Тарифы растут, а качество услуг?

Из первых рук

Июльские платежки за коммунальные услуги рассчитаны с учетом новых, более высоких тарифов на горячую воду. В октябре подорожает подаваемое в дома тепло. Чем вызвано увеличение платы за услуги ресурсоснабжающих компаний? Что делается в Сахалинской коммунальной компании для повышения качества предоставляемых горожанам услуг? Наш корреспондент беседует с руководителем СКК, обеспечивающей теплом и горячей водой город Южно-Сахалинск, В. Зайцевым.
– Владимир Николаевич, подача тепла в дома прекращена, и по нескольку дней в домах, подключенных к центральным тепловым пунктам, отсутствует горячая вода. Скажите, как долго будут продолжаться отключения?
– Сегодняшние отключения подачи горячей воды связаны с проведением работ по опрессовке теплотрасс, а также с плановыми и аварийными ремонтными работами. В данный момент горячая вода не поступает лишь в несколько жилых домов и два детских сада 14-го и 12-го микрорайонов. Здесь проводится капремонт внутриквартальных тепловых сетей.
 Во все остальные дома спальных микрорайонов горячая вода подается без ограничения с хорошими параметрами. На конец августа запланированы отключения дней на десять, точная дата будет определена после согласования вопроса с энергетиками и администрацией города.
– Кстати, о параметрах. Иногда из крана течет вода, горячей которую можно назвать лишь условно.
– Проблема такая есть. По нормативам температура горячей воды, подаваемой в дома, должна быть не ниже 57 градусов. Если она не превышает 40 градусов, вступают в действие механизмы, защищающие права населения. Согласно нормативным актам, мы снижаем размер оплаты до размера тарифа холодной воды. То же самое происходит и при недопоставках по теплоснабжению.
А для нашего предприятия все это оборачивается финансовыми потерями. Для того чтобы поддерживать заданные параметры, мы должны увеличивать объем покупаемого у Сахалинэнерго тепла. Для нас это очень сложно, поскольку финансовые показатели работы предприятия сразу уходят в минус.
В этой связи хочу сказать, что надо стремиться к тому, чтобы все многоквартирные жилые дома были оборудованы общедомовыми приборами учета.
Приборы учета нормированию не поддаются, они фиксируют показания объема полученного тепла или горячей воды, по которым производятся расчеты. И жильцы домов платят за реально оказанную услугу. Но на сегодня в Южно-Сахалинске общедомовые приборы учета установлены только в 170 домах.
– Понятно, но установка прибора учета – это довольно дорогое мероприятие.
– Согласен. С реконструкцией элеваторного узла это может стоить до 500 тыс. рублей, сумма для жильцов многоквартирных домов значительная. Поэтому мы проработали вопрос об установке общедомовых счетчиков тепловой энергии и горячего водоснабжения за счет средств городского бюджета. Город изыскал возможность профинансировать оборудование приборами учета 150 многоквартирных жилых домов. И коммунальная компания уже приступила к реализации этого проекта.
– А когда горячая вода будет подаваться без летних «каникул» в дома, которые обеспечиваются по открытой схеме?
– В городе около 1000 таких многоквартирных домов. Мы готовы приступить к обеспечению их круглогодичным горячим водоснабжением. Но для этого дома должны быть оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами, приборами, которые будут нагревать воду.
– И в какие же суммы обойдется для жильцов это удовольствие?
– Приобретать бойлеры и устанавливать их будет наша компания. А вот нести расходы по их содержанию придется уже жильцам. Законодатель определил, что все внутридомовое имущество должны содержать собственники многоквартирных домов.
Кстати, во многих регионах уже давно ушли от открытых схем горячего водоснабжения. И индивидуальные тепловые пункты зарекомендовали себя хорошо.
В следующем году мы приступим к проектированию, а уже с 2015 года начнем установку оборудования в многоквартирных домах. И тогда в этих домах горячая вода будет подаваться не только в период отопительного сезона, но и летом.
Хочу заметить, что горячее водоснабжение по открытой схеме – это и огромный ресурс для нашей компании. Ведь сегодня мы закупаем горячую воду у Сахалинэнерго, поставляем ее в многоквартирные дома и не можем отследить, как она там расходуется.
– Сейчас для вашей компании вообще горячая пора – идет подготовка к предстоящему отопительному сезону.
– Знаете, для нас круглый год – горячая пора. Прошедший отопительный сезон был очень сложным. Вспоминаю октябрь – ноябрь 2012 года. Ночи без сна, все службы нашей компании работали с огромным напряжением.
В рамках реализации ремонтной программы прошлого года мы модернизировали насосную станцию № 2, которая транспортирует тепло в южную часть города. Возросшие темпы строительства и ввод нового жилья требовали увеличения объемов подачи тепла. И мы были вынуждены пойти на то, чтобы проектирование и строительство этого объекта провести в кратчайший срок – буквально в течение года. Конечно, все понимали, что из-за таких сжатых сроков придется столкнуться с огромными сложностями.
