Дела минувших дней
Год назад тема горячего питания школьников областного центра была действительно «горячей». Дело в том, что накануне учебного (2006/2007) года рынок этого вида услуг практически полностью  был отдан на откуп новорожденному  ООО «СахалинСпецОбслуживание». Неизвестная доселе компания получила в аренду (сроком аж на 10 лет) школьные столовые почти всех городских общеобразовательных учреждений. Что, естественно, породило жалобы частных предпринимателей, ранее работавших на этом «поле». Причем многие из них высказывали предположение, что интересы данного ООО напористо лоббирует мэрия.
В «разборе полетов» были задействованы и прокуратура, и управление федеральной антимонопольной службы. По мнению, например, антимонопольщиков, городскими властями были откровенно ущемлены права предпринимателей, осуществляющих горячее питание в школах, – с ними директора в июле 2006 г. отказались заключать договоры. Кроме того, утверждали специалисты управления, незаконна и передача – без конкурса – муниципального заказа практически одному хозяйствующему субъекту.
У горадминистрации, понятно, были свои аргументы. Главный из них: новая фирма предложила департаменту образования города интересную инвестиционную программу, обещая уже на первом этапе вложить в развитие хилых школьных столовых и пищеблоков более 10 млн. руб. Дальше – больше, ведь у крупной компании иные возможности, нежели у индивидуальных предпринимателей.
Покуда ломались копья вокруг «горячей» темы, подоспело начало учебного года. И выяснилось, что масса городских школ к середине сентября из-за неготовности столовых и пищеблоков обречена на «сухой паек».
Тянем-потянем
Позже ситуация вроде бы нормализовалась. По крайней мере, большого числа жалоб на качество школьного питания не было.
Что касается законности (или незаконности) вторжения на рынок этого вида услуг ООО «СахалинСпецОбслуживание», то свое слово должны были сказать контролирующие соблюдение закона органы.
Тяжбы, как известно, процесс долгий и, замечу сразу, окончательная точка (судебная) в этой истории еще не поставлена. Но обо всем по порядку. Тщательно, длительно и с нервными затратами изучали ситуацию в антимонопольной службе. Не единожды по этому вопросу собиралась комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства. 20 октября прошлого года на ее расширенном заседании присутствовали представители мэрии, горсобрания, департамента образования, директора школ, а также частные предприниматели, ранее работавшие на этом рынке услуг. Не обошлось, понятно, без бурных дебатов, и в работе комиссии был объявлен перерыв… Коллегиально принятое решение огласили 27 октября: администрация города нарушила некоторые положения антимонопольного законодательства. В связи с чем в ее адрес вскоре и было внесено предписание, согласно которому, во-первых, муниципалитет не должен допускать впредь подобных действий, во-вторых, четко соблюдать все процедуры, связанные с конкурсным отбором предприятий, которые будут заняты организацией горячего школьного питания в 2007/2008 учебном году.
Как видим, был выбран достаточно щадящий вариант: посреди учебного года сложившуюся схему предпочли не ломать. Не оставлять же, в самом деле, детей без щей да каши!
Однако горадминистрация решила «тягаться» с антимонопольщиками. И суд первой инстанции выиграла. Что, впрочем, не говорит о ее полной правоте: рассмотрение кассационной жалобы управления федеральной антимонопольной службы еще не завершено.
Продолжает отстаивать свою позицию и прокуратура области. Хотя и здесь арбитражным судом области не удовлетворено заявление прокурора о признании сделки между директором одной из школ и ООО «СахалинСпецОбслуживание» ничтожной. Надзорным органом это решение суда обжалуется в кассационном порядке.
И антимонопольщики, и прокуратура в качестве довода приводят, в частности, такой факт. Предприятия, осуществляющие горячее школьное питание, освобождаются от арендной платы. Стало быть, городской бюджет недополучит энную сумму. А освобождение  их от коммунальных платежей влечет за собой рост расходов по коммунальным услугам образовательных учреждений, что увеличивает расходы бюджета. То есть бюджет – тем или иным образом – является участником этого процесса.
Кроме того, бюджетные средства выделяются и на питание школьников из малообеспеченных семей. Скорее всего категория таких детей будет расширена и денег на эти цели из казны прибавится…
Остается ждать, сочтет ли эти доводы убедительными суд.
По наезженной колее
Тем временем не за горами начало нового учебного года. Как же на сей раз будет организовано горячее питание школьников? По информации, предоставленной заместителем начальника департамента образования г. Южно-Сахалинска Ю. Грицай, в 23 школах, согласно заключенным еще в 2006 году договорам, кормить учащихся будет ООО «СахалинСпецОбслуживание». В Синегорске этими услугами школу обеспечит ООО «Синегорский общепит», три школы областного центра – индивидуальные предприниматели, а в одной повара и вовсе включены в школьное штатное расписание.
