В последние 3 – 5 лет в городах Сахалинской области происходит опасное, упрямое и постоянное накопление потенциала пожарной опасности и риска возможных обрушений построенных и ремонтируемых объектов капитального строительства. Прежде всего это касается школ, детских дошкольных учреждений, больничных корпусов, спальных корпусов специализированных детских учреждений, имеющих класс функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф4.1, а также многоэтажных жилых домов (Ф1.3). И в основном накопление потенциала пожарной опасности происходит из-за безграмотного и неконтролируемого применения на этих зданиях навесных фасадных конструкций неопределенного класса конструктивной пожарной опасности, механической надежности и неопределенного функционального назначения. По нашему мнению, к сожалению, аналогичные проблемы есть и во многих других регионах России.
Все предыдущие разъяснения, обращения и требования НП СРО «Сахалинстрой», как и разъяснения, указания, решения коллегии министерства строительства и непосредственно правительства Сахалинской области, до сих пор не привели к прекращению грубых нарушений градостроительного законодательства муниципальными и государственными техническими заказчиками при выполнении этого вида ответственных работ.
Вероятно, есть веские причины и побудительные мотивы такого их поведения!
Любое нарушение закона является следствием халатности либо побуждается интересом!
I. Накопление потенциала пожарной
и механической опасности навесных
фасадов на территории области
«Навесные фасады на многих объектах в городе Южно-Сахалинске – это незажженные факелы». (Из выступления руководителя лаборатории ЦНИИСК им. Кучеренко А. Пестрицкого на научно-практическом семинаре 12 – 13 июля 2011 г. в Южно-Сахалинске).
Навесные фасадные системы (НФС) с воздушным зазором являются новыми, технически сложными и ответственными специальными конструктивными элементами зданий. До середины 90-х годов в строительстве в нашей стране они широко не применялись. Как новый вид специальных конструкций и технологий с использованием авторских изделий и материалов, НФС должны в обязательном порядке получать подтверждение пригодности их применения в строительстве на территории России по правилам, изложенным в постановлении правительства РФ от 27.12.1997 года № 1636. Каждая разрешенная к применению НФС должна иметь Техническое свидетельство (ТС) минрегиона РФ, в котором указывается область разрешенного применения и все ее характеристики, обеспечивающие безопасность и надежность.
Опасность безграмотного и непрофессионального обустройства навесных фасадов из случайных конструкций состоит в том, что при таком их исполнении появляется возможность неконтролируемого открытого и скрытого распространения пожара от его источника по всему фасаду, а значит, и по всему зданию, несмотря на возможную высокую пожарную безопасность его остальных конструктивных элементов.
Класс пожарной опасности НФС должен быть не ниже конструктивной пожарной опасности существующих наружных стен здания. Поэтому собственники объектов не должны допускать применения конструкций навесных фасадов неопределенного класса пожарной опасности, так как в случае применения таких конструкций в соответствии с техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности наружным стенам здания присваивается класс пожарной опасности К3 (когда показатели безопасности не нормируются), а самому зданию присваивается низшая степень огнестойкости – V. Эти требования федерального закона обязательны для всех.
Кроме того, безграмотное и непрофессиональное обустройство навесных фасадов грозит внезапным обрушением облицовки при резких температурных колебаниях, сейсмических нагрузках, обледенении облицовки фасада или возгорании навесного фасада.
Только при грамотном и правильном применении сертифицированных НФС как специальных конструктивных решений, имеющих определенные в установленном законом порядке гарантированные свойства безопасности и надежности, можно добиться безопасной их работы с полным удовлетворением потребностей застройщика.
Применение НФС как специальных строительных конструкций требует обязательного профессионального обучения по данной теме вице-мэров МО по строительству, специалистов всех технических заказчиков, проектировщиков, подрядчиков, инспекторов УГСН, работников госстройэкспертизы и МЧС области. Однако такое обучение, несмотря на наши постоянные призывы и обращения к руководителям области и МО, в необходимых масштабах так и не было налажено. В 2011 году силами НП СРО «Сахалинстрой» проведено три бесплатных открытых семинара по вопросам применения НФС. К сожалению, большинство муниципальных и государственных технических заказчиков, как и проектировщиков, не проявило необходимого интереса к повышению квалификации своих специалистов. При этом ни один вице-мэр МО не продемонстрировал какого-либо реального интереса к этим семинарам.
Мы считаем, что техническими заказчиками к выполнению работ по обустройству навесных фасадов могут быть допущены только те строительные организации, специалисты которых прошли соответствующее обучение монтажу фасадных систем у авторов и производителей НФС. НП СРО «Сахалинстрой» как саморегулируемая организация планирует в 2012 году проведение такого обучения на объектах области или на площадках производителей НФС для специалистов – членов партнерства.
Безграмотное или самовольное внесение изменений в конструктивные решения новых эффективных технологий в строительстве неизбежно приводит к снижению безопасности объектов защиты и созданию дополнительной угрозы жизни и здоровью граждан. По этому пути идут многие муниципальные и государственные технические заказчики при устройстве навесных фасадов с воздушным зазором, когда безответственно передают решение вопросов надежности и безопасности объектов на усмотрение недобросовестным и зачастую безграмотным в этой сфере подрядчикам, зачастую даже просто недобросовестным продавцам второсортных материалов, при этом сами работы выполняются неквалифицированными рабочими.
Следует отметить, что вопросы энергосбережения в процессе капитальных ремонтов большинства объектов области даже не упоминаются ни в заданиях на проектирование, ни в аукционной документации. УФАС по Сахалинской области и областная прокуратура не реагируют на наши обращения по вопросам нарушения законодательства об энергосбережении при проведении аукционов на капитальный ремонт объектов. Или, может быть, требования федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» уже не действуют на территории Сахалинской области?
Если технический заказчик некомпетентен в технологии подготовки, выбора, проектирования и комплектации требуемыми материалами заказа на устройство навесного фасада с воздушным зазором, необходимо привлечь специализированную организацию или на начальном этапе отказаться от применения навесного фасада с воздушным зазором, а выполнить только необходимый текущий ремонт штукатурки фасада и его окраску. Это будет намного честнее, дешевле, правильнее и, главное, безопаснее.