Так и произошло. Из-за задержки с поставками в отопительный сезон мы входили, занимаясь наладкой нового оборудования. Было непросто. Оборудование обкатывалось, выходило из строя, персонал учился на ходу. Были небольшие отключения горячего водоснабжения, в том числе и по нашей вине.
Но как бы ни было сложно, по большому счету оборудование не подвело, и наши специалисты достойно отстояли эту вахту. Новое оборудование дало свой эффект. К тому же в начале морозного декабря мы запустили на проектную мощность насосную станцию
№ 3, подняв давление на город. Запуск двух насосных в схему теплоснабжения позволил улучшить параметры. И в первую очередь это ощутили жители спальных микрорайонов, откуда на протяжении нескольких лет поступали многочисленные жалобы на недостаток тепла в домах. В частности, улучшилось теплоснабжение микрорайонов 12, 13, 13а. И количество жалоб на теплоснабжение за два зимних месяца сократилось в три раза, а по проблемам с горячей водой – почти в 10 раз.
– Так что же, жалоб от населения теперь совсем нет?
– Таких системных, как были раньше, нет. Помните, какие мощные повреждения на магистральных коллекторах случались еще несколько лет назад? От теплоснабжения отключались целые микрорайоны, организовывались штабы по ликвидации ЧП, ход ремонтных работ находился под личным контролем мэра города. В минувшем отопительном сезоне нам удалось избежать серьезных аварийных ситуаций. За последние три года мы провели большой объем работ по смене основных тепловых коллекторов.
Да, люди продолжают обращаться со своими вопросами, но это уже несистемные жалобы, в частности, возникают претензии в связи с несоблюдением температурного режима, отключениями в течение дня. Все эти замечания мы учитываем. И в рамках ремонтной программы 2013 года проведем комплексный капитальный ремонт распределительных внутриквартальных тепловых сетей и трубопроводов горячего водоснабжения в 12-м и 14-м микрорайонах, полностью заменим сети 6-го микрорайона, а также по ул. Фабричной и Тихоокеанской.
На сегодня большая часть запланированного на лето объема ремонтных работ уже выполнена. Мы укладываемся в график. Проложен трубопровод, соединивший Чеховский и Комсомольский коллекторы на ул. Антона Буюклы, что позволит закольцевать сети и повысить надежность системы теплоснабжения. На очереди реконструкция участка теплотрассы пр. Мира, по которому осуществляется теплоснабжение планировочного района Луговое и района ул. Науки в Новоалександровске. Завершаются мероприятия по опрессовке тепловых сетей.
– Надо полагать, компания при этом не забудет о благоустройстве?
– Восстановление нарушенного покрытия полотна и зеленой зоны после ремонта предусмотрено в контрактах с нашими подрядчиками, и мы за этим следим. Но по ряду объектов городскими властями принято решение совместить замену тепловых сетей с сетями водоснабжения. И уже после выполнения всех запланированных работ восстановить благоустройство. В частности, речь идет о дворе жилых домов 43, 43а, 45, 45а по ул. Поповича.
– Владимир Николаевич, как повышение тарифов на тепло и горячую воду повлияет на качество предоставляемых СКК услуг?
– В рамках повышения тарифа для населения решить все накопившиеся с годами проблемы теплоснабжения города, конечно же, невозможно. Изношенность тепловых сетей достигает 70 проц. СКК несет очень большие расходы, связанные со сверхнормативными утечками на сетях. И требуются очень большие вложения, чтобы кардинально выправить ситуацию.
Мы представили в РЭК заявку на повышение тарифа до 37 проц. Это экономически обоснованный тариф, и мы надеемся на помощь областного и городского бюджетов, которые смогут компенсировать предприятию выпадающие доходы.
– О каких суммах идет речь?
– На подготовку к новому отопительному сезону нам требуется свыше 626 млн. рублей. 219 млн. рублей на эти цели затрачено из собственных средств компании. Из областного бюджета на ремонтные работы нам выделено 340 млн. рублей. 50 млн. планируется получить из городского бюджета.
Впервые на модернизацию системы теплоснабжения города мы привлекли внебюджетные средства. В прошлом месяце я подписал кредитное соглашение с Европейским банком реконструкции и развития на получение займа в размере 450 млн. рублей сроком на десять лет. Средства пойдут на комплексную замену распределительных сетей в 11-м микрорайоне, реконструкцию всех семи городских центральных тепловых пунктов, создание диспетчерской онлайн-системы, установку приборов учета в 150 жилых многоквартирных домах в центре города и индивидуальных тепловых пунктов во всех домах в селе Санаторном.
К этим работам мы приступим уже в следующем меж-отопительном сезоне. И в течение двух последующих лет должны их завершить. Модернизация системы теплоснабжения позволит нам значительно сократить потери тепловой энергии, вызванные плохим состоянием труб, и снизить уровень энергопотребления.
Беседовала
Т. Вышковская.