У малого бизнеса большие резервы

Работать на себя привлекательно

Начиная с 2001 года в Южно-Сахалинске реализуются муниципальные целевые программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Нужна ли бизнесменам такая опека?
Своя пекарня ближе к… делу
Казалось бы, на рынке хлебобулочных изделий практически невозможно найти свободную нишу. Чего-чего, а этой продукции в Южно-Сахалинске – в широком ассортименте – предостаточно!
Однако в мае 2013 года в одном из микрорайонов города открыла двери небольшая «Своя пекарня». И, как это ни удивительно, за считанные месяцы сумела привлечь покупателей.
Автор этих строк тому свидетель: в мини-пекарне я побывала в полдень. Небольшое помещение не пустовало, к прилавку выстроилась очередь. На запах свежайшей выпечки шли жители близлежащих многоквартирных домов. Подтянулись школьники – благо два учебных заведения расположены тут же, рядышком. Товар приобретали вполне определенный, чувствовалось, что ассортимент им знаком. А в некоторой степени и ориентирован на покупательский вкус, его в «Своей пекарне» изучают, проводя опрос, как говорится, не отходя от кассы. Первый месяц хозяйка пекарни Людмила Черная сама отстояла за прилавком, чтобы познакомиться с покупателями, выслушать их пожелания.
С учетом этого спроса, кстати, перестроили свой график, ранее работали с 10 часов, теперь – с 8 до 20 часов без перерыва. Ассортимент расширен до 30 наименований.
– Мини-пекарни хороши тем, что здесь удобно экспериментировать, вносить изменения в производственный процесс в зависимости от спроса покупателей, – говорит Людмила. – Хотя легким этот бизнес, конечно, не назовешь.
Помощь «на старте» оказал муниципалитет, в рамках целевой программы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства городского округа бюджет компенсировал первичные затраты на приобретение основных средств. Оборудование закуплено итальянское, пекарный цех отвечает всем современным требованиям.
Место для «вкусной» точки выбрано в 9-м микрорайоне, в одном из павильонов, предназначенных для реализации продукции местных производителей.  В большинстве своем они, к сожалению, пустуют, что огорчает Людмилу: торговали бы здесь молоком-мясом-овощами, глядишь, заодно заглянул бы покупатель разок-другой в мини-пекарню – и остановил на ней свой выбор.
Не кочегары мы, не плотники
У Антона Лоскутова – свой деловой путь. По образованию он психолог, за плечами служба в ВДВ. После армии окончил курсы по промышленному альпинизму (десантнику ли бояться высоты?!), работал спасателем в различных структурах. Уволился, встал на учет как безработный в службе занятости населения, где ему и предложили финансовую поддержку по программе самозанятости. Купил три комплекта снаряжений, оформился как индивидуальный предприниматель. Выполнял заказы (мойка фасадов, стекол, очистка кровли от снега и наледи в зимний период), попутно учился на курсах – и бесплатных в СахГУ (сметчик, бухгалтер), и платных (охрана труда и техника безопасности работ на высоте). Причем затраты на обучение возмещал местный бюджет.
В июне 2013 года Лоскутов обрел новый статус, теперь он генеральный директор ООО «Пром Альп Сахалин».
Для начала составил бизнес-план. Видимо, был убедителен, поскольку до 90 проц. расходов на приобретение снаряжения, аппарата высокого давления, автомойки для мытья фасадов ему субсидировали городской и областной бюджеты.
Сейчас, после организации ООО, всем, конечно, придется заново учиться. А работы предостаточно. В данный момент фирма занята покраской портовых кранов.
Лоскутов человек деятельный, несмотря на молодость – с опытом работы. И думает он сегодня не только о себе, но и о тех, кто пожелает в наше нелегкое время открыть свой бизнес. У него есть практикой проверенные предложения по поводу поддержки развития малого и среднего бизнеса. В частности, он полагает, что целевую программу следует дополнить возмещением затрат на оплату, скажем так, внешних услуг (бухгалтерские расчеты, например). Молодому неопытному предпринимателю, покуда он не встал на ноги, накладно обходятся юридические услуги. Конечно, со временем придет и опыт, но в начале пути профессиональная помощь край как необходима.
Еще один серьезный момент – сдача электронной отчетности. Тут без специализированных курсов тоже не обойтись. Времена меняются, все совершенствуется, начинающие бизнесмены должны понять, что для решения каких-то производственных вопросов совсем не обязательно обивать пороги контор и мотаться по городу на своем автомобиле. Для этого есть интернет. В силах местной власти проводить побольше презентаций фирм, которые могут оказывать такие услуги, субсидировать определенные электронные программы.