За 2009 – 2011 годы безответственно смонтированы механически- и пожароопасные фасады во многих населенных пунктах области: в Аниве (школы № 1 и № 2 и др.), Невельске (ряд жилых домов и социальных объектов), Поронайске (жилые дома, лечебные учреждения и другие социальные объекты), Корсакове и Холмске. Несомненным лидером по нарушениям норм технических регламентов в части соблюдения безопасности и надежности навесных фасадов и других видов утепления зданий является областной центр, где множество жилых домов по ул. Ленина, дома по адресам: ул. Карла Маркса, 27 и ул. Комсомольская, 169, здание гимназии
№ 2, корпуса областной больницы №№ 2, 3, 4, 7 и многие другие ответственные объекты увеличивают общий потенциал опасности объектов капитального строительства для населения.
Как правило, муниципальные и государственные технические заказчики при выполнении работ по устройству навесных фасадов не заключают контракты с проектировщиками на ведение авторского надзора за ходом работ, несмотря на то что коллегия министерства строительства Сахалинской области приняла рекомендации заказчикам о необходимости заключения таких контрактов и о выделении на это средств в сводных сметных расчетах каждого объекта.
Такое поведение руководителей технических заказчиков возможно либо при корыстном сговоре их с подрядчиками о возможности в будущем применения некачественных и более дешевых материалов, не соответствующих требованиям безопасности и надежности, чего авторский надзор не допустит, либо при их некомпетентности и, следовательно, несоответствии занимаемой должности. Они, однако, при этом не учитывают, что в этом случае вся ответственность ложится на них лично.
Поэтому и продолжается «государственный и муниципальный демпинг» при проведении торгов. Потому что по причинам, указанным выше, при применении любых, в том числе не соответствующих проекту и техническим регламентам, конструкций и материалов и при любом качестве работ недобросовестный технический заказчик принимает эти работы и полностью оплачивает их стоимость за счет бюджета (налогоплательщиков). Качественный строительный контроль со стороны заказчика при этом совершенно отсутствует.
Выполнение и приемка работ в ущерб безопасности населения, как и их оплата, – уголовное преступление. Мы настаиваем на необходимости расследования всех случаев «демпинга» на торгах и, как следствие, некачественного и несвоевременного выполнения строительных работ по контрактам. И в очередной раз обращаем внимание на бездействие контролирующих и правоохранительных органов в отношении указанных нарушений и лиц, их допускающих.
На почве бесконтрольности и безнаказанности, а также болезненной заинтересованности технических заказчиков в так называемой «экономии» бюджетных средств на Сахалине, как и в других регионах России, появились поставщики и «специалисты» по монтажу дешевых пожароопасных «серых» фасадов, которые комплектуются из некачественных, а чаще просто опасных материалов и изделий. Этими «поставщиками» и «специалистами», тиражирующими некачественную и опасную строительную продукцию, не имеющую права на применение в строительстве, и наносящими экономический урон добросовестным поставщикам, нарушая правила добросовестной конкуренции, по нашему убеждению, давно пора заняться органам прокуратуры и управления МВД по Сахалинской области и, конечно, федеральной антимонопольной службы России. Мы готовы оказать им необходимую помощь.
Пожароопасное и механически ненадежное строительство и капитальный ремонт фасадов в городе Южно-Сахалинске продолжаются и в 2012 году. Это здание Дома союзов на пересечении проспекта Мира и Коммунистического проспекта, здание детского сада № 43 («Светлячок») и здание начальной гимназии № 1, которое передается под детский сад «Мальвина», объект областного управления МВД по ул. Украинской, 12, ряд объектов в Корсакове, в Поронайске.
1. На обоих детских садах в городе Южно-Сахалинске есть проектные решения фасада со 120-миллиметровым утеплением минераловатными плитами. Фактически на объектах делается абсолютно другое, не эквивалент проектному решению. Проект отдельно, а некачественные и опасные работы – отдельно и реально. Реально устанавливается только 50 мм утеплителя и не того качества (при необходимой плотности не менее 80 кг/м3 – реально не более 40 кг/м3). Налицо корыстное изъятие бюджетных средств в большом объеме. Облицовка фасада выполняется из фиброцементных плит (класс горючести Г1), не имеющих права применения во влажном климате области и не предусмотренных утвержденной проектной документацией. Крепятся они шурупами к металлическим направляющим, что запрещено Техническим свидетельством минрегиона РФ от 11.06.2010 года № 2914-10 на эти изделия. По проекту в качестве облицовки предусмотрены металлические панели «КраспанМеталлКолор» – класс горючести – негорючие (НГ). Кроме того, сами фиброцементные плиты монтируются совершенно безграмотно, что в будущем приведет к их обязательной порче и разрушению. Подконструкция этого навесного фасада выполнена из не соответствующих проекту оцинкованных профилей, тогда как по проекту, в соответствии с требованием СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии», необходимо применять оцинкованные изделия с двойной окраской эмалями в заводских условиях и соответствующие по сечению альбому изделий НФС «Краспан-ВСт».
Подозреваем, что технический заказчик (департамент образования города Южно-Сахалинска) почему-то(?) подписывает и оплачивает эти не соответствующие проекту работы подрядчику ООО «АзияСтройсервис». Возможно, уже и оплатил еще в 2011 году?! Почему? Что тогда это, как не сговор? Что это, как не необоснованное обогащение подрядчика? Ведь работы, не соответствующие проекту, должны переделываться и не должны оплачиваться! Где правоохранительные органы? Вот в этом и есть настоящая причина «демпинга» в торгах и опасность выполняемых работ. Это же детские садики! Это безопасность и комфорт детей! Как можно «делать деньги» подрядчиком и заказчиком на безопасности детей?
