Экспозиция «Цветасис, или Как краб Василий из ракушки вылез» открыта в областном художественном музее. И начинается экскурсия с… подвала.
– Художнику очень понравился подвал музея – глубокий, прочный, мрачный, – рассказывает завотделом музея Зинаида Турманова.
– Здесь и поселился краб Василий. Он одинок, всего боится, испытывает ужасающие чувства, дискомфорт.
В полной темноте перед зрителем появляется цветная инсталляция – мечущийся в подводном мире краб. Он один, а вокруг неизвестный мир, опасности, Василию страшно.
Стремясь выйти из тревожного заточения, преодолевая страх перемен, краб будет стремиться к бескрайнему простору, к освещенному солнцем горизонту, где обретет истинную свободу.
Вместе с Василием этот путь проходит по темным узким коридорам-лабиринтам и зритель.
Как отмечает искусствовед Софья Гриднева, в душе современного человека сосуществуют противоположные, но неотъемлемые друг от друга чувства – страх одиночества и боязнь перемен.
Тем более что в ХХI веке сжимаются и ускоряются технологические процессы. Люди оказываются в узких лабиринтах нынешнего бытия.
Невольно появляется ощущение замкнутости и обреченности.
Прочувствовать свою внутреннюю свободу становится все сложнее.
Пройдя по лабиринтам, зритель оказывается в большом зале, где шумит море и расположена центральная скульптура – аквариум.
Здесь краб уже освободился от страхов и вышел на свободу. Он развернулся к солнцу и обрел радость и умиротворение, дышит полной грудью. Пугливое морское животное обретает самосознание.
Но что ждет Василия в этом мире? Не будет ли он съеден другим существом? Это его рассвет или закат под шум морского прибоя? Эти вопросы автор повествования оставляет открытыми.
– Ты прячешься от мира, боясь, что он тебя раздавит. Спасаешься внутри тесного панциря. Но не прячешься ли ты от себя? – выражает мысль Максим Свищёв.
Медиахудожник в инсталляции использует одновременно движение, цвет, объем и звук. Здесь анимационные персонажи, игрушки из силикона и пластмассы, мир 3D-графики, живая природа.
Такую картину видишь со всех сторон – объемной и трехмерной. Краска переливается, меняется в объемах, многие цвета не встречаются в реальной жизни.
Объекты передвигаются, меняют форму. Все сопровождается музыкой (звуковое насыщение Ильи Белорукова).
Такую инсталляцию нельзя понять, смотря со стороны. Для полного понимания нужно войти внутрь и обжиться в ней.
Понять краба Василия, пережить вместе с ним страхи и освободиться от них посетители музея могут до 24 ноября.
А в планах Максима Свищёва – развивать визуальный язык, складывать фразы и выстраивать какие-то истории в пространстве, чтобы доносить идеи.
Людмила БЕРКОВИЧ.
Из отзывов
«Лучшая выставка. Хороший посыл. Прекрасная игра света. На выставке и лекции узнали много про современное искусство.
Вы подаете хороший пример для современных подростков». Студенты педколледжа СахГУ.
Справка
Максим Свищёв родился в 1982 году. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Закончил художественно-профессиональный лицей и факультет изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена.
Создает видео, скульптуры и медиаобъекты. Начиная с 2008 года его работы демонстрируются в Санкт-Петербурге, Москве, Нью-Йорке, Блуа, Турине, Сан-Паулу, Берлине, Сеуле, Венеции, Киеве.
Участник 30 групповых выставок. Состоялись 5 персональных выставок: «Наши Маши», «Зал ожидания», «Насекомые», «Какофония Ума» и «Краденое солнце».
Лауреат премии Сергея Курёхина, номинант премии «Инновация», обладатель спецприза посольства Франции на премии «Инновация».