"Адекс", он же "Вирт"...Возможно, он где-то прячется...
«Адекс», он же «Вирт»…Возможно, он где-то прячется…

Что произошло у северных Курил?

В истории со срабатыванием двух судовых аварийных радиобуев в Охотском море у северных Курил ясности больше не становится. Наоборот, у компетентных органов возникает все больше вопросов.

По уточненным данным, тревожные сигналы двух аварийных радиобуев поступили 7 февраля после 10 часов утра с разницей в 12 минут из точки, находящейся примерно в 130 милях к западу от острова Парамушир. Это место относится к акватории Сахалинской области. По приблизительным оценкам, глубина моря здесь составляет около 1200 метров. Была оперативно организована поисково-спасательная операция. Первым в район предполагаемого бедствия подошло судно – транспортный рефрижератор «Василий Полещук», затем были задействованы самолет Ан-74 Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России и спасательное судно «Сибирский». Координация действий была возложена на морской спасательный координационный подцентр в Петропавловске-Камчатском минтранса России. По горячим следам было обследовано более 10 тыс. квадратных метров морской акватории. Находок негусто – три гидрокостюма, спасательный круг, два аварийных радиобуя, два спасательных жилета, а также спасательный плот на 25 мест без признаков пребывания на нем людей и мелкие обломки то ли палубы, то ли мебели.

Установлено, что предметы, кроме одного буя, имели отношение к транспортному рефрижератору «Адекс». Не исключено, что во время перегрузки улова со шхуны на транспортное судно в условиях шторма произошло столкновение и оба судна затонули.

К слову, опытные моряки хорошо знакомы с особенностями работы аварийной сигнализации в подобных случаях: аварийный радиобуй автоматически отсоединяется при погружении тонущего судна на определенной глубине, затем он всплывает на поверхность и начинает подавать сигнал бедствия. Поисковики-спасатели обращают внимание на то, что в месте предполагаемого крушения не найдено нефтяных пятен от горюче-смазочных материалов, нет тел погибших и вообще ничего такого, что обычно указывает на произошедшую в море катастрофу. Пограничное управление ФСБ по Восточному арктическому району в понедельник 8 февраля сообщило, что не подтверждает информацию о нахождении названных судов в акватории, где сработали аварийные буи… Таинственная история!

8 февраля генеральная прокуратура России поручила Дальневосточной транспортной прокуратуре провести по данному факту проверку исполнения законодательства о безопасности мореплавания. Изначально основные доследственные действия выполняли сотрудники камчатского следственного отдела на транспорте. В настоящее время материалы для продолжения начатой работы переданы их сахалинским коллегам. По словам руководителя сахалинского следственного отдела на транспорте И. Царькова, возбуждено уголовное дело по признакам ч. 3 ст. 263 УК РФ – нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Решение принято исходя из оценки общей ситуации: в условиях непогоды, учитывая температуру воды и прошедшее время, у человека нет шансов на выживание.

Сомнений добавляет то обстоятельство, что почти нет никакой реакции на тревожные сообщения от родственников членов экипажей. Если по членам экипажа «Адекса» поступали единичные обращения от родственников, то по судну «Норт» – ни одного. В распоряжении следствия имеются судовые документы по судну «Адекс», в них значатся 16 членов экипажа, все граждане РФ, жители Приморья и Сахалинской области. Установлено, что 11 человек – жители г. Невельска. При этом лишь в четырех случаях встревоженные люди обратились в органы МЧС за информацией, остальных потребовалось разыскивать, в этом помогли сотрудники мэрии и полиции. Список членов экипажа датирован 15 декабря 2015 года, уже прошло много времени, и могли произойти изменения. К слову, родственники моряков могут напрямую обратиться в следственный отдел на транспорте по телефонам в Южно-Саха-линске (4242) 43-55-14 и 43-41-50.

Кое-что известно о самих судах. «Адекс» 1984 года постройки, судно длиной 54 метра, его валовой тоннаж 570 тонн. Начиная с 2003 года несколько раз менял принадлежность. Прежде назывался «Вирт», «Рубин», «Дакс», «Рекс», «Нельма» и «Койо Мару 15». Последний удобный флаг – африканской республики Того, а до того ходил под флагами Камбоджи, Белиза, Панамы… На разных этапах своей истории судно задерживалось российскими пограничниками. Например, в 2009 году, будучи «Даксом», оно было задержано с нелегальным грузом – 130 тоннами крабовой продукции на борту. В 2011 году шхуну задержали в российских терводах без улова. Судно, носившее уже название «Рубин», было оборудовано для транспортировки живого краба, некоторое время стояло под арестом на Камчатке. В 2014 году капитан судна, называвшегося уже «Вирт», был оштрафован почти на 11 млн. рублей за браконьерство – судно задержали с 38 тоннами краба. Известно также, что в декабре 2015 года пограничники вновь задержали судно, на этот раз «Адекс», и отконвоировали его в Петропавловск-Камчатский. Но по какой-то причине, возможно, из-за халатности, упустили нарушителя – судно «сбежало» из-под ареста.

О транспортном рефрижераторе «Норт» известно, что это судно 1983 года постройки. Его построили на Хабаровском судостроительном заводе им. Кирова в рамках серии однотипных судов проекта «Радужный». Всего было произведено 100 транспортников, каждый носил название, связанное с драгоценными и полудрагоценными камнями. Изделие со строительным номером 842 получило название «Опаловый». Изначально судно было приписано к порту Владивосток, принадлежало «Дальрыбе». В 2009 году учетные данные были изменены, судно стало называться «Норт», работало под флагом Сьерра-Леоне. В апреле 2012 года судно задерживали за незаконную транспортировку более 90 тонн крабовой продукции, для проведения разбирательств его отконвоировали в порт Корсаков. Известно, что в декабре 2015 года «Адекс» находился у японского порта Отару, «Норт» до недавнего времени пребывал в южнокорейском порту Пусан.

Не исключено, что имеет место имитация кораблекрушения, считают в сахалинском следственном отделе на транспорте. Например, для получения страховых выплат или чтобы в очередной раз переименовать судно, уйти от ответственности за прежние грехи и продолжить браконьерский промысел. Впрочем, это лишь одна из рассматриваемых версий.

Я. САФОНОВ.