Экспозиция представлена Кяхтинским краеведческим музеем имени академика В. А. Обручева (Бурятия).
Это буддийская коллекция. Среди предметов – иконы на ткани (танка), статуэтки, музыкальные инструменты, атрибуты буддийских священнослужителей, сосуды для хранения священной воды, сосуд для чая Домбо и многое другое.
Преимущество выставки в том, что экспонаты дополнены подробными описаниями. Очень удобно для непосвященного зрителя.
Например, разъясняется, как зародился буддизм в Бурятии, рассказывается о ежегодном торжественном религиозном служении Цам (в переводе с монгольского означает «танец богов»).
Это танцевальная пантомима, исполняемая ламами в масках с изображением того или иного хранителя.
Исполнение мистерии Цам привлекает массу зрителей всех возрастов и выполняет двойную функцию: ритуального сакрального действа и красивого, яркого театрального зрелища.
Сюжет хорошо известен и понятен всем присутствующим: об истории и мифологии, о главных божествах и хранителях, о героях эпоса и их подвигах, о борьбе между добром и злом.
Непременный атрибут мистерии Цам – маски. Их несколько на выставке.
Зрители увидят также одежду и шапку ламы. Простой лама носит невысокую шапку желтого цвета. Их называют «желтошапочниками». Высшие ламы Бурятии носят сердцеподобную шапку.
Ламская одежда – жанчи – напоминает плащ. Ее еще первые последователи учения Будды надевали поверх сари во время сезона дождей в Индии.
Сейчас жанчи надевают во время медитации и больших молебнов. Обычно они желтого, красного или коричневого цвета.
Украшаются молебны иконами на хлопчатобумажной черной ткани – танка. Это целые произведения искусства. На выставке есть несколько таких икон.
Представлены также материалы по буддийской иконографии, очерки быта буддийских монастырей, один из томов буддийской энциклопедии Ганжур (издано в Китае в 1820 г.).
Всего в энциклопедии 108 томов. В ней канонические произведения, приписываемые Будде, на тибетском языке. Переведены на многие языки в первой половине XVII века.
Чтение Ганжура (или, как говорят, «Переведенного завета»), в котором сконцентрировано все учение Будды, равнозначно разговору с самим Буддой Шахьямуни.
На Сахалине есть землячество бурятов. Но не только им будет интересно посетить эту выставку.
Людмила БЕРКОВИЧ.
Справка
Буддизм как народная религия Бурятии складывался и развивался в XVII – начале ХХ вв. В основе лежал тибетский буддизм.
В него добавлялись элементы из более ранних религий. Буддизм стал своеобразным мостом, соединившим Бурятию с Индией, Тибетом, Монголией и Китаем.
Буддизм способствовал распространению монгольской и тибетской письменности, развитию грамотности части населения, усвоению основ восточной астрономии, по данным которых велось летоисчисление по шестидесятилетнему животному циклу и составлялись практические ежегодные календари.
В 1728 году в России была разработана инструкция по недопуску в бурятские улусы заграничных лам и подготовке своих лам, верноподданных российскому императору.
В 1741 г. императрица Екатерина впервые утвердила штат из 150 лам.
Их привели к присяге, освободили от ясака и других повинностей и обязали проповедовать буддийское учение среди кочующих родов.
Постепенно ламаистская религия приобрела официальный статус.
К началу трагических событий 30-х годов прошлого века, когда начались гонения на религию и стали разрушать храмы, буддизм исповедовало все бурятское население Забайкалья и около 10 проц. бурят Предбайкалья.
В Забайкалье на каждых 13 – 15 бурят приходился один лама.