Как теперь заказчик и подрядчик, выполнивший и принявший работы не в соответствии с проектной документацией, обеспечат требования Технического регламента об обязательной оценке соответствия выполняемых работ проектной документации и техническим регламентам? Необходимый класс конструктивной пожарной опасности смонтированных конструкций фасада на детском саде должен быть К0. Это возможно подтвердить только при натурных пожарных испытаниях по ГОСТ 31251-2008 или применением НФС, имеющей ТС минрегиона РФ с подтверждением класса пожарной опасности К0 и области ее применения – объекты класса Ф1.1. Как собственник детского сада зарегистрирует в органах МЧС области после всего этого декларацию пожарной безопасности этих детских объектов? Как он откроет этот объект для детей? Мы и этот вопрос будем вынуждены контролировать.
Поэтому все смонтированное на этих объектах подрядчик обязан демонтировать и уйти с них.
Кроме того, подрядчик сорвал выполнение контракта, который закончился в середине декабря 2011 года. Заказчик обязан выставить ему неустойку по 5 проц. за каждый день просрочки исполнения контракта (такие требования в нем прописал сам заказчик, а подрядчик подписал этот контракт). Мы предупреждали город, что такие санкции нельзя применять, так как они запретительные и могут применяться только при сговоре с подрядчиком (коррупциогенный фактор). Так и произошло. На аукцион по этому объекту наши члены партнерства не вышли из-за нереальных сроков работ (30 дней) и коррупционных санкций в контракте. ООО «АзияСтройсервис» получило оба аукциона за 100 проц. цены. Теперь необходимо и заказчику, и подрядчику отвечать за этот контракт по полной программе. Почему до сих пор заказчик не расторгает этот контракт по причине его неисполнения в срок и вследствие неисполнения проектных решений, как того требует ФЗ-94, и не выставляет претензию на 200 проц. стоимости контракта? Ведь эти контракты были подписаны в здравом уме? Если этого не будет, это только подтвердит сговор заказчика и подрядчика по этим двум объектам и расцвет коррупции в этом секторе экономики.
В качестве одного из действий реального лечения такого «заболевания» необходимо срочно (лучше немедленно) передать функции технического заказчика всеми бюджетополучателями городской администрации УКСу города или определять такового по установленной в ФЗ-94 процедуре. Существующее положение работы таких заказчиков нетерпимо, так дальше продолжаться не может!
2. В конце 2011 года мы приостановили аукцион через УФАС на капитальный ремонт фасадов семи жилых домов в городе Корсакове без разработки проектной документации и при ненадлежащей подготовке аукционной документации. Мы настаивали на отмене этих аукционов из-за их неготовности. Через некоторое время, несмотря на жалобу нашего члена СРО, УФАС разрешило проведение этого аукциона, посчитав подготовленную заказчиком документацию соответствующей закону. Последствия не заставили себя ждать.
На жилом доме по адресу: ул. Краснофлотская, 3 заказчик в требованиях в аукционной документации незаконно потребовал применить конструкции утепления, которые не имеют разрешения применения в строительстве на территории России. Интересно, кто надоумил заказчика включить в документацию пожароопасные китайские изделия? Проектная и рабочая документация на капитальный ремонт фасада этого дома, понятно, отсутствует.
Сегодня на этом доме начался монтаж плит, напоминающих термопанели «Клинкер» с открытой пенополиуретановой основой. Эти плиты подрядчик монтирует на 3-сантиметровые пенополиуретановые плиты и этими же плитами он заполняет неровности фасадной стены. Таким образом, 5-этажный жилой дом фактически обкладывают легкогорючим материалом с высокой токсической опасностью продуктов горения.
При этом штукатурные работы разрушающихся шлакоблоков фасада проводятся при температуре до 15 градусов мороза. Эта штукатурка осыпется при оттаивании весной. Жильцы дома также в недоумении от этого капитального ремонта.
Кому такой ремонт нужен? Почему для утепления жилых домов применяются пожаро- и токсическиопасные при горении материалы? Опять заказчик не понимает, что применять для утепления фасадов возможно только фасадные конструкции, имеющие Техническое свидетельство минрегиона РФ после их натурных пожарных испытаний по ГОСТ 31251-2008. Кроме того, вообще нельзя применять токсические при горении и горючие материалы в открытом виде на фасадах. Такого мы еще не видели на многоэтажных жилых домах!
Обращаемся к правительству области, к МЧС и прокурору области. Срочно остановите преступление перед жителями этого, а возможно, и других домов в Корсакове! Привлеките к ответственности чиновников города и подрядчиков за создание опасной ситуации для жителей города!
Все смонтированное на фасаде, по нашему убеждению, необходимо по режиму ЧС под контролем МЧС области демонтировать и вывезти с территории города.
3. Главврач районной больницы в Поронайске как технический заказчик(?) противозаконно планирует обустройство фасада здания без надлежащего инженерного его обследования, без полного комплекта проектной и рабочей документации. Заказчик самовольно и незаконно снял требование утепления здания в аукционной документации. При этом в проекте ремонта фасада теплотехническим расчетом проектировщиком доказана необходимость утепления стен больницы базальтовой минераловатной плитой толщиной 150 мм.
 Это как диагноз больному (здание больницы) с прописанным профессором медицины (проектировщиком) методом лечения. Как может безграмотный в этом вопросе человек отменять прописанный курс лечения (проект капремонта)?
 Что будет с энергосбережением на этом объекте при проведении капремонта после противозаконного решения главврача больницы? Ведь расчет в проекте показал наличие огромных теплопотерь в здании больницы. Вот яркий пример, когда бюджетные деньги незаконно расходуются на отопление воздуха, в данном случае в Поронайске! А говорят, что медицине не хватает финансирования.
Если не хватает сейчас финансирования на весь фасад, почему не сделать работы качественно и в соответствии с проектом на части объекта и показать потом, что есть проект и надо дополнительное выделение финансирования. Выделят обязательно, если увидят, что сделано добротно и качественно и при этом есть экономический эффект энергосбережения. Можно сделать меньше, но лучше! Качественнее! Неужели это не понятно любому руководителю? Нельзя же быть такими безразличными и безответственными или до такой степени безграмотными!
