Тейсуке Тиба. «Команда воробьев-водителей».
Тейсуке Тиба. «Команда воробьев-водителей».

Фотовыставка «Тохоку: природа, люди, повседневная жизнь» организована Японским фондом в областном художественном музее при поддержке генерального консульства Японии в Южно-Сахалинске. Официально она приурочена к пятой годовщине Великого землетрясения. О том, что пережил регион Тохоку в марте 2011 года, масштаб катастрофы, последствия стихии и силу духа его жителей музей показал несколько лет назад с помощью снимков японского фотографа Мичио Катаяма.

Но сейчас возвращение к теме Тохоку получило новый ракурс. Проект охватил  широкий временной отрезок – от 1940-х до нынешних времен. В его рамках представлены работы 18 фотографов. Они весьма разноплановые – по идеям и сюжетам, по технике исполнения, но все отвечают на вопрос, какое оно, настоящее Тохоку. На ста двадцати снимках Тохоку предстает в процессе мирной жизни, в трудах и простых радостях, без постановочного глянца, но многими гранями. Ведь регион обладает богатой культурной историей, традициями и обрядами, которые бережно поддерживаются жителями, мощным археологическим наследием, будучи очагом древней культуры дзёмон. Эти достоинства отдельно взятой японской территории в объективе фотоаппарата укрупняются, но не заслоняют главного – жизни человека.

Не скрою, трудно устоять перед сокрушительным обаянием ретро. Самые старые снимки, датируемые серединой ХХ века, сделал Тейсуке Тиба, жизнь которого стала приношением фотоискусству. Один из его снимков, отправленных в журнал, получил приз, после чего Тиба забросил торговлю кимоно. Вряд ли он думал, что «нащелканные» им в японских деревнях снимки станут историческим документом, но с учетом кардинальных перемен так они и воспринимаются. Тохоку глазами Тиба – это прежде всего лица послевоенной Японии. Хохочут мальчишки-мечтатели, взгромоздившиеся, как на жердочку, на деревянную конструкцию («Команда воробьев-водителей»). Смотрит прямо в объектив старушка-крестьянка с натруженными руками и морщинистым загорелым лицом. Присели отдохнуть женщины, переносящие уголь в деревянных ящиках. Кормит ребенка молодая мать, которую зрители тут же окрестили «японской Мадонной». Был ли Тиба целенаправленным «ловцом человеков», или просто подворачивался случай схватить момент, но, снятые в привычной обстановке, его люди так органичны, как будто фотограф был невидимкой.

Фотография приоткрывает несведущим любопытные детали из японской жизни. Вот по городской улице катится разукрашенный грузовичок с фото молодой симпатичной пары на лобовом стекле (из серии Хироси Осима «В городе удачи», 1959 г.). Оказывается, страна праздновала свадьбу наследного принца Акихито и Митико Седа. Немало снимков со сценами с народных праздников и фестивалей, их костюмированных по средневековой моде участников, на чем специализировался Нидэо Хада.

Фотографов интересует жизнь и людей, и фауны с флорой, и камня. Взнос Мэйки Лин в фотопроект обозначил многокрасочное портретирование природы как она есть и еще ярче («Бук с корнями между камней»). Масатоси Найто сначала снимал священнослужителей в многочисленных храмах Тохоку, а затем переключился на статуи Будды крупным планом. В начале 2000-х группа фотоэнтузиастов Сендая начала долгоиграющий проект по увековечению уходящей натуры «одно-двухэтажной» Японии. На снимках бесконечные ровные ряды лестниц, фасадов, обычных жилых домов, маленьких магазинчиков, ничем не примечательных в архитектурном смысле. Но количество (а снято более 10 тыс. снимков) постепенно переходит в качество – остановить утекающее  мгновение как основной смысл фотоискусства.

Большинство фотографий о Тохоку сообщают спокойствие и созерцание. Все вместе они создают привлекательный образ региона Тохоку в единстве природы и человека и позволяют оценить красноречие великого немого искусства – фотографии.

И. СИДОРОВА.