Танец богов. В областном краеведческом музее поселились маски мистерии Цам

47
Главный персонаж мистерии Цама – Чойчжал, Владыка ада, судья мертвых. Согласно буддийским преданиям, это монах, который достиг высокой степени святости и обрел сверхъестественное могущество. Однако по ложному обвинению в воровстве был казнен (по другой версии – убит грабителями, так как оказался невольным свидетелем их преступления). Обезглавленный, но оставшийся живым, он приставил себе бычью голову и стал ужасным демоном-губителем. Был укрощен «победителем смерти» Ямандагом, который низверг его в подземный мир. Там, в загробном царстве, Чойчжал стал владыкой и судьей. Атрибуты Владыки ада – весы, книга судеб, а также зеркало, в котором видны прегрешения человека. В бурятской мифологии Эрлэн-хан не только владыка подземного мира и судья в царстве мертвых, но и глава злых восточных ханов. Маска изображает бычью голову синего цвета, трехглазую, с длинными бирюзовыми рогами, на концах которых языки пламени. Пасть оскалена, на голове корона из пяти черепов, на макушке ваджра (ритуальное и мифологическое орудие в виде символического пучка стрел).

Экспозиция представлена Кяхтинским краеведческим музеем имени академика В. А. Обручева (Бурятия).

Это буддийская коллекция. Среди предметов – иконы на ткани (танка), статуэтки, музыкальные инструменты, атрибуты буддийских священнослужителей, сосуды для хранения священной воды, сосуд для чая Домбо и многое другое.

Преимущество выставки в том, что экспонаты дополнены подробными описаниями. Очень удобно для непосвященного зрителя.

Например, разъясняется, как зародился буддизм в Бурятии, рассказывается о ежегодном торжественном религиозном служении Цам (в переводе с монгольского означает «танец богов»).

Это танцевальная пантомима, исполняемая ламами в масках с изображением того или иного хранителя.

Исполнение мистерии Цам привлекает массу зрителей всех возрастов и выполняет двойную функцию: ритуального сакрального действа и красивого, яркого театрального зрелища.

Сюжет хорошо известен и понятен всем присутствующим: об истории и мифологии, о главных божествах и хранителях, о героях эпоса и их подвигах, о борьбе между добром и злом.

Непременный атрибут мистерии Цам – маски. Их несколько на выставке.

Зрители увидят также одежду и шапку ламы. Простой лама носит невысокую шапку желтого цвета. Их называют «желтошапочниками». Высшие ламы Бурятии носят сердцеподобную шапку.

Ламская одежда – жанчи – напоминает плащ. Ее еще первые последователи учения Будды надевали поверх сари во время сезона дождей в Индии.

Сейчас жанчи надевают во время медитации и больших молебнов. Обычно они желтого, красного или коричневого цвета.

Украшаются молебны иконами на хлопчатобумажной черной ткани – танка. Это целые произведения искусства. На выставке есть несколько таких икон.

Представлены также материалы по буддийской иконографии, очерки быта буддийских монастырей, один из томов буддийской энциклопедии Ганжур (издано в Китае в 1820 г.).

Всего в энциклопедии 108 томов. В ней канонические произведения, приписываемые Будде, на тибетском языке. Переведены на многие языки в первой половине XVII века.

Чтение Ганжура (или, как говорят, «Переведенного завета»), в котором сконцентрировано все учение Будды, равнозначно разговору с самим Буддой Шахьямуни.

На Сахалине есть землячество бурятов. Но не только им будет интересно посетить эту выставку.

Людмила БЕРКОВИЧ.

Справка
Буддизм как народная религия Бурятии складывался и развивался в XVII – начале ХХ вв. В основе лежал тибетский буддизм.

В него добавлялись элементы из более ранних религий. Буддизм стал своеобразным мостом, соединившим Бурятию с Индией, Тибетом, Монголией и Китаем.

Буддизм способствовал распространению монгольской и тибетской письменности, развитию грамотности части населения, усвоению основ восточной астрономии, по данным которых велось летоисчисление по шестидесятилетнему животному циклу и составлялись практические ежегодные календари.

В 1728 году в России была разработана инструкция по недопуску в бурятские улусы заграничных лам и подготовке своих лам, верноподданных российскому императору.

В 1741 г. императрица Екатерина впервые утвердила штат из 150 лам.

Их привели к присяге, освободили от ясака и других повинностей и обязали проповедовать буддийское учение среди кочующих родов.

Постепенно ламаистская религия приобрела официальный статус.

К началу трагических событий 30-х годов прошлого века, когда начались гонения на религию и стали разрушать храмы, буддизм исповедовало все бурятское население Забайкалья и около 10 проц. бурят Предбайкалья.

В Забайкалье на каждых 13 – 15 бурят приходился один лама.