Цены: установка на заморозку

Заметки по поводу

Цены дальше расти не будут, а рубль снова пойдет в гору – такие надежды, оказывается, разделяет большинство россиян. Сообщившие эту новость источники ссылаются на итоги опроса, проведенного недавно по заказу Центробанка. Отдельные комментаторы увидели в этом отблески оптимизма, который, несмотря ни на что и вопреки всему, отличает нашего человека. Хотя, возможно, это никакой не оптимизм, а плохо скрываемая неготовность к затяжным экономическим трудностям, попытка уговорить себя увидеть хотя бы маленький позитивчик.
«Куда еще поднимать цены, они уже максимально выросли», – говорят люди. 72 проц. респондентов считают, что цены выросли очень сильно, 63 проц. уверены, что цены в последний год росли быстрее, чем раньше. При этом доля уверенных в том, что рубль будет продолжать падать, сократилась с 41 до 26 проц.
В опросе приняли участие 2 тыс. респондентов в 105 населенных пунктах в 43 субъектах РФ. Неизвестно, добрались ли интервьюеры до наших островов. В любом случае, не рискуя совершить большую ошибку, можно предположить, что и у нас найдется немало желающих дать ценам установку на заморозку, а себе – на скорые перемены к лучшему.
Отчасти такие настроения подпитываются активными действиями прокуратуры, которая недавно, например, выявила в Южно-Сахалинске новые факты превышения оптовыми поставщиками (индивидуальными предпринимателями) рекомендованных оптовых торговых надбавок. Бизнесменам объявили предостережения о недопустимости нарушений законодательства и припугнули антимонопольной службой на предмет наличия ценового сговора.
С другой стороны, есть статистика изменения цен, которая, как ни крути, признаков заморозки стоимости продуктов питания почти не демонстрирует. На сайте Сахалинстата в этом году регулярно публикуются результаты ежедневного мониторинга цен на отдельные виды продовольственных товаров. В списке 20 позиций – от говядины до яблок. То, что принято считать социально значимыми товарами. Так вот, если сравнить показатели стоимости по состоянию на 16 февраля и на 19 января, окажется, что за четыре недели только мороженые куры, репчатый лук и яблоки не прибавили в цене. Остальные 17 позиций подросли. Причем отдельные продукты (например, колбасы полукопченые и варено-копченые) устойчиво росли четыре недели подряд. Больше всего, на четыре процента и выше, подорожали сосиски (сардельки), сыры, капуста, огурцы.
Если базу для сравнения сократить до недели и сопоставить замеры цен, сделанные 16 и 9 февраля, то тут тоже окажется мало признаков «замирания» цен. Не выросла стоимость только шести видов продуктов из двадцати, подвергнутых мониторингу.
Правительство, как известно, отказывается от идеи государственного регулирования цен на продукты. Премьер Д. Медведев говорит, что это «путь в никуда». Но надо понимать, что и свободные, практически не сдерживаемые цены – это путь к сокращению возможностей иметь более сбалансированное питание для большинства семей, путь к росту социальной напряженности.
В этой ситуации заслуживает внимания инициатива депутата Госдумы от фракции ЛДПР М. Дегтярева, который предлагает обязать продавцов сообщать потребителям закупочную цену товаров.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что закупочная цена на реализуемые товары, как правило, ниже продажной цены, «при этом потребитель, оплачивая покупку, не осведомлен о разнице, благодаря которой многие владельцы предприятий, нацеленных на потребительскую аудиторию, получают баснословные прибыли».
Дегтярев предлагает внести поправки в закон «О защите прав потребителей», чтобы изменить ситуацию с ценообразованием в лучшую для потребителей сторону. По его мнению, это станет дополнительным инструментом регулирования торговой деятельности, так как неадекватно высокие торговые наценки вызовут негативную реакцию и отток клиентов.
«Стоимость продуктов питания и товаров складывается не только из затрат на покупку их у изготовителя, — говорит Дегтярев. — Однако потребитель не виноват в том, что продавец плохо продумал свой бизнес-план и не видит иного способа компенсировать свои затраты, кроме как установить высокую наценку на перепродаваемую продукцию».
Парламентарий считает, что принятие законопроекта поможет соблюсти баланс интересов потребителей и продавцов. Первые, по его словам, смогут самостоятельно выявить нерадивых владельцев торговых организаций, завышающих цены, а вторые задумаются об отказе от неэтичных маркетинговых уловок, основанных на незнании покупателями истинной ценности конкретного товара.
Известно, что из правительства на инициативу депутата поступил положительный отзыв. Там, правда, указали на необходимость законодательного закрепления понятий «продажная цена», «закупочная цена», а также рекомендовали прописать механизм реализации предлагаемых изменений, в том числе контроля за предоставлением достоверной информации.
Очевидно, что на выполнение этих рекомендаций уйдет не один месяц, а может быть, и год. Показательно, что правительство не рвется само разрабатывать механизмы закрепления депутатской инициативы. Похоже, там тоже не перевелись оптимисты, верящие, что кризисная ситуация как-нибудь рассосется и в конце концов ничего не придется менять. Так что принцип жадности, предполагающий извлечение максимальной прибыли в ходе торгово-закупочных операций, имеет большие шансы уцелеть и пережить всех нынешних прокуроров.
Н. ЗИМИН.