Танец на голове

По целому ряду причин многие из нас не могут позволить себе поездки в разные страны. А ведь хочется! И, знаете, я нашла выход. Причем совсем недавно, побывав в южно-сахалинском доме культуры «Родина», где в преддверии Всемирного дня танца проходил фестиваль хореографических ансамблей.
Можно не знать языка чужого народа, но по мелодии, по рисунку танца легко уловить характерные черты населения той или иной страны. А поскольку в программе фестиваля «Танцевальный калейдоскоп» были самые разноплановые номера, то за полтора-два часа мне удалось совершить чуть ли не кругосветное путешествие по странам и континентам.
Сначала вместе с «Девчонками нашего двора» (образцовый ансамбль народного танца «Медиам», руководитель Наталья Тен) веселимся у себя под окнами, лихо выделывая ритмичные па и доказывая, что каждая из нас не лыком шита! Потом перемещаемся поближе к «балалаечникам» (образцовый ансамбль «Плэй-данс», руководитель Николай Самусев): корни свои, культуру народную знать надо! А что мальчонки в стилизованных русских нарядах на сцене акробатические коленца выкидывают, так ведь и в старину на здоровье и ловкость наши люди не жаловались. (Конечно, до поры до времени, пока годы свое не возьмут!)
Несколько минут – и вы уже в стране «Тысячи и одной ночи»… Вместе с девушками из ансамбля «Магия танца» постигаем мелодичную красоту движений ног, бедер, живота. А композиция «Золотые пески» переносит нас в караван, бредущий по аравийской пустыне.
Ведущая концерта Алина Долгушева заостряет внимание зрителей, что стоит особо поддержать юных танцовщиц аплодисментами: на сцене они выступают в первый раз! Но ведь неплохо получается. Как и у самой ведущей: элегантна и раскованна, легко общается со зрителями. Надо сказать, что организация этого фестиваля для нее, начинающего методиста  дома культуры «Родина», также дебют.
Но продолжим путешествие по странам и континентам. Группа «Лотос» из Вахрушева Поронайского района (руководитель Лариса Ваганова) приглашает в мир индийских танцев. Несмотря на зрелищность и таинственное мерцание огней, хореографические композиции этого коллектива мне показались затянутыми. Хотя, если бы рядом тихо плескалось теплое море, а вечерний воздух был напоен ароматами диковинных цветов, возможно, пришли бы расслабление и полная утрата временного ощущения…
Но недосуг. На сцену вылетают «Лягушата» (ансамбль «Плэй-данс»). Маленькие, юркие, яркой раскраски, они непременно с африканского континента! Интересно, а во времена Древнего Египта (именно в эту пору  перенес нас своими «Фресками» хореографический ансамбль «Стремление» из Новоалександровска) они были столь же прыткими и любопытными?
В стремительном «Танцевальном калейдоскопе» пролетают века. И нас приглашают на рок-н-ролл (ансамбль «Медиам»).  После «Голливуда» коллектив «Танцевальный иллюзион» предлагает совершить «Прогулку», а поскольку она проходит под дождем и с двумя манерными девушками, демонстрирующими нам свои туалеты, шляпки, зонтики, то мы попали в Англию начала прошлого века.
Ну, а там и до Ирландии рукой подать!  Удивительно, но мелодии и танцы этого маленького государства привлекли внимание сразу двух коллективов – «Элрид» (руководитель Виктория Зайцева) и «Стиль» (руководитель Владимир Гаршенин).
Очаровательны в своей простодушной манере исполнения (хотя хореография затейлива и элементы ее далеко не просты, но за легкостью, грациозностью движений танцоров это не ощущаешь) обе девочки и мальчик из «Элрида».
А как удачно вписался мотив ирландской мелодии в русскую народную музыкальную ткань! Переход от ирландского танца к русскому происходит так незаметно, что сразу и не понимаешь, где теперь находишься! В танце «Мотив» мастерство Полины Куземкиной и Владимира Гаршенина (центр народной культуры «Радуга», Новоалександровск) покоряет почти сразу.
Казалось бы, нечем уже удивить зрителя, да не тут-то было…
Танцевальная картинка «Улица родная» (коллектив «Плэй-данс») оказалась вовсе не благостной: современные нравы, сценка жизни с конфликтом и дракой, в которой завязаны пареньки и девушка. Но какая экспрессия, какая акробатика, какие трюки! Брэйк-данс.
И еще один коллектив исполнителей брэйк-данса – «Пауэр стайл» (руководитель Саша Тулупов) – покорил зал почти сразу! То, что выделывали на сцене Хомяк, Оша, Леша, Игорь и другие ребята, не описать. Под восторженные крики почитателей они выкидывали такие коленца, что диву даешься, как юноши не сдирают себе кожу на плечах, руках, ногах и прочих местах тела, как после многократных вращений на голове волосы у парня не выпали! И как только не страшно всем им совершать немыслимо-разнообразные сальто и при этом не сбиваться с ритма танца?!
Перехватив после концерта одного из самых лихих артистов – Пашу (по сцене – Хомяк), узнаю, что брэйк-дансом он увлекся четыре года назад, что их коллектив, соединив две группы танцоров, возник при доме культуры «Родина» в январе этого года, что впереди у «Пауэр стайла» поездка в Хабаровск на фестиваль Дальнего Востока.
– Представляете, за четыре месяца коллектив сформировался и вышел в лидеры среди сахалинских спортивно-экстремальных танцоров, – говорит исполняющая обязанности директора дома культуры «Родина» Татьяна Альперович.
И только ли этот коллектив обрел в «Родине» надежное плечо?! «Ирландцы» Виктории Зайцевой также здесь занимаются.
На третьем областном фестивале народных хоров и ансамблей три коллектива – Сахалинский русский народный хор, народный ансамбль казачьей песни «Воля» и мужской состав ансамбля «Воля» – завоевали соответственно гран-при, второе и третье места лауреатов фестиваля.
Все они выступали от «Родины».
Уже 15 лет с этим учреждением культуры связаны судьбы ветеранов народного хора «Русская душа». Еще здесь действуют фольклорный ансамбль «Волюшка», молодежный ансамбль народной песни «Славия».
И порадовала меня недавняя встреча с замечательным человеком и вокалисткой Маргаритой Фоминой. В свое время студия «Русский романс» и, в частности, сопрано Фоминой принесли коллективу дома культуры железнодорожников добрую славу и любовь слушателей. Однако пришло время оптимизации средств, отпускаемых на учреждения культуры, и хранители певческих традиций романса не вписались в бухгалтерскую сетку.
Но «Русский романс» не умер – он теперь звучит в стенах «Родины».
А. КОНДРАШОВА.