Главврач больницы при этом не заключил договор на авторский надзор с проектировщиком и на строительный контроль с сертифицированным специалистом или с компанией. Вопрос: почему заказчику этого не надо? Тем более что необходимость таких договоров признала коллегия министерства строительства области, и правительство области разослало по этому вопросу всем заказчикам указание. По нашему убеждению, заказчики могут так поступать, чтобы никто им не мешал идти на сговор с подрядчиком.
Прошел аукцион, и ООО «Илада» (Москва) выиграло его за 4620 тыс. рублей – это 58 проц. начальной цены?! Что дальше?
 Теперь мы будем строго следить и за сроками, и за качеством работ на этой больнице. Мы уверены, что за такие деньги этот контракт нельзя выполнить. На что надеется подрядчик, который и на предыдущих объектах выполнял работы не в соответствии с проектом и с грубейшими нарушениями технических регламентов? На сговор с заказчиком или на его безграмотность? Заказчику необходимо быть готовым быстрее расторгать этот контракт. Мы не допустим сговора заказчика с подрядчиком о выполнении работ на таком важном объекте функциональной пожарной опасности Ф1.1 так же, как это тот же подрядчик сделал ранее на других объектах, в том числе и на объекте управления МВД области по ул. Украинской, 12. Мы не допустим нарушений технических регламентов на фасадах этой больницы, как это ранее уже было сделано на областной больнице, где заказчик и подрядчик показали свою полную несостоятельность.
Кроме того, на этом фасаде необходимо «лечить» шлакоблоки, откосы и штукатурку стен, толщиной до 70 мм. Как это можно делать при морозах до 20 градусов? Это будут бросовые работы. Зачем? Что заставило эти бессмысленные работы делать зимой? Какой-то театр абсурда.
Печально, что продолжается практика выделения бюджетных средств, особенно на капремонты, без предварительной разработки проектной и рабочей документации. Непонятно, по каким соображениям вначале выделяются какие-то деньги, а потом под эти деньги разрабатывается (впихивается) какой-то проект (если он таки разрабатывается). Ведь в нормативных документах области и России все наоборот. Вот и вынуждены эти заказчики потом не проводить обследование здания, не лечить «больные» наружные стены и незаконно убирать из требований аукциона необходимое утепление фасада, потому что боятся признаться «наверх» в некомпетентности при озвучивании заявки средств на капремонт без наличия проектной документации. Что остается? «Потемкинская деревня». И зачастую ничего более.
Не более пяти лет назад таким же образом, без обследования и без разработки проектной документации, был отделан фасад этой же самой больницы фиброцементными плитами (более 600 кв. метров), которые уже сейчас частично разрушены разрушающимися под ними шлакоблоками и штукатуркой стен здания этой больницы. Сейчас эти фасадные конструкции, даже только при визуальном осмотре наружных стен, уже необходимо демонтировать. И это принято для исполнения. Какой заказчик тогда организовал такой капитальный ремонт фасада больницы пять лет тому назад? Кого привлекли к ответственности за такое неэффективное расходование бюджетных средств? Ведь нормативный срок эксплуатации навесных фасадов – от 30 до 50 лет. Наверное, через пять лет опять будет следующий капитальный ремонт этого же фасада, теперь уже по утеплению его? Ничто никого не учит! Временщики.
Такие же действия мы видели на корпусах областной больницы, детской больницы по ул. Ленина и на других объектах.
Надеюсь, что при лечении больного человека в этой и других больницах поступают по-другому. Надеюсь. Хотя алгоритм действий ответственного человека всегда одинаков. Это закон природы.
До каких пор это может продолжаться в нашей области?! И чем это может закончиться? Или трагических примеров в России еще недостаточно?
 Строителям уже критически надоела распространенная безграмотность и безответственность муниципальных и государственных заказчиков, использование ими служебного положения при нарушении федерального законодательства во время подготовки и проведении торгов и исполнения контрактов. Есть претензии и к работе инспекторов ГАСН области. Это развращает и деквалифицирует многих участников строительного процесса.
Партнерство настаивает на срочной передаче функций технических заказчиков от всех бюджетополучателей области и муниципалитетов образованным правительством области и муниципалитетами подразделениям капитального строительства, которые имеют опыт и соответствующие кадры.
Необходимо как можно скорее остановить этот «беспредел» заказчиков-бюджетополучателей!
II. Что делать?
«Русская душа и до сих пор еще не поняла и не осмыслила, какой соблазн, какую отраву она впитала в себя вместе с этой идеей бескачественного обилия и объема. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!».
 (И. Ильин, «Спасение в качестве», 1928 г.).
Наведение порядка в вопросах качества и безопасности в строительстве – это государственная задача. Это один из приоритетов строительной отрасли в 2012 году. А в Сахалинской области это задача саморегулируемого строительного сообщества, правительства области и правоохранительных органов.
Представляем алгоритм выбора и проектирования «правильного» фасада, который должен быть понятен всем участникам строительного процесса.
В настоящее время на российском рынке имеется больше сотни навесных фасадных систем (НФС) – российских авторских конструктивных решений (типовых специальных строительных конструкций), получивших государственное разрешение применения в строительстве, без права самостоятельного внесения в них изменений проектировщиками и подрядчиками (изменений конструктивных решений, состава и качества материалов, изделий и других комплектующих). Информация об этих НФС размещена и периодически обновляется на сайтах ассоциации «Наружные фасадные системы» (АНФАС) – www.anfas.biz и минрегиона РФ ФАУ ФЦС – www.certif.org.
 Выбор конкретной НФС для каждого отдельного объекта должен проводиться техническим заказчиком самостоятельно или по его заданию проектировщиком.