Стучите – и вам откроют
Начальник отдела поддержки малого и среднего бизнеса администрации г. Южно-Сахалинска Римма Кузенкова многих опекаемых предпринимателей знает в лицо и по именам, старается отслеживать их рост. В рамках целевой программы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства на территории городского округа, по ее словам, предусмотрены действенные, эффективные механизмы. В основном, конечно, это финансовый блок: субсидии на затраты по приобретению основных средств, оплату кредитов, лизинговых платежей, участия в выставочно-ярмарочной деятельности – надо же уметь и себя показать, и спектр своих услуг.
Приятно видеть, что начинающие предприниматели буквально на глазах растут. Вот тот же Антон Лоскутов. Сначала ему выделили бюджетные средства как индивидуальному предпринимателю на реализацию бизнес-плана, сейчас он, как руководитель ООО, на приобретение оборудования взял в банке кредит, планирует его досрочно погасить, а затем получить бюджетные деньги для возмещения процентных ставок.
– Мы всегда всех призываем быть активными, – говорит Кузенкова. – Приходите к нам за консультацией (ежегодно в отдел обращаются более 2 тысяч человек), используйте возможность продвигать свой бизнес. Тем более что механизмы поддержки действуют не только на городском уровне, но и на областном. Конечно, для раскрутки бизнеса все-таки необходимо иметь и свой начальный капитал,  и определенные знания. Нужно рынок изучать. Для этого проводится масса различных семинаров. А молодежь, которая к нам обращается, стараемся еще и продвигать на рынке, привлекая к участию в выставках, презентациях – чтобы они могли пополнить клиентскую базу, найти инвесторов. Я бы сказала так: в течение двух лет мы отслеживаем их судьбу. Какой бы ни была конкуренция, полностью удовлетворить спрос невозможно, новый бизнес всегда будет востребован.
В 2012 году финансовая, имущественная, образовательная поддержка предоставлена 55 хозяйствующим субъектам города, на эти цели из местного и областного бюджетов направлено более 8 млн. рублей.
Предоставление субсидий (на затраты, связанные с компенсацией расходов по процентным ставкам, приобретению основных фондов) происходит на конкурсной основе. Да, необходимо собрать пакет документов, но, как говорится, от этого еще никто не умер и сделать это не так уж сложно. Тем более сейчас в рамках административной реформы кое-что упрощено. Например, по разрешению бизнеса горадминистрация может сама сделать запрос в налоговые органы, пенсионный фонд (отсутствие задолженности по уплате налогов, численность работающих и т. д.). То есть процедура несколько упрощена.
Что касается бизнес-плана, то и тут, полагает Кузенкова, нет больших сложностей. Бизнес-планирование преподается, пожалуй, в каждом учебном заведении. В конце концов, при затруднении можно обратиться в отдел поддержки малого и среднего бизнеса, в помощи не откажут.
Месяц назад в городском округе состоялся очередной конкурс, участие  в котором приняли 6 хозяйствующих субъектов. Четверым из них оказана поддержка (в том числе, замечу в скобках, и «Своей пекарне»).
А как же административные барьеры, через которые бизнесу не пробиться? – поинтересовалась я у своей собеседницы.
Барьеры, ответила она, есть и будут. И не только в бизнесе – течение будничной жизни обывателя тоже не без препон. Вопрос это непростой, тут и несовершенство законодательства, и ограничение круга полномочий муниципалитета. Проблем много, власть пытается их решать и при помощи того же бизнеса. Например, через консультативные советы при администрации города. И хотя их решения носят всего-то рекомендательный характер, на практике они реализуются довольно эффективно.
Свою лепту вносят и ставшие традиционными городские форумы бизнеса, в рамках которых активно работают разноплановые площадки. У предпринимателей есть возможность прямого общения с представителями структур органов власти, профильных региональных министерств.
Полезны ли такие формы общения? Один пример. По итогам форума-2009 в органы власти было предоставлено более 100 предложений по совершенствованию деятельности власти и улучшению климата в сфере предпринимательства. Реализовано около 84 проц. Аналогичная ситуация и по 2011 году.
Автора этих строк интересовал, кстати, и такой вопрос. Бюджет помогает малому-среднему бизнесу. А городу-то какая от этого польза?
– Прежде всего, налоги в региональный, местный бюджеты, – ответила она. – Город получает от бизнеса более 300 млн. рублей в год только по единому налогу на вмененный доход. Есть еще налог на доходы физических лиц. Другая важная составляющая – занятость горожан. Ежегодно создается около 500 рабочих мест, разве это плохо? Это семейные доходы, зарплаты работникам.
Примечателен и такой момент. Те, кому бюджеты оказали помощь, на своих предприятиях в год создают дополнительно по 100 – 130 рабочих мест. И потом, малый-средний бизнес очень мобилен, гибок, он чутко реагирует на спрос. Кто бы, например, мог подумать, что у нас будет востребован промышленный альпинизм? Но вот случилось… Разве плохо для города? Не всем же «крутиться» в нефтяной отрасли.
Л. ПУСТОВАЛОВА.