Домашнее задание.
Домашнее задание.

Очередные новации оставляют школьному преподавателю все меньше времени заниматься своими учениками. Он, как чиновник, тонет в отчетах. И, как пошутил один сатирик, дети сейчас просто мешают учителю работать!

Новый учебный год начался с новости, которая кажется, мягко говоря, странной. Школьных учителей, готовящихся к аттестации на соответствие первой (высшей) квалификационной категории, вынуждают создавать и, естественно, наполнять материалами персональные интернет-ресурсы в виде персональных сайтов или интернет-страниц на сайте образовательного учреждения.

В министерстве образования области считают, что педагоги должны обязательно демонстрировать в интернете свои достижения, выкладывая там видео с открытых уроков, методические разработки, публикации, выступления. Это, как отмечается в утвержденных распоряжением министерства образования области рекомендациях, даст им возможность «организовывать интерактивное взаимодействие с коллегами, родителями, представителями администрации, представителями общественных организаций; транслировать собственный инновационный педагогический опыт; создавать на сервере систематизированного архива материалы о своей профессиональной деятельности; участвовать в профессиональных конкурсах Web-сайтов».

В принципе все это, наверное, интересно. Но так ли это необходимо среднестатистическому учителю обычной школы, который и без того завален составлением различных документов? Думаю, каждый родитель заинтересован в том, чтобы учитель больше времени посвящал детям, а не составлению отчетов о работе с ними в каком бы то ни было виде.

При этом возникает и масса других вопросов. К примеру, согласятся ли родители, чтобы процесс обучения их детей, может быть, кого-то со средними способностями восприятия учебного материала, демонстрировался на всю планету?

С моей точки зрения, учителю-новатору интернет-страничка или даже сайт необходим, поскольку размещенные на нем материалы могут представлять интерес для коллег из других школ и регионов. А вот повальная сайтомания педагогов ни к чему. Она если что-то и украсит, то только отчеты чиновников.

Тем не менее без персонального интернет-ресурса даже учителю начальной школы аттестацию не пройти. В утвержденных министерством образования области рекомендациях по созданию персонального интернет-ресурса на 22 страницах расписано техзадание, которое обычному пользователю компьютера без специальных знаний исполнить не под силу.

– А возможности заплатить 12 тысяч рублей за создание сайта у меня нет, – горюет учительница начальных классов одной из школ. – При моей зарплате в 30 тысяч это огромная сумма. Проработав в школе 29 лет и имея желание продолжить работу, я вынуждена буду уволиться…

В министерстве образования области такой реакции удивились. По словам ведущего консультанта О. Михальченко, которой поручено проведение аттестаций, 90 проц. преподавателей позитивно отнеслись к нововведению. Теперь меньше бумаг.

Возможно, какую-то часть молодого поколения педагогов новый порядок аттестации и увлекает своей новизной, но, увы, молодежи в педколлективах школ, особенно в районах, сегодня меньше, чем требуется. Школы по-прежнему «выезжают» за счет опытных кадров пенсионного и предпенсионного возраста.

Сомнения журналиста насчет целесообразности в принудительном порядке заставлять сахалинских учителей расширять информационную базу всемирной паутины доказательствами своих скромных достижений не разделила и первый заместитель министра образования О. Васильева.

После разговора с чиновницей, оставившей без ответа просьбу назвать федеральный нормативный акт, на основании которого появилась странная новация, у корреспондента возникло предположение, что это инициатива нашего регионального министерства. Письмо руководителям муниципальных органов и образовательных госучреждений о новой форме прохождения аттестации за подписью сахалинского министра образования Н. Мурашовой подтвердило эту догадку. Из текста формуляра следует, что новый порядок аттестации основан на рекомендации (!) одного из департаментов минобразования РФ, прозвучавшей на селекторном совещании.

Выходит, мы впереди планеты всей? Так сказать, пилотный проект, территория для эксперимента?

Тем временем в той же Москве, вряд ли острее нашего испытывающей нехватку учительских кадров, недодумались навязывать школьным учителям обязательное присутствие в интернете. В столичных школах аттестация педагогов проводится без излишних наворотов. Профессиональный уровень педагога оценивает внутришкольная комиссия, которая может судить о коллеге не только по портфолио, а, что важно, по повседневной работе. После чего директор школы направляет документы в центральную аттестационную комиссию, которая оформляет соответствующее решение.

Ну а сахалинское министерство образования требует от учителей профессионального исполнения даже там, где это вовсе и необязательно. Имею в виду качество видеозаписи открытого урока. В методических рекомендациях по подготовке и оформлению видеозаписей, утвержденных опять же распоряжением областного министерства, прописаны технические требования, при нарушении которых видеозаписи «не принимаются в качестве материалов аттестуемого». В частности, изображение не должно быть нерезким, слишком светлым или затемненным. Непродвинутым по этой части педагогам рекомендуется «воспользоваться услугами оператора, который профессионально занимается съемкой и обработкой видео». Вот только не уточнено, за чей счет должна выполняться такая съемка.

Складывается впечатление, что сегодня региональное министерство несколько оторвалось от реальной действительности. Школьные учителя и так загружены выше некуда, никто не отменил проверку ученических тетрадей и прочие традиционные формы школьной работы. И если это не осознается сахалинскими чиновниками от образования, то это уже беда.

Однако что в других регионах? В отличие от сахалинского министерства образования московский департамент образования, наоборот, занялся борьбой с запросами ненужной информации, которые излишне загружают учителей и отвлекают их от педагогического процесса. Педагогам предложено напрямую сообщать о подобных фактах на сайт департамента для принятия к виновным соответствующих мер.

Призвание педагога – учить детей! Давайте вместе освободим наших учителей от ненужной работы! Под этим лозунгом московские чиновники начали кампанию по возвращению школьных учителей к исполнению их прямых обязанностей.

По словам первого заместителя сахалинского министра образования О. Васильевой, у нас тоже озабочены этой проблемой. Возможно, это и так. Но введение интернет-обязаловки для педагогов, скорее, говорит об обратном.

Т. ВЫШКОВСКАЯ.