Техническое задание на проектирование навесного фасада с воздушным зазором на конкретный объект оформляется на основании имеющихся требований к навесному фасаду с воздушным зазором на данном объекте и включает в себя:
1. Колористический паспорт фасада здания, согласованный в установленном порядке;
2. Указание предпочитаемого материала облицовки навесного фасада;
3. Указание класса пожарной опасности здания;
4. Указание функциональной пожарной опасности здания;
5. Указание класса конструктивной пожарной опасности конструкции навесного фасада;
6. Требования (показатели) энергоэффективности (в т. ч. указание на необходимость проведения теплотехнического расчета толщины слоя утеплителя) здания с применением конструкций НФС;
7. Необходимость расчетов на допустимую дополнительную нагрузку на основания фундаментов здания;
8. Сведения об архитектурной исторической ценности здания и его фасада;
9. Требования по антивандальной защите облицовки навесного фасада;
10. Материалы инженерного обследования конструкций здания и фасада (в случае реконструкции или капремонта объекта);
11. Требования необходимой разрешенной области применения НФС:
• по нормативной долговечности с учетом влажного приморского климата, ветровых и сейсмических нагрузок (не менее 50 лет).
• по сейсмической опасности,
• по ветровой нагрузке,
• по нагрузке от обледенения облицовки,
• по агрессивности воздушной среды,
• по этажности (высоте) здания,
• по конструкции и материалам (их характеристикам и состоянию) наружных стен,
• по функциональной пожарной опасности здания,
• по сроку изготовления и поставки комплекта материалов, конструктивных изделий, деталей и прочих комплектующих от производителя (или его официального представителя) выбранной НФС, имеющей ТС минрегиона РФ.
Эти требования к НФС как к цельной специальной строительной конструкции наряду с другими требованиями к ремонтируемому зданию технический заказчик должен предъявить и проектировщику (при разработке проектной и рабочей документации), и подрядчику (при производстве строительных работ) в рамках проведения соответствующих торгов в соответствии с ФЗ-94.
Технический заказчик не вправе, так как это не его компетенция, предъявлять требования к конкретным материалам, изделиям и другим составным частям и комплектующим (кронштейнам, направляющим, утеплителю, ветрогидрозащитной мембране, облицовочным панелям, метизам и прочему) выбранной для привязки к объекту конкретной НФС – специальной строительной конструкции, разработанной конкретным автором и имеющей Техническое свидетельство минрегиона РФ на право применения ее в строительстве в условиях Сахалинской области, имеющей альбом технических решений системы, прошедшей натурные пожарные испытания по ГОСТ 31251-2008, имеющей заключение сертифицированной лаборатории на коррозионную стойкость системы в условиях эксплуатации во влажном приморском климате и имеющей заключение сертифицированной лаборатории с альбомом технических решений на эксплуатацию системы в условиях сейсмической активности места применения.
Каждая навесная фасадная система с воздушным зазором является специальной строительной конструкцией, способной выполнять строго определенные функции. В подтверждение этого после всего необходимого комплекса расчетов и натурных испытаний на НФС выдаются Техническая оценка (ТО) соответствия ФАУ ФЦС минрегиона РФ и Техническое свидетельство (ТС) минрегиона РФ на право применения в строительстве на территории России с определением области применения.
Такую же процедуру и разрешения получает, например, автомобиль как готовая конструкция. Если заказчик проводит аукцион на поставку автомобиля, он должен в аукционной документации сформулировать необходимые требования и характеристики. Относительно комплектующих материалов – он может заказать только то, что имеется в спецификации поставки (варианты), например, вид облицовки салона, цвет машины, другие опции, которые есть в спецификации на этот вид автомобиля. Но он никогда не может в аукционной документации указать требования к материалу, например, поршней двигателя, материалу шестерен передачи и т. п. Это всем понятно и не оспаривается.
Аналогичным образом должно происходить и формирование технического задания на устройство навесного фасада с воздушным зазором.
Техническому заказчику необходимо сформулировать требования к навесному фасаду как к специальной строительной конструкции, которая должна иметь конкретные свойства и обеспечивать безопасность и надежность объекта защиты, которые подтверждены ТС минрегиона РФ. Тогда под эти требования проектировщик выберет и привяжет (запроектирует) НФС, имеющую ТС, а подрядчик будет поставлять и монтировать необходимую НФС в комплекте, что гарантирует соответствие результатов заявленным требованиям технического заказчика к навесному фасаду.
При этом заказчик, проектировщик и подрядчик имеют право выбирать комплектующие НФС только в пределах спецификации, имеющейся в ТО – приложении к ТС минрегиона РФ на выбранную конкретную НФС.
Без представления материалов предварительного инженерного обследования ремонтируемого или реконструированного фасада здания специализированной организацией, имеющей свидетельство на допуск к такому виду специальных проектных работ по приказу минрегиона РФ № 624, проектирование навесного фасада с воздушным зазором запрещено.
Проектирование и комплектация навесного фасада на каждом конкретном объекте состоит из трех фаз:
а) первая фаза – выбор конкретной НФС для применения;
б) вторая фаза – привязка этой конкретной НФС к фасаду здания путем разработки проектной и рабочей документации в соответствии с техническим заданием, материалами инженерного обследования здания и фасада (в случае реконструкции или капремонта объекта), техническими регламентами «О безопасности зданий и сооружений» и «О требованиях пожарной безопасности», постановлением правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», ГОСТом Р 21.1001-2009 «Система проектной документации. Общие положения», ГОСТом 21.1101-2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации» и ГОСТом 21.502-2007 «СПД. Правила выполнения проектной и рабочей документации металлических конструкций» и другой нормативной документацией;
в) третья фаза – комплектация строительства (реконструкции, капитального ремонта) навесного фасада материалами, изделиями и метизами.
А) Выбор НФС для проектирования навесного фасада объекта
1. Если НФС технический заказчик выбирает сам в соответствии с заявленными им требованиями, он должен передать проектировщику вместе с техническим заданием на проектирование навесного фасада в качестве приложения (наряду с другими материалами) копии документов на эту НФС – ТС минрегиона РФ с ТО ФАУ ФЦС минрегиона РФ, заключение и рекомендации по натурным огневым испытаниям этой НФС по ГОСТу 31251-2008 специализированной испытательной лаборатории, заключение специализированной лаборатории по результатам испытания на сейсмические нагрузки, экспертные заключения соответствия расчетов конструкции НФС на механическую безопасность, экспертное заключение по коррозионной надежности НФС, альбом типовых решений НФС и альбом изделий, деталей и материалов НФС. Техническое задание со всеми копиями всех перечисленных документов проектировщик впоследствии передает заказчику в составе раздела 1 проектной документации – пояснительная записка.
