Тропинка в тайну жизни. Живопись и графика художника-философа Анатолия Лыкина

48
Автопортрет. 1977 г.

В музейно-мемориальном комплексе «Победа» развернута выставка живописи и графики художника-философа Анатолия Лыкина из собрания Всероссийского историко-этнографического музея.

В 10 разделах экспозиции, созданной специально для показа в Южно-Сахалинске, представлено более 130 живописных и графических работ.
Выставка построена на основе дневниковых записей художника, что раскрывает его видение и философское мышление.

Смысловой центр экспозиции – триптих «Павший солдат», посвященный Великой Отечественной войне. Созданное в пору творческой зрелости это программное произведение Анатолия Лыкина впечатляет зрителя композиционным и образным решением трагической темы, психологизмом, глубиной мысли, силой внутренних переживаний художника.

Анатолий Лыкин. Триптих «Декрет о мире» (1968 г.). Первая часть. Черная плоскость стола и ярко-красный кумачовый фон соединен светлым квадратом мятой газеты. Четвертый элемент – хлеб, придерживающий листок с Декретом о мире 1917 г. Точка отсчета, после которой наступит светлое будущее. Лаконизм композиции напоминает о суровом и тяжелом революционном времени, когда власть должна была перейти к народу, а пока и краюха хлеба – большой подарок, отмечает научный консультант выставки Елена Моисеева.
Вторая часть триптиха – «Ожидание». На холсте русский пейзаж: изба, березка, небо. В ожидании – мать, единственная опора в зыбком мире.
Третья часть триптиха – «Портрет отца». Картина напоминает старое фото, холст почти без цвета. Лишь гвоздики у портрета человека, погибшего за мир.
Художник размышляет об истории страны, которая теряет детей в революциях и войнах. И одновременно рассказывает историю матерей и жен, которые продолжают ждать любимых.

Основные живописные жанры, в которых работал Анатолий Лыкин, – натюрморт и пейзаж. Как отмечают исследователи, искусствоведы Елена Моисеева, Ирина Бочкарева, Марина Сафонова, Алексей Зинатулин, Виктор Кузнецов, произведения выполнены в лучших традициях русской реалистической живописи и наполнены глубокими рассуждениями художника-философа.

В натюрмортах встречаются коврик и старые тапочки, стул и пепельница, валенки и домотканые половики, рама и свеча… И это отнюдь не этюды, не обычная тренировка руки и взгляда, а полноценные произведения, отмечает научный консультант Тверской картинной галереи Елена Моисеева.

На выставке представлен тактильный макет картины Анатолия Лыкина «Натюрморт с игрушками». Он безвозмездно создан Тифлоцентром «Вертикаль» специально для экспозиции «Тропинка в тайну жизни».

Обычно обращение к таким будничным предметам объясняется отсутствием другой натуры. Но мастер находит в них тайну, делая обыденность достойной своей кисти.
В наследии Лыкина графические работы выполнены в техниках акварели и карандашного рисунка. По рисункам можно отследить, как идет поиск характера через линию, отрывистые штрихи. Нарочито геометрические лица, где-то по-театральному преувеличенные черты.

Одна из необычных серий – иллюстрации к сонетам Шекспира. Лыкин работал в театре, шекспировские персонажи волновали его. Рисунки не закончены. Возможно, в окончательном варианте они должны были стать цветными.

Особенность работ Лыкина в том, что он впервые перенес философские размышления Шекспира в современность. Герои художника – молодые люди эпохи оттепели. Прошли века, а чувства остаются вечными.

Натюрморт с камнями и столетником.

Отдельная грань дарования Анатолия Лыкина – его акварельные этюды. По ним можно проследить географию его передвижений: рассветы и закаты над озером Селигер, дождливая суровость тверских деревенек, южные горные и морские зарисовки, северные дали. Яркие смелые контрасты, изящные монохромные решения, ясный и чистый цвет.

Полем эксперимента стали этюды, выполненные на картоне маслом. Здесь художник дает волю «драке красок». Мазок крупный, пастозный. Любимые мотивы – стог, валун, одинокое дерево, лесная чаща.

Другая линия развития творчества Лыкина – философские высказывания. Картина не только отражает действительность, но и несет в себе мораль, назидание. Вот некоторые высказывания художника, представленные на выставке.

«Жизнь вся в изменении. Вот почему о чем-либо или о ком-либо трудно дать объективную оценку».
«Надо ценить, уважать, любить то, что рядом».
«Прощай людям многое, почти все, ибо злое они делают бессознательно, часто делая зло, они думают, что делают добро…».

В 1970-е годы Анатолий Лыкин не смог выйти на большую дорогу профессионального и общественного признания. Его творческий путь действительно похож на робкую лесную тропинку. Но благодаря этой выставке по этой тропинке впервые могут пройтись сотни зрителей. Ведь главный посыл художника – это радостное общение с людьми.

Людмила БЕРКОВИЧ.

Досье
Всероссийский истори­ко-этнографический музей создан по инициативе академика Дмитрия Лихачева в 1988 году. Располагается в исторической части города Торжка, районного центра Тверской области. В фондах музея более 62 тыс. предметов.

Справка
Анатолий Сергеевич Лыкин (1936 – 1979) через всю жизнь пронес боль сиротливого детства, покалеченного вой­ной. Отец погиб на фронте в 1943-м, мать и сестра умерли годом раньше. Анатолий рос в детдоме.

После окончания художественного училища работал в театре г. Онега Архангельской области. В 1962-м приехал в Торжок и более 16 лет трудился в художественной мастерской при городском Доме культуры. Свободное время целиком отдавал живописи, увлекался фотографией, много читал, любил путешествовать. Жил одиноко и замкнуто. Первая персональная выставка состоялась после его смерти в 1979 году в Торжке. Она вызвала большой интерес. «Всего двадцать работ, а потрясение от увиденного не проходит до сих пор. Они проникнуты тонким лиризмом и светлой грустью… От них не хочется уходить…», – писала журналист из Москвы Валентина Анисимова.