Повод, по которому мэр Углегорского района Л. Осипов пригласил в гости, был достаточно необычен для нынешних времен – хорошая трудовая победа. Да, именно так. В 1989 году в районе было добыто 1639 тыс. тонн угля – лучший показатель за всю 60-летнюю советскую историю района. Так вот, в начале ноября  этот рекорд был превзойден.  И к новому году, как считает Осипов, угольные предприятия района в общей сложности выйдут на 2 млн. тонн твердого топлива.
А ведь это не просто красивая цифра. За ней стоит очень и очень многое.
– Выключишь диктофон, я тебе такого расскажу… – говорит Осипов.
Впрочем, и на диктофон ему есть что рассказать. Угольная промышленность – гордость района – в конце прошлого века попала в ужасное положение. Прошла так называемая реструк-
туризация. Трудно сказать, следовало ли закрывать шахты «Бошняковская» и «Тельновская» – наверное, все-таки да, поскольку шахты эти были очень сложные, сверхкатегорийные. Однако их закрытие наложилось на и без того бушевавший в районе (да и по всей области) экономический кризис. Впрочем, и сейчас с шахтами проблема – «Шахто-
управление Шахтерское» (бывшая «Углегорская») обанкротилось в прошлом году.  Да и разрезы не всегда работали ладно. Даже в этом году местный налоговый орган за неуплату соответствующих налогов предпринял попытку обанкротить практически все угледобывающие предприятия района.
– Все правильно, – говорит мэр. – Налоги надо платить. Впрочем, ситуацию удалось выправить…
А подобных коллизий было множество. Не один год, например, тлел конфликт с одним из основных собственников местных угольных предприятий О. Мисеврой. Мэр повел жесткую политику по недопущению концентрации всего производства в одних руках – скандал следовал за скандалом. Однако конкуренция сделала свое дело – предприятия стали бороться за своих работников. Маленькая зарплата? Всегда можно уйти к конкуренту. Аналогичная картина и с ценой на уголь.
Впрочем, все это главным образом в прошлом. Руководители местных угледобывающих предприятий (в районе семь разрезов и одна шахта) отзываются о своих коллегах-соперниках исключительно в превосходной степени.
– Михалыч! – попросили Осипова на шахте «Ударновская» (ООО «Сахалин-уголь-6»). – Пусть рекордная тонна будет наша!
– И это правильно, – согласился  Е. Мейер, генеральный директор ООО «Углегорскуголь», который разрабатывает разрез «Никольский». – Шахта – это шахта, она такой чести заслужила…
«Ударновская» работает в нормальном режиме. Ее нынешний генеральный директор В. Ломага делится перспективами. Уже добыто 284 тыс. тонн угля – таких объемов не добывали лет 15. К концу года предприятие выйдет на уровень в 340 – 350 тыс. тонн. Готовится новый перспективный горизонт – на 15 млн. тонн. Через несколько лет шахта должна будет добывать по 600 тыс. тонн угля в год – очень амбициозная задача. Работой занято 650 человек, в том числе полсотни непосредственно на подземных работах. Зарплата работников основных специальностей доходит до 30 тыс. рублей.
Что позволяет думать, что планы «Ударновской» сбудутся? Прежде всего – востребованность угля. В нынешнем году весь он отправлен на экспорт. В Японии оценили продукцию Углегорского района.
– Не думайте, что это очень просто, – говорит исполняющий обязанности директора Шахтерской обогатительной фабрики В. Зачиняев. – Требования покупателей высочайшие. Если в угле попадается щепочка – тут же следует рекламация. Правда, в нынешнем году их не было…
Фабрика готова откликнуться на почин шахтеров по увеличению добычи. В этом году она переработала 230 тыс. тонн, но при необходимости легко выйдет и на 700 тыс. тонн.
Правда, в реализации всех этих заманчивых планов есть немалые проблемы. Главная из них – транспортная. Из района два пути вывоза угля – морем и автомобильной дорогой. И тот, и другой – непросты. Два порта района не то чтобы маломощны, но отличаются небольшими глубинами. Знаменитый Шахтерский угольный терминал особого впечатления пока не производит – здесь удается загружать только небольшие суда.
Сейчас с помощью администрации области удалось получить хорошие деньги на реконструкцию порта, удлинение причала. Правда, здесь могут возникнуть проблемы, связанные с остановкой отгрузки на период реконструкции, о чем в прошлом номере «Советского Сахалина» выражал тревогу коллектив ООО «Сахалинуголь-6». Да и вообще  Татарский пролив в любом случае не отличается тихим нравом – редкий день в ноябре – декабре бывает без шторма, и судам приходится уходить от берега.
Что же касается автомобильной дороги, то она в районе просто ужасная. И неудивительно. Тяжелые грузовики с прицепами идут один за одним – только в районе три специализированных автопредприятия. Естественно, грунтовка такого напора не выдерживает. И не только грунтовка – часть главной районной магистрали покрыта асфальтом, уже разбитым вдребезги.
Сейчас идут разговоры о строительстве в Углегорск железной дороги. Хорошо бы – единое мнение жителей района. Но «железка» если и будет, то в отдаленной перспективе. А пока есть только автомагистраль.
– И мы ее теряем, – с горечью говорит Л. Осипов. – Тех денег, которые выделяются на ее содержание, явно недостаточно. А ведь это главная энергетическая дорога области. Станет она непроезжей – остановится вся сахалинская энергетика…
Транспортная схема, пожалуй, единственное, что сдерживает развитие угольной промышленности района, которая сейчас дает  свыше половины собственных доходов местного бюджета, а может давать гораздо больше.
Взять только один гигант – «Сахалинуголь-2», более известный как разрез «Солнцевский». Как говорит его руководитель Д. Зачиняев – кстати, продолжатель трудовой династии Зачиняевых, – в нынешнем году разрез выйдет на 700 тыс. тонн угля, в следующем – на 900 тыс. тонн. У его соседа с «Никольского», Е. Мейера, планы не столь впечатляющие, но тем не менее свои 400 тыс. тонн разрез даст. Сейчас начата отработка очень хорошего пласта, с практически минимальной вскрышей. В этом году установлен на разрезе и сортировочный агрегат для подготовки экспортных углей.
– Обратите внимание, – говорит Л. Осипов, – в советские времена угольная отрасль пользовалась максимальной поддержкой государства. Не скажу, что сейчас нет помощи – многие предприятия встали на ноги с помощью кредитов администрации области. И тем не менее основное – дело бизнеса. Ну, а моя, как мэра, главная задача – ему не мешать…
В. ГОРБУНОВ.