2. Если НФС должен выбрать проектировщик, тогда указанный комплект документов формирует проектировщик и также прикладывает их к пояснительной записке проектной и рабочей документации.
Подрядчик может в соответствии с ФЗ-94 предложить техническому заказчику в заявке на участие в аукционе заменить предложенную в аукционной документации НФС на ее эквивалент – другую НФС, имеющую ТС минрегиона РФ и такие же характеристики и область применения, как и привязанная к проектной документации НФС. В этом случае при согласии технического заказчика и автора проекта с применением такого эквивалента победителем аукциона автор проекта должен внести необходимые изменения в проектную и рабочую документацию за счет подрядчика с последующим обязательным подтверждением в пояснительной записке проектной документации, что эти изменения соответствуют требованиям технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Такие изменения должны быть внесены в проектную и рабочую документацию в порядке, предусмотренном ГОСТом 21.1101-2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации», до передачи ее техническим заказчиком подрядчику со специальным штампом «В ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ» после подписания контракта и до начала работ по контракту. Данные изменения проектной документации не должны влиять на сроки выполнения условий контракта.
Необходимо отметить, что если подрядчик как участник аукциона не указал в своей заявке на участие в аукционе планируемые им изменения условий аукционной документации (относительно эквивалента принятой в проекте НФС), в том числе и в приложенной проектной и рабочей документации, и был допущен к участию в аукционе, тогда, в случае его победы в аукционе, он, а также технический заказчик или проектировщик не имеют прав и оснований изменять технические решения и условия аукционной документации и контракта.
Если заказчик идет на предложенные подрядчиком изменения проектной документации после проведенного аукциона, это является признаком сговора до проведения аукциона, и такой контракт подлежит расторжению, так как заказчик поставил в заведомо неравные условия всех участников аукциона.
 Любое изменение материалов, изделий или крепежа по инициативе подрядчика, технического заказчика или проектировщика в принятой в проекте конкретной НФС без официального согласования с автором системы КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО, так как это приведет к несоответствию измененной в таком случае конструкции навесного фасада требованиям технического задания на проектирование и техническим характеристикам НФС, на которую автором системы получено ТС минрегиона РФ. Измененная таким образом (при внесении изменений в НФС) конструкция навесного фасада не может являться эквивалентом НФС, имеющей ТС минрегиона РФ на право применения в строительстве, которую утвердил технический заказчик для применения в проектной документации.
При любой попытке подрядчика применить так называемый «СОБСТВЕННЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ», не имеющий ТС минрегиона РФ, он обязан доказать соответствие этого «собственного эквивалента» всем вышеперечисленным требованиям и области применения путем получения нового ТС минрегиона РФ в соответствии с постановлением Госстроя РФ от 01.07.2002 года «О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве» и приказом минрегиона РФ от 24.12.2008 года № 292 «Об оформлении Технического свидетельства о пригодности новой продукции для применения в строительстве на территории РФ» с проведением всех необходимых натурных лабораторных испытаний и экспертизы расчетов до начала работ на объекте.
Б) Проектирование навесного
фасада конкретного объекта
(привязка НФС к фасаду объекта)
Необходимо учесть, что проект навесного фасада объекта должен включать в себя:
1) проектную документацию – совокупность текстовых и графических проектных документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям законодательства, нормативным правовым актам, документам в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для строительства (ГОСТ 21.1101-2009).
 2) рабочую документацию – совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий (ГОСТ 21.1101-2009).
Рабочие чертежи – составная часть рабочей документации, предназначенная для выполнения строительных и монтажных работ или изготовления конструкций, изделий, узлов (ГОСТ 21.1101-2009).
Проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения (п. 10 ст. 15 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений»).
Требуемый состав и содержание разделов проектной и рабочей документации на навесной фасад с воздушным зазором отражены в «Положении по проектированию, устройству и эксплуатации навесных фасадов с воздушным зазором в Сахалинской области», утвержденном министерством строительства Сахалинской области 18.01.2012 года.
Техническим заказчикам и всем руководителям, принимающим решения о финансировании этих работ, необходимо понимать, что стоимость инженерного обследования существующих конструкций и деталей фасадов и разработки проектной и рабочей документации навесного фасада с воздушным зазором должна составлять от 8 до 10 проц. от общей стоимости обустройства фасада, так как на этой стадии планируется качество и безопасность объектов.
Если нет необходимости получать положительное заключение государственной экспертизы проектной документации о соответствии, технический заказчик на свой риск может поручить генпроектировщику параллельную разработку проектной и рабочей документации. В любом случае в проекте должны быть разработаны все разделы, обеспечивающие соответствие навесного фасада требованиям технического заказчика в задании на проектирование, техническим регламентам и сводам правил.
В составе проектной и рабочей документации проектировщик должен разработать локальные сметы, объектную смету и сводный сметный расчет с учетом всех необходимых прочих затрат.
Генеральным проектировщикам рекомендуется передавать разработку рабочей документации по договору субподряда производителю выбранной для применения НФС. Для этого им необходимо передавать полный комплект проектной документации фасада, задание на проектирование и материалы инженерных обследований конструкций и деталей фасада здания. При этом необходимо учитывать, что удельный вес стоимости разработки рабочей документации, согласно разъяснению минрегиона, составляет до 60 проц. от стоимости всех проектных работ по общему заказу на проектирование.
До утверждения разработанной рабочей документации проектировщику рекомендуется передать поставщику (производителю) НФС ее копию для проверки спецификаций на соответствие реальным потребностям проекта, а также для уточнения стоимости материалов и сроков их поставки.
На основании сводного сметного расчета в составе утвержденного проекта застройщик должен рассчитать в соответствии с действующими методиками и утвердить начальную максимальную цену контракта (НМЦ) на монтаж навесного фасада объекта.
