея сахалинского судна «Арго», в Пусанском порту продолжается…

Порт Пусан. Фото: Pinterest

Точка кипения

– Ситуация близка к критической, – говорит по телефону Павел Лукьянов, матрос краболова «Арго», в январе застрявшего в южнокорейском порту Пусан.

– Ко всем прочим бедам добавилась еще одна. На судне вышли из строя рефрижераторы-холодильники, теперь негде хранить скоропортящиеся продукты. Это при том, что температура воздуха в Пусане под 30 градусов. Приходится охлаждать те же куриные яйца с помощью кондиционера – и то лишь до 17 градусов…

На днях смогли улететь на Родину лишь пятеро членов экипажа. Они в основном сахалинцы, их жены помогли собрать необходимые для перелета деньги – по 70 тысяч рублей на брата плюс еще 100 долларов на проезд катером. На борту «Арго» сейчас остаются еще семь членов экипажа – жители Приморья и южных регионов России. У одних нет возможности найти столько денег на дорогу, а другие настроены стоять до последнего и получить обещанные работодателем суммы за выполненную работу. Никто, в том числе капитан, не может сказать определенно, что будет дальше.

Проверка показала…

На публикации «Советского Сахалина» на эту тему отреагировали контролирующие органы. Региональная прокуратура сообщила, что проведена проверка. Но фактов необеспечения судовладельцем членов экипажа продуктами питания и предметами первой необходимости не установлено.

Фото с борта краболова «Арго», автор матрос Павел Лукьянов.

Зарплата за январь – февраль членам экипажа выплачена в полном объеме. Хотя и с задержками. По этому поводу руководству компании-судовладельца ООО «Прайд» внесено представление, а в отношении самого юрлица возбуждено административное производство. Прокуратура также не выявила нарушений законодательства по части длительности пребывания «Арго» в Пусане, ибо предприятие осуществляет там хозяйственную деятельность.

Цена обещаний

Тем не менее председатель дальневосточной организации российского профсоюза моряков Николай Суханов считает, что с действиями судо­владельца все же надо разбираться и дальше.

– Я лично обратился в ходе прямой линии к дальневосточному транспортному прокурору, сейчас еще продолжаются проверки, информация дошла и до Москвы, и до консульства России в Республике Корее, – говорит профсоюзный лидер.

На мой взгляд, главным камнем преткновения в этом случае стало то обстоятельство, что члены экипажа нанялись на судно без трудовых договоров, где были бы черным по белому указаны суммы зарплат.

На словах им пообещали золотые горы, а в текстах договоров, которые им прислали позже, задним числом, были указаны гораздо меньшие суммы. Так вот, по этим-то, «бумажным» показателям все выплачено, нарушений нет. Об этом же говорят и в консульстве.

У некоторых членов экипажа накопились претензии с прошлого трудоустройства: они работали прежде на других судах-краболовах этого же судовладельца. Им тоже обещали выплатить обещанные деньги при условии трудоустройства на другое судно компании, а обещаний не выполнили…

Другой подход

Николай Суханов привел пример другого отношения судовладельцев к членам экипажей, попавших в сложную ситуацию. Ранее «Советский Сахалин» сообщил о положении китайских моряков с сухогруза «Xing Yuan», севшего в январе на мель в порту Холмска.

Так вот, 12 членов экипажа этого судна в ожидании отправки на родину вначале проживали в гостинице Холмска, а затем их перевезли во Владивосток. Была надежда на то, что таким образом у моряков будет больше возможностей для переезда в Китай.

К сожалению, как раз к этому времени в КНР из-за распространения коронавируса были введены очень жесткие карантинные меры. Морякам пришлось надолго «стать на якорь». Они и сейчас находятся в столице Приморья, проживают в хорошей гостинице, обеспечены питанием, причем пищу готовят китайские повара из китайских продуктов. Как только станет возможен переход границы, они вернутся к себе на родину.

– На нас вышли коллеги из федерации профсоюзов Китая, – говорит Николай Суханов.

– Они были обеспокоены судьбой этого экипажа. Убедились в том, что все в порядке, а главная причина задержки моряков – жесточайший карантин в КНР.

Есть и другой пример. В конце 2021 года возле порта Находка село на мель другое китайское транспортное судно. Его экипаж также проживал в цивилизованных условиях и перед самым Новым годом был отправлен в КНР, где тогда еще не было таких строгих карантинных мер.

Ярослав САФОНОВ.

По теме:

1 апреля 2022 – Сахалинские пленники. На рейде пусанского порта «застряло» российское судно «Арго»

14 апреля 2022 – Долгий путь на берег. Судьба экипажа судна «Арго» остается неясной

10 января 2022 – Судно-призрак? Китайский сухогруз стал достопримечательностью Холмска

19 апреля 2022 – Суровое «обаяние» шторма. Китайский сухогруз «Xing Yuan» стойко переносит удары морской стихии в акватории Холмска