Да, подтверждает Ю. Грицай, в минувшем году не все школьные столовые были готовы к сентябрю. Но связано это с тем, что в них действительно проведен большой объем капитальных работ. За период с осени 2006-го до осени 2007-го в школьные пищеблоки вложено 12 млн. руб. Это и капитальный ремонт, и приобретение нового технологического оборудования, мебели, спецодежды и т. д. Все это сделано за счет инвестиций ООО «СахалинСпецОбслуживание».
Судя по всему, эта фирма по-прежнему сохранит свои лидирующие позиции на данном рынке услуг, поскольку городские чиновники уверены в своей правоте и готовы отстаивать ее на любых уровнях. Вот и Ю. Грицай считает: упреки в том, что договоры школ на организацию питания заключены с ООО «СахалинСпецОбслуживание» без проведения конкурса, несостоятельны. Конкурсы проводятся лишь в том случае, когда предполагается использование бюджетных средств. В школах же питание (за исключением детей из малоимущих семей) осуществляется за счет родительских денег.
Массовых жалоб на качество питания, отмечает
Ю. Грицай, нет, а директора многих школ и вовсе очень довольны его организацией. Случаются, конечно, нарекания, но сотрудниками ООО «СахалинСпецОбслуживание» по каждому замечанию моментально принимались меры.
В настоящий момент обследованы все столовые и пищеблоки на предмет их подготовки к новому учебному году. Есть, заметила Ю. Грицай, предписание управления Роспотребнадзора с перечнем замечаний. «Думаю, все они будут устранены, и мы планируем в этом году сдать все пищеблоки одновременно со школами – в августе», – сказала она.
Не все так гладко
Кстати, специалисты управления Роспотребнадзора проверяли организацию питания школьников г. Южно-Сахалинска в два этапа: в ноябре – декабре 2006 года и в марте – апреле текущего. И результаты проверок свидетельствуют, что здесь наметились положительные тенденции. В том числе – и в школах, обслуживаемых ООО «СахалинСпецОбслуживание». Приобретены новые линии раздачи, новое холодильное оборудование, электронагреватели, комплекты санитарной одежды для персонала столовых и т. д.
Но, как указывается в справке за подписью руководителя управления Роспотребнадзора Б. Дарижапова, наряду с положительной динамикой имеют место и отрицательные факторы. Так, в ряде образовательных учреждений не соблюдается режим питания, нарушается его кратность. В школах
№ 5, 6, 31, 32 не организовано второе питание для учащихся, посещающих группу продленного дня. В некоторых школах буфетная продукция реализуется с прилавка, где не предусмотрены охлаждающие витрины, в результате невозможно включать в меню биологически ценные продукты, требующие хранения в условиях холода. В школах, где работает ООО «СахалинСпецОбслуживание» (за исключением школы № 9), а также в школе № 34 столовая посуда и санитарная одежда для персонала столовых приобретены не в полном объеме. Не заменены производственные столы в овощном цехе школы № 5, не работают часть холодильного оборудования в лицее № 1, охлаждающая витрина в гимназии № 3. Отсутствует стол для обработки мяса птицы в гимназии № 2 и т. д. и т. п., на нескольких печатных страницах…
Кроме того, при анализе выполнения меню установлено, что в него включались запрещенные блюда, такие, как сметана без термической обработки  (лицей № 1, гимназия № 2, школа № 13), квашеная капуста в виде салатов (лицей № 1). Не везде ведется контроль за поступлением и реализацией скоропортящейся продукции, нарушаются условия хранения сырой и готовой продукции… Еще один (надо думать, очень даже весомый) минус – практически во всех школах отмечена недостаточная укомплектованность столовых кадрами. И это – далеко не полный перечень замечаний, высказанных специалистами управления Роспотребнадзора. Как видим, говорить о каком-то значительном революционном «прорыве» на этом рынке услуг пока не приходится.
Почему так происходит? Вот к каким выводам пришли специалисты управления Роспотребнадзора. Недостаточно финансирование из бюджетов различного уровня; слаба работа администрации образовательных учреждений с родителями и учащимися по пропаганде питания как важнейшего компонента здорового образа жизни; в штате департамента образования города нет организатора и координатора вопросов питания; слаба материально-техническая база столовых, они не укомплектованы кадрами.
Возможно, однако, что виной тому еще два фактора. Слишком за большой гуж – 23 школьные столовые – взялась фирма, которой от роду нет и году. Это во-первых.
Во-вторых, монополия на рынке – вовсе не двигатель прогресса, а скорее тормоз. Когда тебе в спину не дышит конкурент, а интересы бизнеса берет под яростную защиту власть, добра не жди…
Л. ПУСТОВАЛОВА.