В итоге технический заказчик получает от генпроектировщика проектную документацию, достаточную для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям законодательства, нормативным правовым актам, документам в области стандартизации, и рабочую документацию, достаточную для реализации принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ и обеспечения строительства изделиями и материалами, а также для проведения строительного контроля, как со стороны подрядчика, так и со стороны технического заказчика и специалистов авторского надзора, а также государственного надзора – при необходимости.
Кроме этого заказчик получает реальную цену, реальный срок изготовления и поставки комплекта изделий и материалов НФС и реальный график работ (в составе ПОС проекта), который должен быть приложением к контракту на выполнение работ.
В) Порядок комплектации
строительства изделиями,
материалами и метизами
Для проверки соответствия проектных спецификаций реальным потребностям данного объекта, если генпроектировщик полностью самостоятельно разработал рабочую документацию, подрядчик при размещении заказа на изготовление и поставку комплекта изделий должен передать поставщику (производителю) НФС копию утвержденной рабочей документации и в случае выявленной изготовителем необходимости корректировки объема заказа в целом или по некоторым позициям поставить в известность об этом заказчика и проектировщика для решения вопроса финансирования дополнительных работ и материалов.
Подрядчик должен получить от производителя НФС или от его официального представителя вместе с заявленным в соответствии со спецификацией в рабочей документации (при необходимости – скорректированной) комплектом изделий, материалов и метизов два экземпляра оригиналов разрешительной документации (ТС с ТО, сертификаты и т. п.) с печатями заявителя.
При выполнении работ по устройству навесного фасада с воздушным зазором подрядчик имеет право применять исключительно материалы, детали и изделия, указанные в спецификации ТО в ТС минрегиона РФ на примененную в проекте НФС. От производителя НФС или его официального представителя подрядчик обязательно должен получить полный комплект всех элементов несущей подконструкции.
Выполнение работ без проектной документации и без применения конкретной НФС, имеющей ТС минрегиона РФ, незаконно, а получение обязательной оценки соответствия незаконно выполненных работ после их выполнения нереально. Приемка таких работ и «подтверждение» их соответствия возможны только по сговору подрядчика с техническим заказчиком, при этом ответственность за безопасность объектов фактически перекладывается на согласующие инстанции, контролирующие или надзорные органы.
По результатам анализа устройства навесных фасадов с воздушным зазором с нарушением требований механической, пожарной и биологической безопасности и надежности конструкций в очередной раз обращаем внимание:
1. В среднеагрессивной влажной воздушной среде сахалинского климата в конструкциях НФС необходимо применять только легированные нержавеющие стали, углеродистые стали со специальным антикоррозийным покрытием с двойным покрытием эмалями в заводских условиях или анодированные алюминиевые сплавы.
2. Выбор анкерного крепежа в обязательном порядке подтверждается натурными испытаниями несущей способности, производимыми аккредитованными организациями в соответствии с утвержденной методикой.
3. Для однослойного утепления или для верхнего слоя толщиной не менее 40 мм при двухслойном утеплении разрешается применять только негорючие минераловатные плиты из базальтового волокна с плотностью не менее 80 кг/м3.
4. Направляющие в НФС не должны располагаться ближе 20 мм от утеплителя (зазор между утеплителем и направляющими). Воздушный зазор в навесном фасаде определяется теплотехническим расчетом, но не может быть менее 60 мм.
5. Для вентиляции воздушной прослойки необходимо обеспечить вентиляционные продухи из расчета не менее 70 см2 на 20 м2 площади фасада, включая оконные проемы.
6. При устройстве навесных фасадов категорически запрещено заполнение межпанельных швов горючими материалами.
7. Обрамление оконных и дверных проемов должно выполняться в строгом соответствии с ТС минрегиона РФ и заключением аккредитованной лаборатории по результатам натурных пожарных испытаний НФС по ГОСТ 31251-2008. В большинстве случаев обрамление выполняется из оцинкованной стали толщиной не менее 0,55 мм с двухсторонним покрытием эмалями с бортиками за плоскость фасада наружу по периметру проемов сечением не менее 35 х 35 мм.
8. В зданиях с внутренними углами периметра, выступающими и западающими частями на фасаде, разноуровневыми частями, пристройками, лоджиями и балконами, несколькими пожарными отсеками, с частями с разной функциональной пожарной опасностью – в этих местах должны применяться материалы облицовки и пожарные рассечки класса горючести НГ (НЕГОРЮЧИЕ) в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
9. Для обеспечения нормативов энергосбережения толщина утеплителя в навесных фасадах на существующих зданиях должна быть определена в специальном разделе проектной документации при теплотехнических расчетах конструкции с учетом однородности конструкции утепления фасада (металлические кронштейны под направляющие, анкера крепления плит утеплителя, швы между плитами утеплителя, откосы оконных и дверных проемов и прочее).
10. Категорически запрещено и недопустимо применение в навесных фасадах с воздушным зазором алюмокомпозитных панелей (АКП), не предусмотренных в спецификации в ТО (ТС) минрегиона РФ на данную конкретную НФС.
11. На Сахалине имеются многочисленные случаи незаконного использования при монтаже облицовок фасадов зданий многоэтажных жилых домов, школ, детских садов, больниц и других зданий функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф4.1, запрещенных к применению на объектах капитального строительства огнеопасных АКП: ALCODOM, ZWM, РусКом, KASHNER, BAOYI, А-BOND, HANYI.
 Из АКП упомянутых торговых марок разрешены к применению в строительстве при осуществлении идентификационного контроля соответствия поставляемого на строительную площадку материала указанному в проекте, следующие:
• ALCODOM FR – на всех видах зданий, на основных плоскостях фасада, кроме зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф4.1;
• ALCODOM Premium – на всех видах зданий;
• A-Вond FR – на всех видах зданий, на основных плоскостях фасада, кроме зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф4.1;
• A-BOND Premium – на всех видах зданий;
• AlcoteK FR – на всех видах зданий, на основных плоскостях фасада;
• AlcoteK FR Plus – на всех видах зданий.
Порядок идентификации подобных изделий описан в утвержденном министерством строительства области «Положении о проектировании, устройстве и эксплуатации навесных фасадов с воздушным зазором».
12. Не имеют разрешения на применение во влажном климате на территории Сахалинской области фиброцементные фасадные панели производства Японии и Китая (KMEW, AT-WALL, NICHIHA, A-STONE и подобные изделия). В сухом и нормальном климате эти панели разрешены к применению на зданиях высотой до 13 метров (до 3 этажей).
НП СРО «Сахалинстрой» в 2012 году планирует усилить контроль качества и безопасности строительства и капремонта объектов и, называя имена недобросовестных исполнителей, требовать от уполномоченных органов выявления и расследования фактов преступных сговоров технических заказчиков с подрядчиками по всем упомянутым случаям нарушений технических регламентов, проектной документации и нецелевого расходования бюджетных средств.
III. Выводы, вопросы и ожидания
 «Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и нового величия. И эпоха эта будет стоять под знаком нашей волевой идеи! Имя этой волевой идеи – русское качество».
(И. Ильин, «Спасение в качестве», 1928 г.).
Навесной фасад с воздушным зазором – замечательная инновационная конструкция утепления зданий и изменения их архитектурного облика. При технически грамотном исполнении расчетный срок службы конструкций составляет от 30 до 50 и более лет (в зависимости от применяемых материалов). Такое решение фасадов эффективно как при новом строительстве, так и при капитальном ремонте зданий.
НП СРО «Сахалинстрой» в этой публикации пытается в очередной раз разъяснить требования технических регламентов и сводов правил в строительстве относительно безопасности и надежности работ по устройству утепления фасадов на территории области.
Мы считаем, что главной причиной грубых нарушений норм безопасности населения является безответственное и безнаказанное отступление от норм градостроительного законодательства либо с целью получения незаконного обогащения, либо для отправки «красивого» отчета наверх участниками таких нарушений.
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (п. 6 ст. 3 ФЗ № 384 от 30.12.2009 г.) устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
В данной статье мы говорим только о минимальных требованиях, нарушение которых является абсолютно противозаконным и подвергает население опасности.
Это очень важно помнить всем: и участникам строительного процесса, и контролирующим органам.
Очень правильными были слова губернатора Сахалинской области А. Хорошавина в его выступлении 30 октября 2008 года:
«…Истоки коррупции зачастую берут свое начало в низкой правовой культуре.
Например, это проявления халатного, в ряде случаев безответственного отношения чиновников к порученному делу и низкий уровень подготовленности кадров муниципалитетов.
Неумение муниципальных служащих грамотно и эффективно работать, отсутствие необходимых юридических и экономических знаний приводит к серьезным ошибкам в оформлении документов.
Во многих случаях это является причиной того, что чиновники в авральном порядке пытаются форсировать решение того или иного вопроса. Любой ценой достичь поставленных задач. Но за этим, бывает, кроется страх потерять должностное кресло, а не желание помочь людям качественно сделать порученное дело. И надо признать, что в таком подходе к управлению бюджетными процессами кроется потенциальная опасность сползания на коррупционные действия. И это мы тоже понимаем и придаем этой проблеме первостепенное значение.
Крайне важно обеспечить максимальную прозрачность и гласность в использовании бюджетных средств».
Как видим, за прошедшие три года отношение государственных и муниципальных заказчиков к качеству и безопасности объектов практически не изменилось в положительную сторону, а разработанные министерством строительства для заказчиков, проектировщиков и подрядчиков рекомендации по фасадам открыто игнорируются.
«…Основными обстоятельствами, способствующими наступлению тяжелых последствий на пожарах, являются несоблюдение области применения фасадных систем при проектировании, нарушение технологии и отступление от проекта при производстве работ по монтажу фасадных систем» (так оценивает сложившееся положение первый заместитель министра РФ по делам гражданской обороны в письме от 19.07.2010 г. № 43-2769-19).
Главнейшая задача нашего саморегулируемого сообщества, властных, надзорных и контролирующих органов в 2012 году – остановить эпидемию хронической безнаказанности и безответственности недобросовестных технических заказчиков и подрядчиков, следствием которой является наращивание потенциала пожарной и механической опасности строительных объектов.
Важно добиться персональной ответственности технических заказчиков за планирование и выполнение в дальнейшем мероприятий по повышению энергоэффективности в процессе проектирования и строительства (капитального ремонта) в жилищной и социальной сфере.
Как сегодня оценивается экономический эффект от применения НФС и выполнения мероприятий по энергосбережению или определяются убытки от невыполнения подобных мероприятий? Вероятно, никак. И как тогда оценивается уровень достижения цели при расходовании бюджетных средств в этих случаях? Вопрос остается открытым…
По нашему убеждению, время освоения капвложений любой ценой и с любыми результатами прошло. Прошло и время «потемкинских деревень»…
Пора прекратить гонку за освоением бюджета и начать заниматься эффективным планированием и качественным созиданием.
Если эффективности и качества нет, тогда зачем это все надо делать? В чем тут интерес застройщика?
Это другая важнейшая сторона рассмотренных выше реально необходимых в настоящее время работ.
Реальная практика 2009 – 2011 годов показала, что усилий министерства строительства области, заместителей председателя правительства области, правления и профильной группы по фасадам и кровлям НП СРО «Сахалинстрой», направленных на наведение порядка в этом виде работ, и, соответственно, на улучшение конкретных показателей качества жизни сахалинцев недостаточно.
Очевидна необходимость оценки сложившейся ситуации со стороны председателя правительства Сахалинской области, мэров и глав муниципальных образований, депутатов Сахалинской областной Думы, а также принятия необходимых нормативных актов по данным вопросам на областном уровне.
Надеемся на понимание изложенных проблем и реальные практические действия по их разрешению. Мы всегда готовы к совместной работе.
В. Мозолевский,
генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой».
(Материал подготовлен в соответствии с решением правления НП СРО «Сахалинстрой» от 22.12.2011 года).